Бусовикова Мусонова Оксана Викторовна
Развитие сенсомоторных качеств руки ребёнка в процессе обучения технике «Мозаика»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы
«Развитие сенсомоторных качеств руки ребёнка
в процессе обучения технике «Мозаика».
[/b]
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Мусонова О. В.
Публикация «Развитие сенсомоторных качеств руки ребёнка в процессе обучения технике „Мозаика“» размещена в разделах
Дошкольный период – один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, именно в этот период появляется стремление постигать окружающее и себя. Он усваивает огромный объём информации. Очень важно своевременно заложить основы полноценного развития ребёнка, успешность которого, в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.
В его структуре одним из ведущих являются сенсомоторные качества руки, которые, по определению известных учёных – психологов: М. М. Кольцовой, Н. Н. Новиковой, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерева и др., непосредственно связаны с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.
Сенсомоторные качества руки ребёнка, как показывают психолого-педагогические исследования, развиваются с помощью изобразительных видов деятельности рисования, лепки, аппликации. Одной из художественных техник, которая доступна и интересна детям, на наш взгляд является мозаика.
Мозаика– это искусство подражать живописи набором мелких кусочков одного или нескольких различных материалов: стекла, древесины, камней, металлов, пластмассы и т. д.
Работа с мелкими предметами положительно влияет на развитие мелкой моторики рук, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными.
Мозаика– оказывает влияние на восприятие, воображение, память, мышление. Учёные отмечают, что если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук в работе с мозаикой является важным фактором, стимулирующим улучшению артикуляционных движений, подготовки руки к письму, и что не менее важно, мощным средством развивающим мышление.
Не зря немецкий философ И. Кант назвал руку - «выдвинутым наружу головным мозгом».
Учитывая влияние мозаики на уровень развития ребёнка, нами была разработана парциальная программа «Путешествие в мир мозаики» в соответствии с задачами «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Э. М. Дорофеевой. В ней предусматривается использование мозаики в развитии сенсомоторных качеств руки ребёнка от трёх до шести лет.
Работа с мозаикой построена на основе дидактических принципов, - доступности, наглядности, последовательности, систематичности, научности, сознательности, активности. В организации педагогического процесса важно учитывать и такие принципы, как:
- ценностное отношение к каждому ребёнку;
- формирование целостности образа мира;
- интегративности;
- взаимосвязь обучения и творчества;
- адаптивности.
Программа изготовления мозаики доступна, интересна детям, привлекает простотой формы, яркостью цвета, условностью, декоративным решением. Выполнение мозаичных изображений не требует особых материальных затрат и оборудования.
Учитывая многообразие возможного материала при выполнении мозаичных работ, мы остановились на цветной бумаге, с которой дети ранее уже работали, выполняя аппликацию.
В ходе работы, мы знакомимся с разными видами техники выполнения мозаики, так как это обогащает кругозор детей.
- контурная, т. е. кусочки наклеивают на фон только по краю изображения;
- сплошная, т. е. когда деталями заклеивается внутренняя часть изображения;
- с просветами – мелкие детали наклеиваются не вплотную друг к другу.
При такой технике лучше всего бумагу не нарезать, а нарывать на мелкие части, так как края частей имеют белый ободок и это придаёт изображению интересный оттенок;
- однослойная – основа которой заклеивается мелкими деталями материала;
- многослойная, т. е. на крупные детали (первый слой) наклеиваются более мелкие (второй слой). При такой технике выполнения изображения получаются наиболее выразительными, яркими.
- полностью мозаичная - и фон, и изображение заклеиваются деталями;
- частичная, т. е. часть изображения - мозаика, часть – дорисовка карандашами, красками и т. п.
Наиболее доступны детям – сплошная техника и по контуру.
Процесс создания мозаичного изображения состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребёнка, достаточно высокого уровня изобразительных и технических умений, сосредоточенности, настойчивости, аккуратности, самостоятельности, пространственного восприятия, творческого мышления и воображения, точных движений руки и развитой мелкой моторики пальцев.
Цвет – одно из выразительных средств в мозаике. Его освоение подчиняется законам колорита. Мы заметили, если вначале мозаичные изображения детей были слабыми по цвету, то постепенно, работая в технике мозаики, их цвет обогащался и расширялся, так как мы учили детей правильно подбирать и комбинировать цвет, соединять их по принципу контрастности, гармоничности, а также размещать цветные части на основе, которые должны образовывать и замыкать предмет или целую композицию.
По тематике, мозаика также как и аппликация, достаточно разнообразна: предметная, сюжетная, декоративная. Вначале нашей работы мы предлагали детям свою тематику по образцу – предмет или простой сюжет, в итоге – дети не только научились создавать портреты и натюрморты, сложные пейзажи, украшать объёмные формы замысловатыми узорами, но и экспериментировать, придумывать что-то своё, необычное.
Выполненные детьми мозаичные изображения мы неоднократно использовали в оформлении интерьера групповой комнаты, детского сада, готовили поздравительные открытки, подарки малышам, а также принимали участие в выставках детских работ. Наши дети испытывают огромную радость, что их работа положительно оценена и может быть применена с пользой, ведь это формирует у ребёнка уверенность в себе, своих силах и возможностях.
В организации занятий, в зависимости от размера мозаики, учитываем разные формы работы с детьми: индивидуальные, группами, фронтальные. При этом распределяем, чтобы каждый ребёнок, смог применить имеющийся у него опыт художественно-творческой деятельности.
Это стало возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований в каждой возрастной группе, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта.
При наборе мозаики движения рук у детей скоординированы, действуют по-разному: то всей кистью, то ладонью, то пальцами, то кончиками пальцев. Сформированы такие качества, как точность, быстрота, плавность.
В нашей работе для освоения специальных знаний, умений, навыков мы использовали такие методы и приёмы: игровой, информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический, исследовательский. Все они сочетаются, взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие сенсомоторных качеств руки.
В ходе работы по избранному направлению осуществлялось тесное взаимодействие педагога с семьёй
Как писал А. М. Горький: «рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».
Занятия художественной мозаикой дают возможность интересно и с пользой заполнить свободное время, и самое главное - дети никогда не устают, вся работа - своеобразная игра, способствующая проявлению элементов творчества, способности к комбинированию и преобразованию, развитию логического мышления, сенсомоторных качеств руки ребёнка, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.
Выставка детских творческих работ в технике "Мозаика"
[/b]