Татьяна Спиридонова
Формирование здорового образа жизни у детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Тема проекта «В здоровом теле-здоровый дух»
Тип проекта - творческий, познавательно-игровой
Срок: краткосрочный (04.11-30.15.2019 г.)
Участники проекта - педагоги (Воспитатель Спиридонова Т. Х,Авдеенко Н. Ю.
дети младшей группы, родители.
Публикация «Формирование здорового образа жизни у детей первой младшей группы» размещена в разделах
Актуальность проекта: Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Проблема здоровья в настоящее время рассматривается и в широком социальном аспекте: как психическое и социальное благополучие. Человек благополучен и значит, здоров, если у него преобладают положительные эмоции. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка;, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение, (и в первую очередь детский сад) должно стать «школой здорового стиля жизни» детей. По нашим наблюдениям у наших детей недостаточно сформированы умения выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры; не всегда соблюдаются элементарные правила приема пищи; дети не в достаточной степени владеют доступными возрасту навыками самообслуживания; не все дети умеют одеваться и раздеваться в определенной последовательности. Все это сказывается на развитии детей и способствует частым болезням.
Поэтому в своей работе мы поставили перед собой следующую цель: сформировать у детей представления о здоровом образе жизни как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
Цель реализуется через решение следующих задач: Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, учить беречь свое здоровье и заботится о нем. Оказывать помощь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитии и закреплении культурно - гигиенических навыков. Расширять знания детей о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания. Знакомить детей с факторами, влияющими на здоровье человека (окружающая среда, сон, двигательная активность). Реализация работы по формированию здорового образа
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные и дидактические игры с простым содержанием.
2. Воспитывать культурно-гигиенических навыков
3. Приучать к совместным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (личной гигиены и предметов для подвижных игр)
2. Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий : игрушки, одежда, обувь, спортивный инвентарь)
Образовательная область «Физическое развитие» («Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»)
1. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
2. Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму.
2. Развивать интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях, активность в двигательной деятельности; интереса и любви к спорту
Образовательная область «Речевое развитие»
1 Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок, одежды, обуви, спортивного инвентаря (мяч, скакалка, самокат, султанчики, обруч, кегли, велосипед)
2. Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения.
3. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.
2. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации
Реализация проекта в 3 этапа.
1 этап Подготовительный
1. Подборка методического и дидактического материала.
2. Подборка художественной литературы.
3. Разработка непрерывной образовательной деятельности по проекту.
4. Оформление папки-передвижки для родителей по теме проекта.
5. Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта.
6. Подборка дидактических, подвижных, сюжетных действий по теме проекта и атрибутов к ним.
7. Разработка анкеты для родителей: «Условия здорового образа жизни в семье»
Работа с детьми
Создание проблемной ситуации:
Вносятся в группу наглядное пособие «Режим дня», книги о спорте и здоровье, книги К. Чуковского «Мойдодыр» и «Айболит»
Проблемное обсуждение: Что такое здоровье? Что нам поможет его укрепить?
Работа с родителями
Информация об участии в проекте
Анкетирование «Условия здорового образа жизни в семье»
Консультации «Значение союлюдения режима дня дом»
2 этап Основной этап
Работа с детьми
Проведение бесед и НОД
НОД по Художественно-Эстетическому развитию:
Аппликация «Украсим платочек для Маши»
Лепка «Мой мячик» (приложение 3)
Конспект беседы по речевому развитию:
Беседа: «Друзья Мойдодыра» (Приложение 4)
Конспект беседы по Социально-коммуникативному развитию:
Беседа по теме «Здоровый образ жизни. Здоровье – наше богатство» (Приложение 1)
Конспект беседы по Познавательному развитию
«Что такое режим дня?» (Приложение 2)
Итоговое мероприятие по Физическому развитию
Работа с родителями
Участие в консультации по теме
13
Находят стихи и загадки о здоровом образе жизни.
Активизируют речь детей о спорте,о закалке.
Пополняют книжный центр разнообразными книгами о спорте, здоровье и режиме дня
Читают стихи, загадки о спорте и спортивном инвентаре, рассматривают иллюстрации по теме.
Создают книжки-малышки, обговаривают рисунки в книге с детьми и помогают детям создать рисунок или аппликацию «О закаливании»
Оформляют совместно с детьми книгу.
3 этап Заключительный этап:
-Изготовление альбома «Мои спортивные друзья»;
-
-Создание книжки-малышки о пользе закаливания
-Создание презентации проекта «В здоровом теле-здоровый дух»
- Проведение спортивного развлечения «В здоровом теле-здоровый дух»
Предполагаемый результат:
Дети:
После завершения проекта дети приобретут следующие знания:
1. У детей сформированы начальных представлений о здоровом образе жизни
2 Совершенствование навыков у детей соблюдать культурно-гигиенические процедуры.
3. Развитие у детей интереса и желания играть вместе с воспитателем в подвижные и дидактические игры
Родители:
Родители привлечены к совместной работе с детьми.
Интересуются совместной деятельностью;
Помогают развивать физические способности ребенка;
Совместно с ребенком оформляют книжку
Родители оформляют мини-вернисаж «Моя семья, спорт и я»
Продукт проекта.
- Изготовление альбома «Мои спортивные друзья»;
- Создание книжки-малышки о спортивном инвентаре
- Мини-вернисаж «Моя семья, спорт и я»
- Спортивное развлечение «В здоровом теле-здоровый дух»
Девиз проекта:
«Вместе весело играть и здоровье укреплять»
Реализация проекта:
Ежедневная работа с детьми:
-Гимнастика (утренняя, дыхательная, для глаз).
-Гимнастика пробуждения
-Физкультминутки, пальчиковые игры.
-Подвижные игры:
1. Мой веселый звонкий мяч (с мячом)
2. Попади в обруч (с мешочками, мячиками)
3. Перепрыгни через ручеек (со скакалками)
4. Сбей кегли (с мячом)
5. Передай другому (с мясом)
6. По ровненькой дорожке (Со скакалкой)
7. Катание на больших машинах
Дата. Виды детской деятельности.
04.02. 2019:
Первая половина дня
1. Анкета для родителей «Условия здорового образа жизни в семье»
Цель: Выявить знания родителей о здоровом образе жизни и соблюдение его в семье.
2. Беседа «Болезнь и первая помощь»
Цель: Продолжать формировать представление о здоровье. Уточнять знания о работе врача.
3. Дидактическая игра: Чудесный мешочек (предметы туалета)
Вторая половина дня
1. Чтение детям К. Чуковского «Айболит»
Цель: формировать элементарные представления о профессии врача и ветеринара.
2. Дидактическая игра «Вредно – полезно».
Цель: формировать представления о мерах профилактики и охраны здоровья. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, грамматически правильную речь.
05.11. 2019:
Первая половина дня
1. Беседа «Чтобы зубы были здоровыми».
Цели: рассказать о значении зубов для человека; помочь уяснить, как «работают» зубы; закрепить знания правил чистки зубов;
2. Экспериментирование с материалами и веществами
Аппликация «Платочек для Маши»
Цель: Освоение элементов бумажной пластики. Создание композиции из кусочков рваной бумаги. Формировать умение намазывать клей при помощи кисти на бумагу.
(И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа», стр. 37)
3. Беседа «В кабинете у стоматолога».
Цель: рассказать детям, что врач, который лечит зубы, называется стоматолог, но для того чтобы реже посещать врача-стоматолога необходимо ухаживать за своими зубами.
4. Дидактическая игра: «Зубная щетка».
Цель: закрепить правила детей чистки зубов в процессе игры.
5. Рассматривание иллюстраций «Человек. Части тела», «Предметы гигиены» «Зубы», «Рот»
6. Подвижная игра «По ровненькой дорожке»-закреплять умение принимать исходное положение в прыжках в длину.
7. Подвижная игра «Попади в круг».
Цель: совершенствовать умение обращаться с предметами; учить попадать в цель, развивать глазомер, ловкость
Вторая половина дня
1. Д/и «Части тела»
Цель: закрепление знаний о частях тела, умение ориентироваться в пространстве тела.
2. Чистоговорка «У меня есть: голова, грудь, живот, а там спина…»
06.11. 2019:
Первая половина дня
1. Беседа на тему: «Умывание и купание».
Цель: Дать детям представления о том, что соблюдение гигиены – залог здоровья; воспитывать желание соблюдать правила личной гигиены; активизировать словарь.
2. Дидактическая игра «Вредно – полезно».
Цель: формировать представления о мерах профилактики и охраны здоровья. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, грамматически правильную речь.
3. Подвижная игра «По длинной извилистой дорожке» (игры с ходьбой)
Цель: развивать равновесие
Вторая половина дня
1. Чтение Чуковского «Мойдодыр»
Цель: формировать представления у детей о культуре гигиены; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни; развивать внимание, память, логическое мышление, речь детей; воспитывать интерес к детской художественной литературе, аккуратность, чистоплотность, желание быть всегда опрятным, красивым; обогатить словарный запас.
2. Дидактическая игра «Помощники Мойдодыра»
Цель: формировать представления о предметах личной гигиены
3. Сюжетные действия «Больница» сюжет «На приеме у врача»
Цель: Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их (градусник, шприц, бинт, вата, пипетка, фонендоскоп)
07.11. 2019:
Первая половина дня
1. Рассматривание иллюстраций «Режим дня»
Цель: формировать представление о отдельных режимных моментах, объяснить важность соблюдения режима дня и гигиенические процедуры, формировать привычку к здоровому образу жизни.
2. Дидактическая игра «Смешарики-спорстмены»
Цель: приобщать детей к здоровому образу жизни, развивать интерес к спорту, умение детей внимательно слушать, давать оценку действиям персонажей.
3. Чтение стихов Барто Агния «Наша Таня громко плачет» (заучивание текста про мяч наизусть) Познакомить с произведением А. Барто «Веревочка»
Цель: формировать умение внимательно рассматривать картинку, узнавать в изображенном знакомые предметы, устанавливать связь между предметами и их изображением на рисунке, понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; отвечать на вопросы, рассматривать сюжетные картинки.
4. Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч»» - упражнять детей в прыжках и заучивание текста стихотворения.
Вторая половина дня
1. Чтение С. М. «Мой веселый, звонкий мяч»
Цель: вызвать эмоциональный отклик, желание поиграть в игру.
2. Физминутка «Мой веселый звонкий мяч» снять эмоциональное напряжение
08.11. 2019:
Первая половина дня
1. Чтение и беседа по сказке о микробах
Цель: Формирование КГН по соблюдению личной гигиены, познакомить детей с микробами, формировать убеждения о необходимости сохранения личного здоровья.
2. Рассматривание картинок микробы
3. Дидактическая игра «Веселые, грустные зубки
Цель: формировать представления детей о том, что вредно для зубов и полезно.
4. Игра средней подвижности «Замри»
Цель: знакомство с игрой, схемами; формировать умение понимать схематическое изображение позы человека
5. Подвижная игра «Через ручеёк» - развивать умение двигаться в определённом направлении, прыгать на двух ногах с продвижением вперёд.
Вторая половина дня
1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (мыло, полотенце, салфетки, носовой платок…-средства личной гигиены)
Цель: развивать речь, память, сенсорное восприятие, мелкую моторику рук.
2. Чтение сказки «Айболит» Чуковский (продолжение)
Цель: развивать умение внимательно слушать
11.11. 2019:
Первая половина дня
1. Беседа: «Друзья Мойдодыра»
Цель: Продолжать воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки; расширять представления детей о том, на сколько важно следить за чистотой своего тела, рук, лица и т. д
Чтение письма от Мойдодыра
Вторая половина дня
Дидактическая игра «Вредно – полезно».
Цель: формировать представления о мерах профилактики и охраны здоровья.
12.11. 2019:
Первая половина дня
1. Лепка-экспериментирование «Мой веселый звонкий мяч»
Цель: Формировать умение лепить округлые предметы шарик из пластилина круговыми движениями. Развитие чувства формы, мелкой моторики.
2. Беседа «На зарядку становись!»
Цель: формировать представление детей о пользе физических упражнений. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
3. Дидактическая игра «В здоровом теле - здоровый дух»
Цель: формировать у детей представления о предметах личной гигиены и предметов для подвижных игр на улице. Развивать речь, логику, мышление (предметы личной гигиены)
4. Игровое упражнение «Попади в обруч»
Цель: развивать ловкость, формировать умение детей метать мешочки с песком в горизонтальную цель, правой и левой рукой прицеливаясь.
5. Рассматривание наглядного пособия (книга) с режимными моментами, картинки физических упражнений и рассматривание алгоритма мытья рук. Рассматривание книги «Смешарики»
Вторая половина дня
1. Разучивание движений и слов песни «Серый зайка умывается» (М. Красев).
2. Дыхательное упражнение «Футбол» Внесение в группу настольной игры
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха, умение работать в команде
3. Загадывание загадок о спортивном инвентаре
Цель: развивать память, логику, мышление, воображение
13.11. 2019:
Первая половина дня
1. Беседа по теме «Здоровый образ жизни. Здоровье – наше богатство»
Цель: формировать КГН, дать понятие о здоровом образе жизни, обогащение словаря (грязнуля, неряха, закалённый, выносливый, ловкий, сильный, жизнерадостный)
2. Рассматривание наглядного пособия «Режим дня»
3. Игра-упражнение «Мышка пролезла в норку» (игра с обручем)
Цель: Развивать умение лазать, ловкость. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Вторая половина дня
1. Рассматривание иллюстраций сказки Чуковского «Айболит»
Цель: формировать представления у детей о профессии, развивать внимание, речь детей; воспитывать интерес к иллюстрациям в книгах
2. Рассматривание алгоритма мытья рук. Предложить детям вымать руки по этой схеме.
3. Сюжетные действия «Доктор детского сада»
Цель: Игра способствует развитию навыков общения, социальной адаптации, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их (градусник, шприц, бинт, вата, пипетка, фонендоскоп)
4. Игра средней подвижности «Передай мяч»
Цель: учить передавать мяч друг другу; развивать быстроту.
14.11. 2019:
Первая половина дня
1. НОД Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая». Занятие №12
Цель: Познакомить детей с новым стихотворением. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к стихам. Закреплять кгн
(Хрестоматия 2-4 лет; В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста. Стр. 87+конспект см. приложение)
2. Беседа с детьми на тему «Мои спортивные друзья». Рассматривание картинок «Физические упражнения со спортивным инвентарем»
Цель: формировать умение внимательно рассматривать картинку, узнавать в изображенном знакомые предметы, устанавливать связь между предметами и их изображением на рисунке, понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; отвечать на вопросы, рассматривать сюжетные картинки.
3. Игровое упражнение «Передай мяч»
Цель: формировать умение передавать мяч друг другу; развивать быстроту.
4. Рассматривание альбома «Мои спортивные друзья»
5. Рассматривание картинок в книжке «Физические упражнения», мяча, скакалки, султанчики.
Вторая половина дня
1. Чтение книжки «Совунья спортсменка» серии книг «Смешатика»
Цель: вызвать эмоциональный отклик, формировать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы.
2. Дидактическая игра «В здоровом теле - здоровый дух»
Цель: формировать у детей представления о предметах личной гигиены и предметов для подвижных игр на улице. Развивать речь, логику, мышление
3. Игровое упражнение сбей кегли
Цель: развивать глазомер
15.11.2019
Первая половина дня
1. Итоговое мероприятие спортивное развлечение «Малыши-крепыши»
Цель: формировать двигательную активность
(Конспект см. приложение)
2. Рассматривание книжек-малышек «Мячик», «Велосипед» Беседа с детьми о спортивном инвентаре по книжкам. Загадки по теме.
3. Разрезная картинка «Собери велосипед по образцу»
4. Рассматривание книжек-малышек «Мячик», «Велосипед», «Скакалочка»
5. Д/И «В здоровом теле-здоровый дух»
6. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (мыло, полотенце, салфетки, носовой платок…-средства личной гигиены)
Цель: развивать речь, память, сенсорное восприятие, мелкую моторику рук.
Вторая половина дня
Рассматривание мини-вернисажа «Моя семья, спорт и я»
Вывод.
Вследствие реализации проекта у детей проявилось желание играть вместе с воспитателем в подвижные и дидактические игры с простым содержанием. Дети познакомились с предметами ближайшего окружения (личной гигиены и предметов для подвижных игр). Дети имеют начальных представлений о здоровом образе жизни. Дети с желанием занимаются физическими упражнениями. Обогащен словарь детей существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок, одежды, обуви, с) Дети самостоятельно проявляют инициативу: бегать, прыгать, играть с нестандартным оборудованием.
С семьями воспитанников установлены партнёрские взаимоотношении, создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление здоровья детей.
Список литературы
Информационные ресурсы :
программа «От рождения до школы»
Хрестоматия для дошкольников
В. В. Гербова «Развитие речи в д/саду» 2 группа раннего возраста
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа»
Материально-технические ресурсы:
Наглядное пособие «Режим дня», книжек о спорте, картинки физических упражнений.
Материалы для продуктивной деятельности: бумага, клей, кисточки, цветная бумага, пластилин, доски, салфетки
Риски:
-нежелание родителей принимать участие в проекте
- перенос проекта на неопределенный период из-за болезни детей