Папки-передвижки

«Театрализованная деятельность как источник развития творчества у детей». Из опыта работы

Фание Гатауллина
«Театрализованная деятельность как источник развития творчества у детей». Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной совре-менной жизни? Как воспитать и развить его способности :

- Слышать

- Видеть

- Чувствовать

- Понимать

- Фантазировать

- И придумывать?

Публикация «„Театрализованная деятельность как источник развития творчества у детей“, Из опыта работы» размещена в разделах

Самыми популярными и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность, именно она позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Учаcтвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Так же театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу, они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, не-уверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу же пропадающий комплекс «я не умею» - всё это удивляет и привлекает. Необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, при-чем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить ребенка еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются. Нельзя делить детей на «артистов» и «зрителей» т. е. постоянно вы-ступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют другие». Подготовка к театрализованной деятельности детей должна проходить в несколько этапов. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую пони-мание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходимо не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Причём чем меньше ребёнок, тем определеннее, акцентированное должно быть чтение.

Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Начиная с младшей группы, на совместной театрализованной деятель-ности мы знакомим детей с видами театра, основами актерского мастерства. Для этого мы используем этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие. У детей формируется простейшие образно-выразительные умения, например имитировать характерные движения сказочных героев – животных.

Обучаем детей простейшим приемам кукловождения, используя куклы из кукольного театра, предлагая подержать в их руках, рассмотреть, поиграть с ними, задавая вопросы (например, из какой сказки персонаж, и предлагая рассказать кому – ни будь эту сказку, а остальным дополнить). Никогда не надо заучивать литературный текст. Этот прием использую для того чтобы каждый ребенок мог проявить творчество, придумать диалог, найти вырази-тельные интонации т. е. пытаюсь разбудить детскую фантазию через наводящие вопросы, не давая готового образца подражания.

Применяю еще один методический прием; разучивание сценок маленькими фрагментами, что позволяет каждому попробовать себя во всех ролях. Затем спрашиваю детей : «Какой мишка больше понравился, Ванин или Ди-мин? Чем понравился?» ответы детей отличаются разнообразием: «Ваня сердито рычал, как настоящий медведь, что я даже испугалась». Димин мишка рычал тихо, и мне совсем было не страшно, а весело. Этот прием способствует не только развитию связной речи детей, самостоятельности их мнения, но и развивает умения выражать свою точку зрения, аргументируя ответ. После того, как все роли детьми были «испробованы», я предлагаю каждому самостоятельно выбрать себе понравившийся персонаж, и начинаем играть сказ-ку.

Очень интересное было представление для детей, когда силами родите-лей им была показана сказка «Теремок», это был кукольный театр. Дети сами были готовы её показать, знали всех персонажей, их характер, но родители её преподнесли им сами. Затем с детьми также отметили, кто больше из кукольных героев им понравился, и почему. Дети были горды, что роли играли их мамы, папы.

Работа над этюдами направлена на развитие внимания, фантазии. Так в рамках тематической недели «Животные жарких стран», я предложила де-тям представить что вы все обезьяны и сидите в клетке в зоопарке. Один ребенок (по желанию или с помощью считалки) был выбран на роль посетителя зоопарка. Он должен был стоять среди клеток и делать различные движения и жесты. «Обезьянки» передразнивают посетителя, точно повторяют их жесты и движения. Так дети несколько раз менялись ролями. У детей в ходе игры развивалось внимание, наблюдательность. А у «посетителя» творческие задумки.

Играя в игру «День рождения», с помощью считалки выбирается ребе-нок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий, дети должны показать, что именно они дарят.

В подготовке к конкурсу «Театральная осень», мы воспитатели выбрав сказку «Репка», начали знакомить детей с нею, т. к. она была на новый лад и в стихах. Просмотрев несколько вариантов, учитывая темперамент ребенка, распределили роли (причем на одну роль несколько детей, а затем уже пока-зали эту сказку в группе, и определились уже с героями на конкурс). Дети очень хорошо показали свои артистические способности, рассказывали гром-ко, выразительно. Бытует мнение, что любой ребенок может выступить на празднике, но есть такие дети, которые в группе ведут себя свободно, без стеснения, а в игре «на зрителя», часто теряются, тихо говорит или совсем не озвучивает свои роли.

Поэтому постоянно ребенку надо протягивать – как бы руку помощи, поощрять его, говорить, что у него всё получиться.

Необходимо учитывать:

- индивидуальные социально – психологические особенности ребенка;

- особенности его эмоционально – личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтение и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес, творческие способности;

- возрастные и полоролевые особенности.

Работая над развитием творчества у детей, мы решим реализацию всех задач через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности детей. Мы разработали модель твор-ческой активности дошкольников.

В дальнейшем будем работать над такими задачами :

1) Создать условия для развития творческой активности детей в теат-рализованной деятельности поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлениях, побуждать к импровизации средствами мимики, вы-разительных движений, интонаций.

2) Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройства-ми театра, театральным жанрам, с различными видами кукольных театров)

3) Обеспечить условия для взаимосвязи театральной деятельности в едином педагогическом процессе (НОД «Музыка», физкультурные досуги, развлечения, праздники, конкурсы).

4) Создать условия для совместной театрализованной деятельности де-тей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием де-тей, родителей, организация выступления детей перед младшими)

5) Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию бла-гоприятного микроклимата, уважение к личности маленького чело-века.

В итоге хочется отметить, что гармоничное сочетание кукольного и драматического искусства, танцев и художественного слова совместно с развитием детского творчества позволяет дошкольнику осознать свои возможности, чувствовать, что каждый может проявить себя в любом виде деятельности. Привыкнуть к мыслям, что любое проявление его творческих способностей найдет поддержку со стороны взрослых и сверстников. Что касается детского страха перед выходом на сцену, то среди наших воспитанников мы его не видели. Волнение, переживание – да, но это нормальное состояние любого, связанного с публичной деятельностью. Перед выступлением «Театрализованная осень», «Ве-сенняя капель», детям объясняем, что они пока еще дети. «Это взрос-лые профессиональные актеры умеют собраться, настроиться на игру, даже если нет настроения или что-то болит. Мы с вами пока что только учимся разыгрывать на сцене различные истории. У кого – то уже хо-рошо получается это делать, а у кого – то еще пока нет. Это нормально, так оно и должно быть. При таком настрое ребенок будет испытывать лишь здоровое творческое волнение перед выходом на сцену и радость ожидания, результата – реакции зрителя. У 68% наших воспитанников сформированы способности выражать эмоции, понимать своё эмоциональное состояние и состояние другого человека. И так, развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованного искусства – занятие трудоёмкое, но увлекательное и результативное. По-этому считаю опыт работы доступным и возможным для всех педагогов.

Используемая литература

1) А. Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду» (игры, упражнения, сценария) Творческий центр «Сфера» г. Москва 2010 г.

2) А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду» Мозаика – синтез. г. Москва, 2010 г.

Публикации по теме:

«Кактусенышка», торцевание«Кактусенышка», торцевание Все педагоги прекрасно знают как важно развивать мелкую моторику детей дошкольного возраста (и не только). Знают и о том, что развитая мелкая.

«Волшебный теремок»«Волшебный теремок» Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу, заставляя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Театрализованная деятельность как источник развития творчества у детей». Из опыта работы
Опубликовано: 23 апреля 2013 в 19:42
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Театрализованная деятельность как источник развития творчества у детей». Из опыта работы» (включая файлы) размещена пользователем Фание Гатауллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД