Преснякова Дарья Александровна
Опыт работы «Формирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода - это этап накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.
Поэтому патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
Публикация «Опыт работы „Формирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человек, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, та как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, а это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Задача родителей и педагогов – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения страны, любовь и
уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
В своей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родной стране, о своем городе, о Родине в целом. Поэтому главным направлением в работе с детьми по патриотическому воспитанию я считаю воспитание у дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю. Система и последовательность работы по воспитанию у детей патриотических чувств, представлена следующим образом: семья - родная улица- родной город - страна.
Свою работу я провожу последовательно: от более близкого, знакомого (семья, улица, к более сложному (родной город, страна) по единому плану, включающему единство прошлого, настоящего и будущего как отдельно взятой семьи, так и родины в целом.
Чувство любви к родному краю приобретаются и переживаются индивидуально. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать.
Я поняла, что чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.
Работа намечена в системе и комплексно по трё м направлениям:
- Комплексные занятия познавательного, художественно-эстетического и развивающего цикла;
- Совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и праздники.
- Самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные игры, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.
Интегрированный подход в воспитании, образовании и развитии заключает вполне определённое практическое указание на исследование социально-культурного наследия малой родины, системную работу с воспитанниками и их родителями, нацеленную на обогащение социального опыта дошкольников.
Большое внимание уделяется работе над понятием «семья», «малая Родина», «Россия», проводились этические беседы о семье, о близких родственниках; дети показывали на фотографиях членов семьи, называли их, пытались о них рассказывать.
Провела занятие по художественно-эстетическому развитию на тему:
«Мой дом, мой двор, моя улица».
Целью занятия было расширение знаний о доме, дворе, улице, малой Родине. И были поставлены следующие задачи: создавать в аппликации образ дома,
расширять представления детей о родном городе, его достопримечательностях, воспитывать патриотизм и любовь к малой родине.
Были использованы фото и иллюстрации зданий и достопримечательностей г. Шебекино.
Готовясь к занятию была проведена большая предварительная работа : проводились беседы о семье, доме, г. Шебекино; рассматривали иллюстрации о достопримечательностях родного города; читали стихи и рассказы, разучивали пословицы, пальчиковые гимнастики: «Семья», «Строим дом»; приветствия «Собрались все дети в круг»; стихотворения «Мой дом», песни «Здравствуй, Родина моя!»
Проводила экскурсию по улице Мичурина. Была оформлена выставка рисунков на тему «Мой дом», изготовлены дидактические игры: «Чей домик», «Выложи дом из геометрических фигур».
Совместно с родителями и детьми пополняем альбом фотографиями: «Моя семья», «Мой дом, моя улица», «Мой город».
Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в своей работе я использовала художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии.
В результате проведенного занятия у детей расширились знания и интерес к семье, дому, родному городу.
После проведения бесед, занятий дети делились с родителями, друзьями своими эмоциями, от увиденного и услышанного, а также передавали свои впечатления в рисунках.
В нашей группе есть уголок по патриотическому воспитанию, где дети смогли познакомиться с символикой России, белгородской области, г. Шебекино, увидеть портрет президента, прочитать гимн России, найти главный город России на глобусе, дети рассмотрели куклу в национальном русском костюме.
Маленький ребенок, дошкольник еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники и традиции малой родины. Я рассказывала детям, что у каждого народа есть свои праздники. А затем мы играли в дидактические игры: «Государственные праздники в России», «Выложи герб», «Выложи флаг».
В работу с дошкольниками мною были включены сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Помощники», «Дочки-матери». Эти игры способствуют воспитанию патриотических чувств у детей, любви к родному городу.
Благодаря использованию различных форм и методов работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, бытом и традициями малой родины, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях России. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллектива.
Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни. Я продолжаю работу по патриотическому воспитанию дошкольников. Свою работу начинаю с бесед о своей семье, о своей Родине, о своем родном городе. На этих занятиях дети закрепляют те знания, которые у них есть, узнают новый доступный для их возраста материал.