ОЛЕСЯ ЛЕНЬКОВА
Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Физкультурно- оздоровительная работа в детском саду- это комплекс мероприятий, проводимых сотрудниками образовательного учреждения, направленных на укрепление и сохранение физического и психического здоровья и оздоровление организма ребенка.
Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности : игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Публикация «Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду» размещена в разделах
Основные задачи физкультурно-оздоровительной работы :
-сохранение физического и психического здоровья;
-освоение основных двигательных действий;
-подготовка к физическому воспитанию в школе;
-профилактика заболеваний;
-укрепление здоровья средствами физической культуры
Методы физического развития:
Наглядные Словесные Практические
Наглядные методы:
• Наглядно-зрительные приёмы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры);
• Наглядно-слуховые приёмы (музыка)
• Тактильно-мышечные приёмы (непосредственная помощь воспитателя).
Словесные методы:
• Объяснения, пояснения, указания;
• Подача команд, распоряжений, сигналов;
• Вопросы к детям;
• образный, сюжетный рассказ, беседа;
• Словесная инструкция.
Практические методы:
• Повторение упражнений без изменения и с изменениями;
• Проведение упражнений в игровой форме;
• Проведение упражнений в соревновательной форме.
Комплексная система
физкультурно- оздоровительной работы включает
Создание условий для двигательной активности детей в ДОУ:
• Гибкий режим дня и создание комфортной обстановки
• Создание условий (подбор необходимого инвентаря, оборудования)
• Индивидуальный режим пробуждения после сна
• Консультации педагогов по двигательной активности.
Двигательная деятельность и психологическая поддержка
• Утренняя гимнастика
• Физкультурные занятия
• Музыкальные занятия
• Двигательная активность на прогулке
• Подвижные игры
• Динамические паузы на занятиях
• Гимнастика после дневного сна
• Физкультурные досуги, забавы,
игры, хороводы, игровые упражнения
• Массаж, профилактика плоскостопия.
Система закаливания
• Облегченная форма одежды
• Ходьба босиком
• Воздушные ванны
• Полоскание рта и горла
• Кислородные коктейли
Диагностика физического развития, состояния здоровья
• Диагностика уровня физического здоровья
• Диспансеризация детей с привлечением врачей детской поликлиники
• Диагностика подготовленности к обучению в школе
• Обследование психоэмоционального состояния детей психологом
Проведение совместных досугов и праздников с родителями
Создание физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени.
Одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей- это плоскостопие. Это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола).
Одним из таких изобретений является дорожка здоровья, которая одновременно несет функции и развлечения, и массажа.
Мaссaж стоп – это целaя система оздоровления, онa оказывает свое воздействие на зоны, которые находятся на стопaх. Такие процедуры способствуют эффективной работе всех внутренних органов, снимают отечность ног, появляется легкость не только в ногах, но и во всем организме сразу. С помощью массажа стоп можно наладить сон, аппетит, настроение. Для массажа стоп удобно использовать массажные коврики. Упражнения на ковриках безопасны и полезны для здоровья.
Для реализации выше представленных мероприятий физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении создаются определенные условия, способствующие охране и укреплению здоровья детей, их физическому и психическому развитию. Кроме того, используются традиционные формы и методы оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми.
Для организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ имеются : физкультурный зал, оснащённый оборудованием; площадки на улице; физкультурные уголки во всех возрастных группах; медицинский и процедурный кабинеты; логопедический кабинет.
Комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и формирования правильной осанки:
«Танцующий верблюд»
И. п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной.
В. – ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать).
«Забавный медвежонок»
И. п. – стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.
В. – ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед – назад, вправо - влево. То же, кружась на месте вправо и влево.
«Смеющийся сурок»
И. п. – стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.
В. – 1-2 полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 и. п.
«Тигренок потягивается»
И. п. – сидя на пятках, руки в упоре впереди.
В. – 1-2 выпрямить ноги, встать, согнувшись; 3-4 и. п.
«Резвые зайчата»
И. п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе.
В: – 1-16 подскоки на носках (пятки вместе)
Комплекс с мячом.
1. «Покатай мяч»
И. п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами.
В: – катать мяч вперед – назад двумя стопами вместе и поочередно.
2. «Вращаем мяч влево и вправо»
И. п. – то же.
В. – круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо и влево.
3. «Подними и удержи»
И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, мяч между лодыжками.
В. - 1-2 ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-4 и. п.
4. «Носком к стопе»
И. п. – сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны.
В. – движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот.
Примечание. Рекомендуется использовать резиновые мячи диаметром 8-12 см.
Комплекс «Встань прямо».
1. «Правильная осанка»
И. п. – стоя у стены, касаясь ее затылком, ягодицами и пятками, руки опущены вниз.
В: – 1-2 поднять руки через стороны вверх;3-4 вернуться в и. п.
2. «Наклонись и выпрямись»
И. п. – то же, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
В: – 1-2 наклон в правую сторону (левую сторону); 3-4 вернуться в и. п.
3. «Проверочка осанки»
И. п. – лежа на спине; голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.
В: – 1-4 поднять голову и плечи, проверить правильное положение тела (задержаться); 5-8 вернуться в и. п.
4. «Соедини лопатки»
И. п. – лежа на животе; подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга.
В. – 1-4 приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить (задержаться); 5-8 и. п.
5.«Руки назад»
И. п. – лежа на животе
В. - 1-4 отвести руки назад и приподнять ноги (задержаться); 5-8 и. п.
6.«Прямые ноги вверх»
И. п. - лежа на спине, руки за головой.
В. – 1-8 поочередно поднимать прямые ноги вверх.
7. «Велосипед»
И. п. – лежа на спине, руки за головой
В. - круговые вращения ногами в течение 30 сек. («велосипед»).
Примечание. Все перечисленные упражнения повторяются по 4-8 раз.