Корниенко Наталья Петровна
Трудовое воспитание в современной отечественной педагогике
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение для воспитателей
Тема: «Трудовое воспитание в современной отечественной педагогике».
Трудовое воспитание дошкольника имеет огромное значение для развития личности ребенка в современных условиях педагогического воспитания. Перед воспитателем стоит задача привить ребенку не только навыки самообслуживания, но и умение работать в коллективе и для коллектива, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия ребенка с коллективом сверстников, с педагогом, с родителями и окружающими людьми.
Публикация «Трудовое воспитание в современной отечественной педагогике» размещена в разделах
С младшего дошкольного возраста ребенок начинает знакомиться с миром взрослых, и главная задача воспитателя – помочь ему в этом. Но это не значит, что нужно сделать что-либо вместо малыша. Он должен сам научиться простым действиям (умываться, стирать, подметать) под руководством опытного педагога. Как выработать навыки и умения у дошколят и какую роль в этом играет трудовое воспитание?
Цели и задачи :
Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также будут развиваться нравственные, физические и умственные способности.
Труд способен :
-укрепить физические и нравственные качества;
-развить умственные способности;
-повлиять на мышление, так как есть необходимость сравнивания, сопоставления предметов и т. д. ;
- развить самостоятельность, ответственный подход, инициативу;
– подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а также привить ему желание трудиться и помогать другим.
Очень важно учитывать возраст малыша – от этого и будет зависеть выбор видов деятельности и их сложности.
Задачи:
- развить трудовые умения, усовершенствовать их;
-воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость;
- сформировать навыки в организации рабочего процесса;
- формировать доброжелательные отношения детей друг к другу, учить
оценивать деятельность других.
- сформировать положительное отношение к трудовой деятельности, к труду взрослого, вызвать желание помочь, сделать что-то самостоятельно;
Виды и условия организации труда детей
Выделяют несколько видов трудовой деятельности. Что представляет собой каждый из них? Какие нюансы стоит учитывать?
Самообслуживание и гигиенические навыки:
С раннего детства детям необходимо прививать навыки самообслуживания, которые жизненно необходимы. Умения вырабатываются благодаря повторениям действий, и постепенно перерастают в привычку.
Хозяйственно-бытовой
К хозяйственно-бытовому труду относят деятельность взрослого мира, что понятна малышу. Основная деятельность дежурство и выполнение поручений – помощь взрослым. Ребенку можно и нужно поручить задание в соответствии с возрастом. Дети привлекаются к работе в группе в игровых уголках, дежурство по столовой, подготовка к занятиям, помощь в спальной и приемной комнатах.
Труд в природе :
Это необходимый и важный этап трудового воспитания дошкольников, т. к. это не только приобретение и развитие трудовых навыков, но еще и мощных фактор экологического образования и воспитания, получение знаний о природе и ее взаимосвязях. Важным и необходимым является труд ребенка в природе. Ребенок привлекается к посильной трудовой деятельности в уголке природы в группе и на участке в любое время года. Педагог дает задания и поручения согласно возраста детей.
Ознакомление с трудом взрослых :
Знакомство ребенка с трудом взрослых помогает расширить кругозор, словарный запас, познакомиться с предметами труда в мире взрослых профессий. Этот этап трудового воспитания проводиться как в непосредственно образовательной деятельности, так и при помощи экскурсий, наблюдений, встречи с родителями.
Методические рекомендации :
Педагог должен знать основные возрастные особенности детей, методы организации трудового процесса, которые будут актуальны в каждой возрастной группы. Необходимо создание пространственно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Очень важен подбор материала и инвентаря для выполнения данной задачи. На плечах воспитателей также лежит обязанность давать консультации родителям, чтобы обеспечить успешное и гармоничное развитие ребенка.
Основные нюансы:
Основное требование к заданиям – простота и понятность для ребенка, создание благоприятной эмоциональной атмосферы, демонстрация заинтересованности педагога, учет нагрузки, состояние здоровья ребенка, интересов и способностей каждого ребенка. Обязательное условие – поощрять любые успехи, хвалить. Воспитатель должен объяснять цели всех действий, анализировать результаты, чтобы ребенок мог понять важность своих действий. Программа предусматривает такие основные методы трудового воспитания для каждого возраста дошкольника. Следуя этим рекомендациям, педагог выстраивает свою работу.
Методы:
-создание мотивации трудовой деятельности;
-игры, игровые ситуации;
- беседы;
-пояснение;
-поощрения, похвала;
-пример товарища;
-недерективная помощь воспитателя; и т. д.
Основным видом деятельности дошкольников является игра, а значит, и трудовое воспитание должно проходить в игровой форме. Объективные результаты участия в трудовом процессе малышей малозначимы, но субъективная роль огромна. Ребенок овладевает многими знаниями и умениями в таких видах деятельности: В сюжетно-ролевой игре: покормив куклу, уложив ее спать, следя за ее опрятностью, отображая сценки из взрослой жизни. С помощью ручного труда – например, воспитатели вместе с детьми готовят самодельные игрушки и атрибуты к сюжетно-ролевым играм. С помощью дидактических игр: «Кому это нужно» — показ предметов, необходимых в трудовой деятельности, отгадывание детьми их предназначения; «Что хочет делать кукла?» — обыгрывание предположительных действий, определение необходимого инвентаря для работы; «Для чего это нужно?» — на основе изображений дети отгадывают действия; «Угадайте, что я делаю» — показ действий, профессий с помощью движений, звуков и мимики.
Трудовое воспитание происходит не только в рамках детсада, но и в домашних условиях. По вопросам правильной организации трудового процесса дошкольников проводятся родительские собрания, консультации, беседы где воспитатели знакомят родителей с особенностями возраста их ребенка и методами привлечения дошкольника к трудовой деятельности.
Участие в хозяйственно-бытовом домашнем труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности, самостоятельности
Важно объединять усилия ДОУ и родителей в воспитании всесторонне развитой личности дошкольника.
Литература:
1. «Инновационная программа дошкольного образования т рождения до школы» Н. Е Вераксы, Т. С. Комарова, Э. М. Дорофеева, Мозаика-интез, Москва, 2020
2. «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Р. С. Буре, Мозаика-Синтез, Москва, 2014
3. «Нравственное воспитание в детском саду» В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова Просвещение, Москва, 1984