Анна Исак
Конспекты занятий по экологическому воспитанию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Приглашение на телестудию".
Вид: Ознакомление с окружающим миром и развитию речи.
Возрастная группа : подготовительная
Дата проведения:15 мая
Цель: продолжать активизировать познавательные способности детей по теме «Птицы».
Задачи:
• закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие - перелетные»; употреблять предлоги (в, на, с, со, из, под, около, за, составлять предложения с этими предлогами; определять количество слогов в слове;
• продолжать учить детей составлять описательные рассказы о птицах по схеме;
Публикация «Конспекты занятий по экологическому воспитанию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• обогащать словарь по теме «Птицы»;
• развивать слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику;
• воспитывать доброту, отзывчивость, заботливое отношение к птицам и всему живому.
Методы и приё мы: отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение литературы о птицах,составление описательного рассказа, проведение игр.
Материалы: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц; пособие – разрезные картинки птиц; пособие - «Птичья столовая»; схема для составления описательного рассказа.
Словарная работа: телевидение, телевизор, интервью, ведущий, синица, снегирь, кормушка, передача.
Предварительная работа: беседа воспитателя с детьми о телевидении, составление описательных рассказов по схеме, изготовление кормушки с помощью родителей.
План:1)мотивация;2) «интервью»- беседа о птицах;3) проблемная ситуация;4) загадывание загадок;5) дыхательная гимнастика;6) физминутка;7) занимательные игры;8) итог занятия.
Ход занятия.
1. Орг. моментДетям объявляется о приглашении на «телевидение» в клуб «Любителей природы».
Воспитатель : Дети, я рада приветствовать вас на заседании клуба «Любителей природы». Начнем наше заседание с небольшого интервью. Кто скажет, что такое интервью? (ответы детей)
2. Закрепление пройденного материала. Итак, начнем.
- Ребята, какое сейчас время года? (весна)
- Давайте вспомним, откуда прилетают птицы весной? (с юга, из тёплых краёв)
- Почему улетают птицы в теплые края? (Отсутствие корма, похолодание, замерзание водоемов.)
- Как мы называем птиц, улетающих в теплые края одним словом? (перелетные)
- Перечислите их (дети перечисляют птиц, на стенде вспомогательная иллюстрация).
- Все ли птицы улетают в теплые края? (часть птиц остается)
- И сегодня мы с вами поговорим о птицах, остающихся зимовать, о зимующих птицах.
3. Основная часть.
Проблемная ситуация: - Ребята, к нам на телевидение сегодня пришло письмо от Короля зимующих птиц, давайте его прочитаем: «Злая Баба Яга украла и заколдовала моих подданных – птичек. Помочь мне могут только маленькие, но умные, смелые и добрые дети. Где же мне их найти? Дорогая редакция, прошу у вас помощи»
- Ребята, может мы с вами, сможем помочь птицам?
- Чтобы догадаться, каких птиц похитила Баба Яга, нужно отгадать загадки:
Отгадывание загадок:
Я в тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый…воробей.
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? Синичка.
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая
- Известная персона.
Кто она?. ворона.
Все стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока
Вороватая. сорока.
Красногрудый,чернокрылый, Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появиться опять. Снегирь.
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. Дятел.
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! Свиристели.
- Как мы назовем этих птиц одним словом? (зимующие)
- Почему же их так назвали? (потому что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)
- Ребята, а вы знаете, как эти птицы подают голоса? Каждая птица своим особым голосом.
Игра: «Кто, как голос подает?» (дети воспроизводят голоса птиц)
Воробей – чирикает
Ворона-каркает Сорока-стрекочет Синица – щебечет
Снегирь – посвистывает
Дятел – трещит
Сова – ухает
- Ребята, если Баба Яга птиц спрятала и заколдовала, нам нужно помочь им, вы согласны? Пойдемте их искать. (Дети и воспитатель идут по импровизированным следам Бабы Яги.)
Дыхательная гимнастика: (по Стрельниковой А. Н.) - Все помнят, как собачки нюхают воздух? Представьте, что вы собачки и вам нужно определить, в какую сторону направить поиск.
Упражнение: «Собачки» (несколько коротких вдохов и длительный плавный выдох)
Раз, два, три, четыре, пять
Где же птичек нам искать?
Может справа под кустом? Может слева под бревно - Пойдемте дальше искать.
- Лучше посмотреть с воздуха. Воздушный шар накачаем и полетим (дети встают в круг).
Упражнение «Насос» (вдох носом, выдох ртом, с произнесением длительного звука С-С-С) - Полетели, полетели, на полянку сели. (кружатся, приседают)
На полянке дети обнаруживают конверт.
- Молодцы, дети. Что же это за конверт? Это проделки Бабы Яги! (читаем)
- Ребята, Баба Яга поймала птиц и посадила в клетки, если вы соедините части картинок, то освободите их.
Игра: «Освободи птичку»(составление из разрезных картинок целых изображений птиц)
- Чтобы птички разлетелись по домам, нужно выполнить задание: сосчитать, сколько слогов в названии этих зимующих птиц.
Игра: «Сколько слогов в слове?». (дети произносят слово, отсчитывают слоги на хлопки)
- Спасибо, молодцы дети, что помогли освободить птичек.
- Улетели птицы по домам. А мы с вами поиграем, отдохнем.
Физминутка.
Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.
- Давайте посмотрим, куда птицы улетели.
Игра: «Бинокль». Составление предложений с предлогами (на, под, за и т. д.) по картинке.
Возвращаемся на телевидение. Идет отбор ведущих для новой передачи «Отгадай птиц по описанию».
- Хотите попробовать себя в роли ведущего? Ведущий и воспитатель составляют описание птицы по схеме, дети должны в конце «передачи» сказать, что это за птица. В "телевизор" - по мере отгадывания, на экран выставляются изображения птиц.
. Схема:
1. Перелетная или зимующая птица.
2. Где живет?
3. Описание (туловище, голова, клюв, хвост).
4. Оперение (цвет).
5. Чем питается птица?
- Как вы думаете, птицы боятся холодов? Страшен для птиц не холод, а голод! Когда птичка сыта, никакой голод ей не страшен. Мы с вами помогали птицам, чтобы они пережили зиму, не голодая? Что для этого сделали (дети объясняют, что люди мастерят кормушки, подкармливают птиц зимой).
- Посмотрите, у меня в коробочке различные угощения для птиц. ( Рассматриваем с детьми угощения для птиц: пшено, овёс, семечки, пшеница, семена тыквы, хлебные крошки, несоленое сало).
Игра: «Птичья столовая» - Чем можно угостить птиц?
Воробья – хлебными крошками, снегиря – ягодами рябины, боярышника; синичка – любит сало; ворона, сорока – всеядные птицы.
- Кому не хватило угощения (сове, дятлу) Сова – хищная птица, питается мышами, а дятел добывает себе насекомых из-под коры деревьев.
Показываю детям семена, которыми можно подкормить птиц.
Это семена от дыни. Какие семена? — Дынные. Их ест синица.
Это семена от арбуза. Какие семена? — Арбузные. Их ест снегирь.
Это семена от ясеня. Какие семена? — Ясеневые. Их тоже любит снегирь.
Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких птиц? - Зимой птицам трудно добывать корм, мы повесили кормушку на дерево и подкармливали птиц.
Заканчиваем занятие стихотворением :
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов,
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна будет им зима. Приучите птиц в мороз,
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.
4. Итог занятия.
Ребята, вы все очень хорошо поработали, узнали много нового, повторили пройденный материал. Расскажите, пожалуйста, интересно ли вам было на нашем занятии? Что вам запомнилось больше всего? Какие новые слова вы заполнили? (Дети закрепляют в памяти названия птиц, классифицируя их на «зимующие» и «перелётные»).
Длительность занятия : 30 минут.
Тема: «Служебные собаки».
Вид: Формирование элементарных экологических представлений.
Возрастная группа : подготовительная
Дата проведения:19 февраля
Цель: продолжать активизировать познавательные способности по теме
«Домашние животные»
Задачи:
- расширять знания детей о домашних животных;
-дать представления о служебных собаках;
- показать, какую помощь собаки могут оказывать человеку;
- формировать знания о том, что человек должен уметь ухаживать за животными, которых он приручил;
-прививать интерес и любовь к животным;
-дать элементарные представления о профессии кинолога.
Материал: иллюстрации с изображением домашних животных, собак
Предварительная работа: беседа воспитателя с детьми о домашних животных, разучивание стихотворений.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
- Дети, приглашаю вас на заседание клуба «Любителей животных». Сегодня мы будем говорить о домашних животных, а точнее о животном, которого вы все хорошо знаете. Вспомним пословицы, расскажем стихи.
2. Закрепление пройденного материала:
Воспитатель показывает иллюстрации домашних животных.
- Ребята, кто изображён на картинке? (Домашние животные). А это кто изображён? (Собака)
-Правильно, ребята! Сегодня, мы с вами, поговорим о собаках, о наших четвероногих друзьях и помощниках.
Расскажу про собаку
Про то, как верна
Людям собака
Во все времена.
Про то, как была
Человеком приручена,
О том, сколько дел
Собаке поручено.
3. Основная часть:
- А знаете ли вы, кто был предком собаки? (Волк)
- В древние времена люди стали приручать волков. Подумайте, с какой целью человек стал приручать волков? (Охранять жильё, ходить на охоту).
Вот первую дали собаке работу
Жильё охранять и ходить на охоту.
Собака о дне не скучала вчерашнем
И стала хорошим животным домашним.
- Собаки почувствовали доброту людей, поверили им и стали впоследствии верными, преданными друзьями.
- Собака - друг человека. Почему так говорят? (Ответы детей).
- Какие пословицы вы знаете о дружбе?
Друзья познаются в беде.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Старый друг лучше новых двух.
Сам погибай, а товарища выручай.
-Подходят ли эти пословицы к собаке? (Конечно).
- А теперь послушайте, как собака помогает человеку в жизни.
1-й ребё нок: У нас уважают собаку недаром.
Собака на фронте была санитаром,
Связистом, сапёром. Порою собаки
На танки фашистов бросались в атаки.
- Да, на войне собаки были верными друзьями солдат. Бывало и так, что «тигры» и «пантеры» боялись собак. Им на спину привязывали сумки с красными крестами, и под пулями собаки пробирались к раненным, чтобы помочь им. Собаки помогали сапёрам разминировать минные поля.
2-й ребё нок: Вперёд, сомнений больше нет,
Настроен пёс решительно,
Сперва взяла собака след,
И следом – нарушителя!
- На границе собаки верные помощники пограничников. И днём, и ночью они вместе с пограничниками охраняют наши рубежи. И если врагу всё же удаётся перейти границу, то собака по следу обнаружит его.
- Хорошими помощниками являются собаки на таможне. Специально обученные они помогают искать наркотики, оружие. В милиции собаки помогают находить преступников и обезвреживать их.
3-й ребё нок: В горах беда случилась с вами-
Спасение не за горами,
Спешит в пургу, в метель, в мороз,
На помощь людям добрый пёс.
- Специально обученные собаки спасают людей из-под снежных лавин. Они очень выносливые, обладают отличным чутьём. Если собаки находят человека, засыпанного лавиной, то пытаются отрыть, освободить его. А в случае неудачи вызывают на помощь человека. Во время землетрясений собаки находят, а порой и достают из-под обломков раненых.
Физкультминутка:
Раз-мы встали, распрямились.
Два- согнулись, наклонились.
Три- руками три хлопка.
А четыре - под бока.
Пять - руками помахать.
Шесть – на место сесть опять.
4-й ребё нок: В разное время у разных народов
Собаки ценились различной породы.
Гнаться так резво умели немногие,
Как русские гончие-псы быстроногие.
- Обладая тонким чутьём, выносливостью, спокойным характером, собаки являются хорошими помощниками охотников.
5-й ребё нок: Стадо овечье собаке послушно,
Собака справлялась с работой пастушьей.
Собаки помогают чабанам управлять отарой, разыскивают отставших овец. Обладают исключительным слухом и обанянием, хорошим зрением, они своевременно предупреждают чабана о приближении к отаре посторонних людей и хищного зверя.
6-й ребё нок: А вот ныряльщик- пёс,
В воде он проявляет выучку.
И если человек в беде,
Всегда придёт на выручку.
-Специально обученные собаки помогают людям в спасении утопающих.
7-й ребё нок: Несутся собаки тропой ледяной,
Терпенье и сила в упряжке одной.
- На Крайнем Севере собаки помогают людям перевозить почту, грузы, пассажиров.
8-й ребё нок: Собаки способны не только на трюки,
А верно служили и служат науке.
- Многие учёные делали свои открытия в науке благодаря собакам. На них изучается и проверяется действие многих лекарственных веществ.
9-й ребё нок : Кто в космос летал раньше всех?
Угадай-ка!
Правильно! Наша советская лайка.
- А ещё бывают собаки- поводыри. Они помогают передвигаться на улице слепым людям, дома выполняют мелкие поручения.
- Собака понимает человека, но и человек должен понимать собаку. Если собака виляет хвостом - значит она приветствует вас, здоровается. Уши торчком- насторожилась, что-то почувствовала. Скалит зубы- злится. Гавкает- предупреждает об опасности.
- Ребята, а у кого дома есть собака? (Ответы детей). Как её зовут? (Ответы)
- Взяв домой собаку надо о ней заботиться, воспитывать, ухаживать, соблюдать гигиену. Это живое существо и оно требует внимание. Собака будет преданным другом, когда увидит доброе отношение к ней.
- Скажите, ребята, вы знаете кто такой кинолог? (Ответы детей). Человек, который занимается воспитанием собак, дрессировкой, обучает различным приёмам, называется кинологом. Это трудная, но очень интересная и нужная профессия.
Итог занятия.
- Ребята, вы все очень хорошо поработали, узнали много нового, повторили пройденный материал. Расскажите, пожалуйста, интересно ли вам было на нашем занятии? Что вам запомнилось больше всего? Какие новые слова вы запомнили? (Дети закрепляют в памяти новые слова).
Длительность занятия : 30 минут.