Лилианна Бушкина
Слушание музыки. Консультация для воспитателей и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Слушание музыки — один из наиболее сложных для детей видов музыкальной деятельности.
Главной задачей, как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте является формирование у детей эмоциональной отзывчивости на музыку.
Публикация «Слушание музыки, Консультация для воспитателей и родителей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Каждый раз во время слушания должна создаваться совершенно особая атмосфера «погружения» в мир музыки. Необходимо настроить детей, предложив им представить себя в зрительном зале, или закрыть глаза, здесь фантазия педагога ничем не ограничивается. «Тональность» общения педагога с детьми должна быть светлой, доброжелательной, возможно, даже сказочной, если звучит музыка соответствующего содержания.
Необходимо очень внимательно относиться к индивидуальной интерпретации музыки, которая зависит от уровня музыкального и общего развития каждого ребенка. Педагог может деликатно и тонко поправить ребенка в только в том случае, если его ответ, рассказ о музыке противоречит характеру музыкального образа.
Важно, чтобы дети не уставали слушать музыку. Если внимание рассеялось, глазки «потухли», это – безусловный сигнал к завершению занятия или смене деятельности.
Безусловно, музыка должна быть понятна и близка детям, ее содержание будет лучше восприниматься, если учитывать возрастные особенности детей, а также особенности развития и музыкального опыта.
Подбор репертуара зависит также от целей и задач, которые мы ставим во время слушания, главные из которых – вырастить внимательного, вдумчивого, культурного слушателя.
Музыка сама по себе является самодостаточным видом искусства, но трудно представить себе театр, кино, гимнастику или фигурное катание без музыки. «Звучать» может как танец, так и живопись, архитектура. В данном случае музыка передает настроение, образ: легкость и монументальность, решительность и нежность, колорит и настроение, но, главное – гармонию.
Здесь на помощь нам приходят интегрированные занятия.
Если, например, к слушанию музыки добавить изобразительное искусство или ритмопластику, то такое восприятие становится более осмысленным, ведь прежде чем определиться в образе, нужно уловить и понять структуру и главную мысль музыки. Музыка, воплощенная в рисунках, гораздо лучше осмысливается и запоминается детьми, они радостно на нее откликаются и безошибочно узнают даже через несколько лет. Психологами замечено, что по рисункам легко проследить уровень музыкального восприятия, воображения и эстетического развития в целом.
Восприятию музыки помогают и музыкально-образные движения, так как они учат передавать характер звучащего произведения.
Интерес к слушанию музыки помогают разбудить и так называемые музыкальные сказки. Суть их заключается в том, что педагог выбирает или придумывает сказку и подбирает к ней музыкальные отрывки, характеризующие того или иного персонажа или явление. Репертуар может быть совершенно разнообразным, но существуют определенные правила:
- количество музыкальных фрагментов не должно превышать в младшем возрасте 2-3-х, старшем – 3-5;
- музыкальные произведения лучше выбирать контрастного характера и «привязывать» их к определенному персонажу или явлению в пределах одной сказки;
- в старшем возрасте желательно в конце слушания назвать композитора и произведение;
- ни в коем случае нельзя резко обрывать звучащее произведение, выключать только приглушив звук.
Преимущество этого метода состоит в том, что педагог может сам придумать сказку, опираясь на конкретное музыкальное произведение. По окончании сказки необходимо разобрать особенности и характеры звучащих музыкальных отрывков.
И еще хотелось бы отметить, что настоящая музыка становится сейчас все более редким явлением, поэтому хотелось бы призвать всех не делать звукового, а точнее шумового фона из современной эстрады, это может помешать детям стать слушателями и ценителями хорошей музыки, ибо сформирует привычку слушать ничего не значащий музыкальный мусор, после которого уже невозможно будет переключиться на действительно стоящий шедевр.