Наталья
Словотворчество в жизни дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
В основном процесс усвоения грамматических значений детьми проходит нормально: они усваивают саму идею о наличии в родном языке грамматических значений и овладевают ими в меру педагогического таланта воспитателей, представляющих образцы грамматических форм.
Однако в случае, если ребёнок не направлен вовремя на путь понимания грамматических форм речи (интуитивного понимания, он не будет делать ошибок, но и не будет усваивать грамматические нормы.
Публикация «Словотворчество в жизни дошкольника» размещена в разделах
В методике обучения родному языку нет четких указаний о том, как можно своевременно определить отставание ребёнка в усвоении грамматических значений. Как правило, замечают это только в школе, но тогда ребёнок оказывается не способным осилить даже объём знаний первого класса.
Чтобы было понятнее родителям, о чем идёт речь, приведём примеры грамматических ошибок в речи детей, свидетельствующей о том, что они понимают смысл употребляемых грамматических форм, но ещё не запомнили, как их надо употреблять в речи, по другому можно сказать, что они не усвоили речевой нормы:
• Грамматические ошибки в слово образовании. Дети образуют «свои» слова по аналогии с теми, которые уже усвоили. По аналогии «светлун» - «Мама, ты светлун, на кнопку нажала и свет»;
• По аналогии с «воспитатель» : «Думатель», «говоритель».
Примеры можно продолжать бесконечно: нет нормально развивающегося ребёнка, который не «творил» бы свои слова. Взрослые понимают грамматический смысл этих новообразований по той причине, что собственно смысловых грамматических ошибок тут и нет: приставки, суффиксы употребляемые совершенно осмыслено у них правильные значения: ошибки здесь в том, что дети ещё не помнят, с какими корневыми морфемами употребляются в литературной речи эти аффиксы.
Грамматические ошибки в словоизменении. Дети изменяют слова в речи обычно по продуктивному типу склонения или спряжения. Продуктивный тип они усваиваю, как правило позже, если им своевременно не помочь, ошибки в словоизменении «доживают» до школы, когда исправлять их гораздо труднее.
Вот некоторые типичные грамматические ошибки такого рода:
• Смешение продуктивной и не продуктивной формы множественного числа существительных: вместо окончания-а, (-я) дети произносят-ы, (-и) по типу столы: «домы», «поезды», «окны», «человеки»;
• Унификация окончаний родительного падежа множественного числа существительных, сведение всего их много образия к окончаниям-ов, (-ев) по типу: «карандашов», «этажов», «дверев», «лошадев»;
• Унификация стилистических различий в окончаниях предложного падежа единственного числа неодушевлённых существительных, имеющих разговорную форму на –у, в отличие от книжной формы на –е, (на мысу-на мысе) : «в лесе», «в носе»;
• Не различение окончаний винительного падежа одушевлённых и неодушевлё нных существительных: «видели теленок», «посадили дуба»;
• Склонение не склоняемых существительных: «был в кине», «пуговицы на польте»;
• Отсутствие чередований в корнях прилагательных при образовании сравнительной степени: «твердее», «чистее»;
• Унификация спряжения глаголов, спряжение всех не продуктивных глаголов по типу продуктивных: давать- «даваю», ехать- «ехаю», бежать- «бежу», икать- «искаю».
• Не склонение числительных: «курица пришла без три цыплёнка.
Дети как правило не умеют пользоваться в речи причастными и деепричастными формами глагола, потому, что редко слышат их в речи взрослых (родителей). Родители же в свою очередь стараются меньше употреблять эти грамматические формы, боясь, что дети не поймут их. Но потом, в школе, когда приступают к изучению этих форм, часто оказывается, что дети не подготовлены к их усвоению.
Взрослым особенно внимательно следует реагировать на диалектичные ошибки детей. Это употребление в родительном падеже существительных женского рода окончания-е, (-и) : «у мами», «от сестре», «у кукле»; Употребление существительных среднего рода в женском роде: «моя платья», «теплая молоко» и другие. Подобные ошибки устранять очень трудно, поскольку ребёнок слышит диалектическую речь взрослых дома, а возможно и от своих сверстников в детском саду.
Для того, чтобы добиваться грамматической правильности речи особенно полезны упражнения, в которых ребёнок не механически повторяет за взрослым правильную форму слова, а сам осознаёт её правильность. Например, показывается картинка с изображением одного медвежонка или других детёнышей животных. Ребёнок говорит – медвежонок. На следующей картинке два медвежонка, затем четыре. Про последнюю картинку можно сказать, что на ней изображено много медвежат.
Путем упражнений дети усваивают, что нужно говорить лисята медвежата… такие упражнения рекомендуем родителям проводить в игровой форме, используя имена существительные, которые в родительном и винительном падеже множественного числа имеют все типы окончаний (-ов, -ев, -ей, нулевое окончание).
Родитель называет животное, а ребёнок детёныша; взрослый множественное число названия детёнышей животного и название животного, а ребёнок прибавляет слово «много» и таким образом, ставит существительное в винительный падеж. Игра проводится с начала в умеренном темпе, затем темп убыстряется.
Вот так это выглядит: Лев – львёнок, львы – много львов, львята – много львят. Заяц – зайчонок, зайчата – много зайчат, зайцы – много зайцев.
Игра «Что изменилось?»
Кладут различные фрукты и ягоды по нескольку штук или их изображения, названия которых ребёнку хорошо знакомы. Сначала ребё нок называет все фрукты: «один лимон, две груши, три сливы, четыре яблока, пять вишен». Затем ребёнок закрывает глаза, а взрослый убирает по очереди какие – ни будь фрукты и спрашивает, что изменилось, чего не стало. Ребёнок отвечает, что не стало или яблок, или груш, или слив. А если на столе лежали овощи, то ребёнок отвечает, что не стало огурцов, помидоров, лука и т. д.
Следует обратить внимание на правильное употребление таких форм множественного числа, как апельсинов (в разговорной речи бытует форма апельсин, помидоров, (помидор).
Затем взрослый предлагает ребёнку послушать и отгадать загадки. Родителям следует помнить, что сначала дети учатся понимать загадки (и по описанию внешнего вида предмета, и по его назначению, а затем сами начинаю придумывать загадки. Такая работа способствует формированию грамматической правильности речи.