Виктория Демидова
Словообразование прилагательных у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование словообразования прилагательных.
Основными задачами данного направления являются научить детей:
1) Образовывать притяжательные прилагательные. Последовательность в работе:
Словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ин-; -ов-
Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, мышиный, лосиный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, слоновый.
1. Словообразование с использованием суффикса -j- без изменения звуковой структуры корня производного слова. Речевой материал: коровий, лисий, бараний, козий, рыбий.
Публикация «Словообразование прилагательных у дошкольников» размещена в разделах
2. Словообразование с помощью суффикса –j- и с чередованием в корне. Речевой материал: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий, телячий, поросячий.
2) Образовывать относительные и отглагольные прилагательные. Последовательность в работе:
1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ов-; -ев-:
а) без чередования звуков в корне мотивирующего и производного слова.
Речевой материал: шелковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховой, вишневый, грушевый, малиновый, березовый, еловый, осиновый, рябиновый, кленовый, сливовый, фарфоровый, яблоневый;
б) с чередованием звуков в корне слова : ситцевые, перцовый.
2. Словообразование с использованием суффикса -н-:
а) без чередования в корне производного слова.
Речевой материал: зимний, летний, ватный, железный, кирпичный, лимонный, морковный, капустный, каменный, хрустальный, картофельный, грибной;
б) с чередованием в корне производного слова.
Речевой материал: яблочный, брусничный, земляничный, клубничный, речной, огуречный, снежный, бумажный, воздушный.
3. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов -н-; -ян-; -ск-; -енн- и др.
Речевой материал: кожаный, шерстяной, глиняный, песчаный, серебряный, овсяный, детский, майский, учительский, матросский, стеклянный, деревянный, соломенный.
4. Словообразование сравнительной степени прилагательных.
Речевой материал: уже, шире, выше, меньше, сильнее.
3) Образовывать качественные прилагательные. Последовательность в работе:
1. Словообразование с использованием суффикса -н-:
а) без чередования. Речевой материал: вкусный, жирный, умный, грязный, морозный, интересный, холодный, капризный;
б) с чередованием звуков в корне слова. Речевой материал: смешной, скучный, мрачный.
2. Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов -ив-; -лив-; -чик-; -оват-; -еват- и др. Речевой материал: ленивый, червивый, красивый, правдивый, обидчивый, забывчивый, дождливый, трусливый, терпеливый, говорливый, крикливый, сероватый, синеватый.
Примерные задания и дидактические игры по формированию словообразования имен прилагательных.
Как говорилось выше целесообразно дидактические упражнения систематизировать в соответствии с лексическими темами, предусмотренными программой.
Тема «Фрукты».
Сравнить предметы и закончить предложения.
Апельсин большой, а арбуз еще больше.
Клубника маленькая, а смородина еще…
Дыня сладкая, а арбуз еще…
Персик мягкий, а вишня еще…
Яблоко твердое, а айва еще…
Груша вкусная, а ананас еще…
Дерево высокое, а башня еще…
Куст низкий, а трава еще…
Клен толстый, а дуб еще…
Рябина тонкая, а камыш еще…
Шар легкий, а пушинка еще…
Сумка тяжелая, я чемодан еще…
Диван мягкий, а подушка еще…
Дерево твердое, а железо еще…
Лед прозрачный, а стекло еще…
Лента узкая, а нитка еще…
Шнурок длинный, а нитка еще…
Линейка короткая, а карандаш еще…
Волк большой, а медведь еще…
Олень очень высокий, а жираф еще…
Медведь тяжелый, а слон еще…
Тема «Ягоды».
Игра: «Наварила наша мама»
Наварила наша мама ароматного варенья,
Вкусного такого, ну просто объеденье!
Вот сейчас возьму я ложку и отведаю немножко:
Из вишни варенье – вишневое
(Далее отвечают дети по аналогии,
Из айвы – айвовое,
Из клубники – клубничное,
Из черники – черничное,
Из крыжовника – крыжовенное,
Из смороды – смородинное (смородиновое,
Из рябины – рябиновое,
Из малины – малиновое,
Из калины – калиновое,
Из земляники – земляничное,
Из ежевики – ежевичное,
Из брусники – брусничное.
Больше съесть я не смогу…
Тема «Овощи».
Игра «Любимый пирог».
Дети практически знакомятся с особенностями образования прилагательных, усваивают тонкости русского языка. пирог с капустой, пирог с морковью, пирог с грибами.
Но: пирог с яблоками – яблочный пирог
Наглядный материал: рисунки с изображением различных ягод с листочками и баночек с вареньем.
Тема «Осень. Деревья».
Игра. «Правильно назови листья»
Лист дуба – дубовый лист
лист осины - …
лист березы - …
лист клена - …
лист липы - …
лист яблони - …
лист рябины - …
лист смородины - …
шишка сосны - …
шишка ели -…
сережка ольхи -.
Тема «Дикие животные»
1. Игра «Чьи хвосты»
Логопед рассказывает сказку «Хвосты».
- Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу, и, чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: ’’Чей это хвост?’’ Например, хвост зайца надо назвать ’’заячий хвост’’.
Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лесы. Чей это хвост? Лисий. А на пенечке – тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)
Все животные нашли свои хвосты и были очень рады
- А теперь вспомните, как называется хвосты у домашних животных.
Хвост у собаки – собачий.
Хвост кошки – кошачий.
Хвост коровы – коровий.
Хвост лошади – лошадиный.
Хвост быка – бычий.
Хвост козы – козий.
Хвост барана – бараний.
Хвост овцы – овечий.
2. Игра «Ералаш».
Используются картинки с изображением животных, разрезанные на три части. Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки, например изображение туловища животного. Дети находят у себя изображение других частей (головы, хвоста). Они должны правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня на картинке заячья голова», «У меня на картинке лисий хвост». Затем из частей дети составляют целое изображение животного.
3. Игра. «У кого какая шуба?»
Каждый раз под Новый год
Водят звери хоровод,
Нет, не скалят зубки,
Все – в нарядных шубках,
Друг другу улыбаются
И вовсе не кусаются.
В этот вечер нет задир,
В этот вечер в лесу мир!
Освещают звезды лес,
Полный сказочных чудес.
Звездам очень нравится,
Что звери улыбаются.
У зверей такие шубки –
Не страшны мороза шутки.
Ответить на вопрос: У кого какая шуба?
у медведя – медвежья, у медведей – медвежьи
у зайца – заячья, у зайцев – заячьи
у волка – волчья, у волков – волчьи
у белки – беличья, у белок – беличьи
у барсука – барсучья, у барсуков – барсучьи
у оленя – оленья, у оленей – оленьи
у лисы – лисья, у лис – лисьи
у куницы – кунья, у куниц – куньи
у норки – норковая, у норок – норковые
у песца – песцовая, у песцов – песцовые
у бобра – бобровая, у бобров – бобровые
у хорька – хорьковая, у хорьков – хорьковые
у енота – енотовая, у енотов – енотовые
Наглядный материал: изображения животных (большая картина на доске или маленькие картинки у каждого ребенка, фигурки животных.
4. Игра «Чей дом?»
Мои милые друзья, вам секрет открою я:
У каждого зверя, зверька и зверюшки
В лесу есть своя под небом избушка.
Лишь только настанет строить пора,
За дело берутся мои мастера.
С утра идо ночи работа кипит,
Хозяин мохнатый свой дом мастерит.
Дома всех зверей ты, конечно узнаешь,
Где чей, по названию ты отгадаешь.
Ответить на вопрос: Чей дом?
Берлога – чей дом? (медвежий)
Логово – чей дом? (волчий)
Нора – чей дом? (лисий, барсучий)
Дупло – чей дом? (беличий)
Тема «Перелетные птицы»
Игры «Чьи крылья?»
У журавля – журавлиные
У гуся – гусиные
У утки – утиные
У грача – грачиные … и т. д.
Тема «Домашние животные»
Задание: Образуй слова и составь с ними предложение.
Из мяса – мясной
Из молока – …
Из творога – …
Из пуха – …
Из пера – …
Из меха – …
Аналогичный вид задания, изменив речевой материал можно предложить по следующим темам: «Транспорт», «Материалы», «Инструменты», «Электроприборы», «Ателье», Космос».
Тема «Зима. Зимняя одежда»
Игра: «О вещах»
Мой дружок поговорим о вещах немножко
У тебя на ножках – чудные сапожки,
Дивные сапожки на маленьких ножках.
Если они из резины, сапожки какие? (Резиновые)
Сапожки из кожи хороши тоже,
Сапожки из кожи, какие они? (Кожаные)
А вот магазин, здесь игрушки живут,
Глядят сквозь стекло, как к ним дети идут.
Витрина блестит, зазывая отчаянно,
Она из стекла, какая она? (Стеклянная)
Взгляни на себя, мой дружок, всё на месте,
Твой шарф шерстяной, из чего он? (Из шерсти)
И шапочка, надо сказать, неплохая,
Из теплого меха, она какая? (Меховая)
Про варежки тоже шепни мне на ухо,
Какие они, если из пуха? (Пуховые)
Как много вещей интересных на свете,
Какие они? Подскажите мне, дети.
Ответить на вопросы:
Блузка из шёлка, какая она? (шелковая)
Халат из фланели, какой он? (фланелевый)
Костюм из шерсти, какой он? (шерстяной)
Сарафан из ситца, какой он? (ситцевый)
Наглядный материал: предметы из различного материала, например: деревянная ложка, стеклянная ваза, резиновые сапожки, шапочка из меха, варежки пуховые и т. д.
Тема «Человек. Части тела»
1. «Мой дружок».
Весело шагает ученик из школы,
Всё в порядке, значит, ученик весёлый.
Бабушку обидел мой дружок нечаянно,
И лицо у бабушки грустное, печальное.
Есть на белом свете злато, серебро,
Но всего дороже, мой малыш, добро.
И беда отступит, и печаль растет,
Если мой дружочек добрым вырастает.
2. Игра с мячом «Какой человек?»
Логопед бросает мяч детям, одному за другим, и задает вопросы. Ребёнок, поймавший мяч, должен вернуть мяч логопеду и ответить на вопрос.
Диалог: - Если человек делает добро, какой он?
- Этот человек добрый.
- Если человек проявил смелость, отвагу, какой он?
- Этот человек смелый, отважный.
- Если человек делает зло, какой он?
- Этот человек злой.
- Если человек лениться, какой он?
- Этот человек ленивый.
3. Игра с мячом «Какое настроение?»
Ответить на вопрос: Какое у тебя настроение? Логопед бросает мяч одному из детей, называя слово, обозначающие состояние. Ребенок возвращает мяч логопеду и отвечает на вопрос.
радость – радостное
грусть – грустное
печаль – печальное
тоска – тоскливое
смех – смешливое
веселье – веселое
бой – боевое
дело – деловое
игра – игривое
Тема «Мой дом»
Игра в лото «Что из чего сделано?»
У детей карточки лото с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например: стакан из стекла. Дети ищут изображение этого предмета на карточках. Тот, кто его находит у себя на карточке, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т. е. ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?» или «Какое?» (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой.
Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.
Стакан из стекла – стеклянный,
сковорода из чугуна – чугунная,
ложка из дерева – деревянная,
нож из металла – металлический,
ведро из железа – железное,
ваза из хрусталя – хрустальная,
чашка из фарфора – фарфоровая,
платье из шелка – шелковое,
коробка из картона – картонная,
шарф из шерсти – шерстяной,
булка из пшеницы – пшеничная,
хлеб из ржи – ржаной,
варенье из вишни – вишневое,
дорога из песка – песчаная,
сумка из кожи – кожаная,
мяч из резины – резиновый,
шуба из меха – меховая,
крыша из соломы – соломенная,
игрушка из пластмассы – пластмассовая,
шарик из пластилина – пластилиновый,
труба из кирпича – кирпичная,
подушка из пуха – пуховая,
одеяло из ваты – ватное,
салфетка из бумаги – бумажная,
сарафан из ситца – ситцевый,
кувшин из глины – глиняный,
погреб из камня – каменный,
шинель из сукна – суконная.
Тема «Животные разных стран»
Игра: «У кого чей хвост»
У верблюда – верблюжий
У слона – …
У обезьян – …
У льва – …
Тема «Город. Санкт-Петербург»
Как назвать фонарь, который стоит:
на улице – уличный,
в театре – …
на бульваре – …
на вокзале – …
в парке – …
Игра на сравнительную степень прилагательных :
Апельсин большой, а арбуз еще больше.
Клубника маленькая, а смородина еще.
Дыня сладкая, а арбуз еще.
Дерево высокое, а башня еще.
Куст низкий, а трава еще.
Клен толстый, а дуб еще.
Шар легкий, а пушинка еще.
Сумка тяжелая, а чемодан еще.
Диван мягкий, а подушка еще.
Дерево твердое, а железо еще.
Лента узкая, а нитка еще.
Шнурок длинный, а нитка еще.
Линейка короткая, а карандаш еще.
Волк большой, а медведь еще.
Олень высокий, а жираф еще.
Медведь тяжелый, а слон еще.
Ответить на вопрос «Как?»
Утром светло, а днем (как) еще светлее.
Вечером темно, а ночью еще.
Осенью холодно, а зимой еще.
В пальто тепло, а в шубе еще.
Весной солнце светит ярко, а летом еще.
Весной птицы поют звонко, а летом еще.
Поезд едет быстро, а самолет летит еще.
Черепаха ползет медленно, а улитка еще.