Татьяна Афонина
Словесные игры в подготовке детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Словестные игры в подготовке детей к школе
Афонина Татьяна Иванова
Сколько загадок таит в себе мир ребенка… Не всегда взрослые способны помочь в понимании некоторых его поступков. А как подготовить ребенка к школе, чтобы его первые школьные впечатления не отмечались страхом, неудачами, обидами?
Публикация «Словесные игры в подготовке детей к школе» размещена в разделах
Дошкольный возраст приносит ребенку новые потенциальные достижения. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольное детство – период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него формируется творческое воображение, своя особая логика мышления.
Загадки, считалки, скороговорки, ребусы, грамматические примеры, кроссворды, стихи, перевертыши и другие занимательные игры со словами помогают раскрыть перед ребенком сложный и многообразный мир языка, любить родную речь, существенно расширить словарный запас, улучшить звукопроизношение развить умение не просто правильно, но и красиво, образно выражать свои мысли.
Словесные игры помогают развивать у детей логическое мышление, остроту ума, сообразительность, стимулируют развитие умения рассуждать и доказывать, строить высказывания, слушать и понимать собеседника.
На сегодняшний день проблема владения словом актуальна для людей всех возрастов; часто в игры со словом включаются родители, а дети с гордостью рассказывают о своих достижениях.
В своей работе с детьми я очень часто использую словесные игры. Предлагаю вашему вниманию часть словесных игр.
«Назови ласково»
Ход игры
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
«Загадывание желаний»
Цель: помочь детям выразить свою индивидуальность, высказывая самые заветные мечты, и в то же время учить их соизмерять свои действия с окружающей природой, с действиями товарищей, как бы вписывая в общий сюжет свои элементы. Закрепить знание экологической заповеди «Не навреди».
Ход игры
Детей хорошо расположить по кругу. Пусть представят себе, что здесь сбываются все желания. Каждый ребенок по очереди загадывает такие желания, например:
-Если бы я был котом, я бы.
-Если бы я был каким-нибудь зверьком, я бы.
-Если бы я стал птицей, я бы.
-Если бы я стал насекомым, я бы.
-Если бы я был цветком, я бы.
-Если бы я стал деревом, я бы.
-Если бы я был слоном, я бы.
Каждый ребенок составляет небольшой рассказ, продумывая свою жизнь в этой роли. Можно заранее договориться — реальные или фантастические рассказы составляем. Когда дети освоят эту игру, можно объединить «желания». Каждый следующий загадывающий свое желание ребенок может вписываться в сюжет предыдущего рассказа и т. д.
«Магазин посуды»
Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.
Ход игры
Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.
Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом.
Мне нужна посуда для супа — супница.
Посуда для салата — салатница.
Посуда для хлеба — хлебница.
Посуда для молока — молочник.
Посуда для масла — маслёнка.
Посуда для конфет — конфетница.
Посуда для сухарей — сухарница.
Посуда для соли — солонка.
Посуда для сахара — сахарница.
После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Главная задача побуждать детей произносить названия посуды самостоятельно.
«Найди по цвету».
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Ход игры
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число, а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:
Красное — яблоко, кресло, платье.
Желтая — репа, краска, сумка.
Синий — василек, баклажан, карандаш.
«Выбери правильное слово».
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Ход игры
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по (дороге, воде, рельсам).
«Скажи одним словом»
Цель: развитие слухового внимания, речи.
Ход игры
Длинное ухо – длинноухий Короткий хвост - короткохвостый
Длинные рога – длиннорогий Рыжий хвост – рыжехвостый.
Любит труд - трудолюбивый
Ходит быстро - быстроходный
Голубые глаза – голубоглазый Серые глаза – сероглазый Крепкий лоб – крепколобый.
«Настроение»
Детям предлагается прочесть чистоговорки с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно).
Примеры чистоговорок
Два щенка, щека к щеке, щиплют щепку в уголке.
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Мама Марине купила мандарины.
У Вари на бульваре варежки пропали.
У елки иголки колки.