Елена Коробкова
Словесное творчество детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы.
Условия успешного формирования словесного творчества
проведение систематической работы по развитию речи детей и обучению их родному языку:
Публикация «Словесное творчество детей дошкольного возраста» размещена в разделах
расширению словарного запаса, овладению грамматическими нормами и совершенствованию звуковой культуры речи (звукопроизношения и общих речевых навыков, развитию связной речи — диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);
своевременное развитие активного восприятия художественного слова;
воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения.
Словесные игры, то есть такие, в которых основное внимание уделяется речевому общению, словам и действиям, считаются самыми трудными из обучающих, особенно для младших дошкольников. Логическое и абстрактное мышление у детей четвёртого года жизни ещё не сформировано, они мыслят на основе действий с предметами, непосредственного восприятия образов «здесь и сейчас». Однако и в этом возрасте возможны игры на основе речи.
Игры без использования наглядности
Словесные игры для детей возраста с 3-4 лет бывают двух видов: с опорой только на речь и с частичным использованием наглядного материала или предметов. Среди игр первого вида различают:
*игры — «добавлялки»;
*обыгрывание литературных произведений и фольклора;
*пальчиковые игры.
Во всех трёх вариантах таких игр есть общее правило — они проводятся на основе хорошо знакомого детям текста
Детский фольклор используется : во время адаптации,в режимных моментах, в игре,в совместной деятельности
Примеры проводимых игр с детьми в группе:
1)«Добавь словечко». Развивать внимание, формировать первое представление о рифме. Воспитывать интерес к художественному слову, фольклору.
2) «Покажем кукле стихотворение» .Учить детей произносить отдельные фразы стихотворного текста, сопровождая их соответствующими действиями. развивать связную речь, интонационную выразительность, внимание. Воспитывать любовь к литературе и фольклору, театрализованной деятельности.
3) Пальчиковые игры «Моя семья», «Лодочка», «Апельсин», «Пальчик-мальчик»,
«Солнышко», «Черепаха» и т. п
Без наглядности проводим и упражнения на развитие речевого дыхания, формирование правильного звукопроизношения и артикуляции «Песенка комара, пчёлки, паровозика», «Послушный язычок», «Скажи, как я». «Часики», «Лошадка», «Качели» и т. п
Кроме обычных словесных игр, в работе с детьми мы используем дидактические игры с опорой на наглядность (предметы, предметные и сюжетные картинки).
«Кто где спрятался?» Активизировать употребление в речи предлогов, закрепить названия мебели, развивать связную речь, умение высказать свои мысли.
«Мамы и детёныши» «Большой — маленький» «Паровозик»
Подвижные игры, игры с хоровым произнесением слов, такие как «Гуси-гуси», «Надувайся, пузырь», «Каравай» «У медведя во бору». «Вот сидит лохматый пес»