Елена Кубрина
Словарная работа как способ развития речи младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Словарная работа как способ развития речи младших школьников
Аннотация
В данной статье автор анализирует определенную проблему в методической литературе и раскрывает приемы, которые являются наиболее эффективными в работе по обогащению словарного запаса младших школьников.
Ключевые слова : лексика, слово, словарная работа, орфография, речь.
Публикация «Словарная работа как способ развития речи младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Актуальность проблемы. Обогащение словарного запаса в обучении языку имеет важное значение, так как является неотъемлемой частью процесса развития устной и письменной речи. В Государственном стандарте начального общего образования речевая линия определена как проводная. Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учеников относительно такого уровня вида речевой деятельности как говорение, предвидят овладение «частично речевыми умениями, словарным запасом в пределах освоенных тем, умение строить отдельные выражения (словосочетание, предложение)».
Поэтому, целью данной статьи является исследование проблемы обогащения словарного запаса младших школьников выразительными способами в учебно – методической литературе, а также аргументирование уместности использования методических приемов и методов.
Среди отечественных методистов нет единого, общепринятого понимания словарной работы. Большинство авторов рассматривает словарную работу как совокупность целенаправленных и систематических упражнений с целью освоения учениками лексических, грамматических, орфографических и произносимых норм литературной речи (П. А. Грушников, Н. В. Костромина, И. С. Олейник). Современной методической наукой словарная работа определяется как система начально – воспитательной работы над словом, которая охватывает освоения учениками новых слов и значения, оттенков значения, эмоционально – экспрессивного окрашивания слов, сферы его употребления, их многозначности и переносных значений, освоение синонимов, антонимов, паронимов и др.
Со словом, как единицей речи, ученики знакомятся уже на первых днях своего обучения в школе. Еще в период обучения грамоте учитель объясняет первоклассникам значение отдельных слов, практически (без употребления терминов) ученики наблюдают такое явление как омонимы, многозначность, антонимы и синонимы. Именно в этот момент учеников приучают следить за собственной речью, уместно употреблять слова.
В работе над уточнением и расширением словаря младших школьников можно выделить такие основные направления:
- определение значения слов путем использования разных способов : показ предмета или действия, демонстрация рисунка, подбор синонимах, антонимов, введение нового слова в контекст.
- выполнение упражнений на подбор слов с определенным значением.
- введение данных слов в предложение или текст.
Развитие словарного запаса может быть успешным если использовать целый ряда специальных, известных в методике начального обучения, упражнения, среди которых продуктивными, на наш взгляд, являются словарно-логические упражнения. Их результативность состоит не только в количественном нарастании словаря ребенка, а и в умственном развитии, в умении самостоятельно решать логические задачи, которые постоянно вырастают перед учеником младшей школы в процессе познания окружающего мира.
Системность и целенаправленность в использовании учителем специальных упражнений и заданий, тщательная подготовка к уроку – главные задачи педагога.
По нашему мнению, работа над словарными словами в начальной школе включает в себя следующие этапы:
1. Знакомство с новым слово.
2. Овладение детьми значительным количеством словарных слов.
3. Многоразовое повторение правильного произношения и правописания слов.
4. Обогащение, уточнение и активизация словаря школьника.
5. Развитие культуры речи, логического мышления, воспитания внимания к слову, его значения и употребления.
Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем лучше оно запоминается детьми. Чтобы активное участие при усвоении нового слова принимали и слух, и зрение, и ощущение, и память, и сознание необходимо каждое слово провести через сознание ребенка несколько раз и в разных контекстах.
В процессе словарной работы углубляется понимание учениками того, что слова называют все явления действительности, что слово и то, что оно называет (предмет, действие, признак, - это разные вещи, которые младшие школьники должны четко разграничивать.
Учены – методисты отмечают, что любое словарное упражнение, во время выполнения которого ученики определяют семантику слова, устанавливают смысловые связи, превращается в лексическое упражнение. Но традиционные лексические упражнения, например, на группирование или замену одного слова другим, синонимом. Остаются речевыми до того времени, пока они выполняются изолировано от текста, от речевой ситуации.
Конечным результатом изучения лексики и словарной работы является обучение младших школьников понимать значение слова, объяснять его, соединять слова с другими, подбирать и точно, выразительно употреблять лексические единицы в выражениях разных типов и стилей, исправлять лексические ошибки и недостатки, контролируя собственные устные и письменные пересказы и сочинения, совершенствовать их.
Успешность словарной работы заключается в выполнении ряда методических рекомендаций:
- работа над совершенствованием лексического запаса должна проводиться на каждом уроке русского языка и при изучении других предметов;
- проводить словарную работу следует учитывая возрастные особенности и уровня развития речи школьников;
- все упражнения, связанные со словарной работой, необходимо строить на основе текста, объяснять ученикам словосочетание слов, точность и уместность их применения в речи.
Список использованных источников
1. Бабровская, А. В. Активизация словаря младшего школьника / А. В. Бабровская, начальная школа. – 2003. - №4. - С. 47-51.
2. Гильбух, Ю. З., Пенькова О. И. Психологические аспекты словарного развития младших школьников / Ю. З. Гильбух, О. И. Пенькова, Нач. шк. – 1979. - №12.
3. Дорошенко, С. И. Основы культуры и техники устной речи. / С. И. Дорошенко // Учебное пособие для студентов. – Х. : «ОВС», 2002. – С. 262-265.
4. Цепова, И., Марченко,О. Я. Развитие навыков речевой деятельности младших школьников : аудирование, говорение / И. Цепова, О. Я. Марченко. – Х. : Веста: Изд – во «Ранок», 2008. – 176с.