Светлана Лобанова
Слияние игрового и музыкального действия на занятиях в группах раннего возраста
Слияние игрового и музыкального действия на занятиях в группах раннего возраста.
Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности -развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческое проявление детей.
Публикация «Слияние игрового и музыкального действия на занятиях в группах раннего возраста» размещена в разделах
«Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией
М. В. Васильевой предлагает работу с детьми до 3 лет на основе музыкальных занятий традиционной культуры, достаточно жестко определяет три ее компонента: музыкально-ритмические упражнения, слушание, пение, заключительная часть-игра или пляска.
Программа «Камерон» Э. П. Костиной наряду с подобным видом занятий предлагает использование в группе раннего возраста, кроме занятий традиционной культуры, занятия особого вида; сюжетно-игровые. Наличие в них образно-игровой основы максимально соответствует возрастному этапу развития игровой деятельности детей раннего возраста от предметно-манипуляторной к сюжетно-отобразительной игры, возникновению сюжетно-ролевой игры, что максимально приближает процесс музыкального образования детей как основному виду детской деятельности. Форма таких занятий предлагает слияние игрового и музыкального действия. Поэтому акцент переносится с усвоения знаний, умений и навыков механического воспроизведения их детьми на целостное, комплексное, творческое восприятие музыки и стимулирование оптимизации активных проявлений ребенка в процессе восприятии некоторых средств музыкальной выразительности, способствующих созданию игрового образа высотные, ритмические, тембровые и динамические отношения музыкальных звуков.
-В основе музыкальных занятий музыкальный руководитель использует, кроме игровых, наглядные и практические методы. Расширяя на третьем году жизни словесный действия детей по словесным указаниям, художественное слово и другое и проблемные методы. Проблемный метод включает в себя: проблемный вопрос (тихо или громко вас позвала песенка,
контрастные сопоставления, например,
1. На одном занятии звучит «Кошечка» муз. А. Александрова и «Кошечка» Н. Бордюг. Музыкальные образы разные по характеру динамических отношений легко передаются детьми как жалобное и веселое подпевание звукоподражания голосу знакомого домашнего животного.
2. Контрастные по звучанию музыкальные инструменты (бубен- «сердится, колокольчик – «весело звенит, всех ребяток веселит»)
Для реализации их в практике требуется тесное взаимодействие с воспитателем.
Структура их необычна и нравится детям: занятие может начинаться в группе с беседы музыкального руководителя об игрушке или сказочном персонаже, а также игровой замысел возникает прямо на пороге музыкального зала с первыми звуками музыки. В структуре фронтальные методы обязательно сочетаются с репертуаром, позволяющим индивилуализировать процесс активности в музыкальном исполнительстве детей, так, например, «Догони зайчика» Е. Тиличеевой, «Мячик» Р. Рустамова, «Пляска-приглашение» В. Журбинской.
Игровой сюжет возникает с появлением игрового персонажа -мягкой игрушки, например, занятие «Мишка и его друзья» (3-год жизни). Воспитатель оживляет образ доброго медвежонка, который предлагает детям веселые игры с ним. Музыкальный руководитель тщательно подбирает репертуар в соответствии с музыкальными образами :» Спи, мой Мишка», «Игра с Мишкой» Н. Бордюг, «Про Мишку» А. Филиппенко и другие. Музыка сразу вызывает интерес детей, т. к. сразу возникает проблемно-игровая ситуация «Как разбудить Мишку?», с использованием мягкой игрушки в сюжетах;» Петрушка из чудесного мешочка», (второй год жизни, образ Петрушки очень тесно связывается с игровой линией знакомства. (Использование игрушки би-ба-бо чередуется).
Есть игровые сюжеты, основанные на игровом образе воспитателя, который в течение всего занятия находится в роли : бабушки, кота, курицы-наседки, мамы –мышки, мамы-кошки и другие, например, в сюжетных занятиях;» Как цыпленок маму искал?» «На бабушкином дворе», «В гостях у мышки-норушки», «Весна на птичьем дворе», «Снегурочка и дети», «Ладушки в гостях у бабушки». Здесь используется следующий музыкальный репертуар :
«Ладушки» А. Лядова, «Ладушки» Н. Римского-Корсакова, «Ладушки» З. Левиной.
Обширное использование фольклора определяет игровое взаимодействие
«бабушки» и детей: имитационные образные движения «подсказаны» текстом рус. нар. потешек (печем оладушки, игры с ручками-птичками, пропевание уменшительно-ласкательной формы своего имени и другие).
Сюжетные занятия «Коза рогатая» также проходит с персонажем взрослым
(воспитатель в роли козы). В основе занятия игровые действия из русских народных игр и «пестушек», которые наиболее любимы детьми, Э. П. Костина называет их «жемчужиной народной педагогики», русский народ сохранил и подарил их нам, пользуйтесь ими.
Игровое действие в отдельных занятиях одно-едем на поезде, лошадках, машинах, самолетах. Музыкальные образы в этих занятиях, стимулируют активность в звукоподражании, в ритмических движениях- это «Поездка в зимний лес», «В гости к лету».
Для проведения сюжетно-игровых занятий с детьми раннего возраста имеется широкий спектр атрибутики:
-костюмы взрослого персонажа, шапочки- «медальоны», по числу детей (с условно-наглядным изображением зайчат, котят, мышек, и др.)
-погремушки, бубны, барабанчики, колокольчики -по числу детей.
-макеты домика и др. маркеры пространства (забор, флажки и др.)
-другие музыкальные игрушки-самоделки.
-раздаточные атрибуты для ритмических движений (платочки, ленточки, флажки) и др.
Ценность игрового персонажа для малыша возрастает многократно ведь он его получил в условиях игры от знакомого и привлекательного персонажа.
Музыкальный репертуар занятий в группах раннего возраста может и должен многократно повторяться ведь по натуре маленький ребенок – «большой консерватор», а сюжетно-игровые темы занятий бесконечно вариативны и разнообразны.
Разработанные конспекты сюжетных занятий, как правило, становятся основой сценариев детских праздников и развлечений в группах раннего возраста.
Список литературы:
1. Э. П. Костина. «Камертон»
2. И. Л. Дзержинская. «Музыкальное воспитание младших дошкольников».
3. В. А. Петрова «Музыкальные занятия с малышами»