Олеся Миронец
Конспект «Сказкотерапия — выдумка или реальность?»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия для детей – выдумка или реальность?
Все мы родом из детства.
А еще оттуда родом все наши комплексы, страхи, дефекты воспитания, поведенческие патологии и многое другое. Дети, которые чего-то не дополучили от родителей, страдают во взрослой жизни.
Именно поэтому основное задание родителей – не только воспитывать и обучать детей, но и корректировать их поведение, исправлять отрицательные черты характера, мотивировать на успех.
Публикация «Конспект „Сказкотерапия — выдумка или реальность?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
И делать это нужно не криком, наказаниями и даже – не долгими и нудными разговорами, а способом наиболее понятным и приятным самому малышу: рассказом сказки.
Современное развитие детей иногда напоминает соревнование родителей: чье чадо быстрее научиться сидеть, ползать, ходить, говорить, читать.
Иногда родители, стремясь вырастить вундеркинда, начинают мучить крошечного карапуза занятиями, которые он не способен осилить и, если, не дай Бог, соседская Машенька уже умеет складывать пирамидку из кубиков, а Ванечка – еще нет, то занятия возобновляются с удвоенной силой.
Если малыш совершил проступок (взял без спроса чужую игрушку, соврал, стукнул друга в песочнице, то родители пытаются его вразумить различными способами: криком, объяснениями, наказанием, игнорированием, но почти никогда – при помощи сказки.
Сказка многими родителями воспринимается, как способ развлечь детей, но им даже в голову не приходит, что это мощный метод психотерапии, который успешно используют и родители, и воспитатели в садах, и учителя, и психологи по всему миру.
Расставаться с детством, с его атрибутами, привилегиями, символами всегда сложно. А самый главный символ детства – это вера в сказки, вера в чудеса. Даже будучи взрослыми, все равно очень хочется верить в сказку. А что если ребенок больше не верит в сказку и в волшебство?
С каждым годом все сложнее становится поддерживать эту веру у детей. Давайте разберемся, в чем тут дело, и почему современные дети стали меньше верить в волшебство.
Способность наделять предметы и явления сверхъестественными свойствами, верить в одушевленность неживой природы — характерная черта детской психики.
Современные дети верят в сказки, но относятся к ним критически, поскольку сегодня они очень быстро взрослеют. Общество сегодня их больше не увлекает, рассказывая хорошую поучительную историю на ночь, а ошарашивает потоками новостей о дорожных происшествиях, авиакатастрофах и природных катаклизмах. Логично, что ребенок начинает воспринимать мир именно так. Баба Яга, как фольклорный герой, уже действует в прошлом, а потому теряет свою привлекательность. И ее место сегодня занимают Монстры Хай и Винкс, которые, по сути, являются современниками своих зрителей. Сегодня детская сказка перешла в эпоху модернизма и постмодернизма, но это естественный процесс, потому что дети шагают в ногу со временем. Плохо то, что сегодня миф, народное творчество подавлены стереотипной поп-культурой.
Для малышей просто необходимо верить в чудеса, это позволяет им выплескивать свои эмоции, укрепляет ощущения внутренней свободы, стимулирует и развивает у ребенка творческие способности. Данный опыт ребенка веры в чудеса не проходит бесследно, ведь у взрослых тоже бывают ситуации, в которых может помочь только чудо. А это дает нам не только силы для борьбы, но и помогает сохранять душевное и физическое здоровье. У детей, не достигших младшего школьного возраста, нет границ между выдуманным миром и реальностью.
Многие родители не уделяют достаточно времени детям, сейчас меньше читают сказки, детям легче посмотреть телевизор, а от чтения сказок они быстро устают! Мы живем в мире, где правят деньги, и современные дети уже с детства «знают», что нужно для счастья и где это получить. Телевизор и сплошная реклама не дают развиваться воображению ребенка, ему неинтересно ничего придумывать, ведь если ты хочешь игрушку – надо пойти в магазин и купить ее.
Но во многом можно сказать, что рациональными стали не дети, а их родители, которые не дают возможности ребенку побыть маленьким и наивным. Получается, проблема отчасти заключается в родителях, от них многое зависит. Не стоит слишком рано приучать детей быть практичными. Кто вырастет из них – циники, скептики, черствые душой люди, рано постаревшие? Тогда жить им будет непросто и неинтересно, потому что дружба и любовь – это тоже чудо, в которое обязательно надо верить.
Наши дети все разные, у них разные характеры и темпераменты. Кто-то по натуре мечтатель, очень любит сказки, верит в них. В таких детях необходимо всячески поддерживать веру в чудеса, взаимодействовать с ней, стимулировать ею, воспитывать.
А вот если ваш ребенок – логик, обращает внимание на законы природы и закономерности, не верит, что игрушка может кушать, говорить, спать, его не «купишь» на сказочные трюки, то такой ребенок уже заранее не верит. Убеждать его в обратном - смысла нет, ваши слова будут восприняты как намеренная ложь с непонятной целью. Вы рискуете подорвать доверие к вам ребенка или научите таким образом спекулировать подарками
Почему в последнее время стало так важно, чтобы наши дети верили в сказку?
Вера в чудо помогает принять ситуацию, адаптироваться, продолжать искать пути и решения, пережить сложные моменты в жизни, когда, казалось бы, выхода нет. Чтобы достичь этой цели, взрослые сами должны уметь «чудить», поэтому их дети, немного повзрослев, тоже присоединятся к ним, и будут самостоятельно устраивать чудеса.
Восприятие сказки требует особой работы ума и сердца. Ребенок должен научиться видеть за нереальными событиями, сказочными персонажами и волшебной атрибутикой противодействие сил добра и зла, нравственный смысл, мудрое наставление. И все это следует воспринимать сердцем за счет сопереживания любимым героям. Преимущественное развитие рациональной сферы ребенка в ущерб эмоциональной делает такую деятельность затруднительной. Слушая сказку, ребенок постоянно как бы наталкивается на логические противоречия: то в одной маленькой рукавичке помещается множество большущих зверей, то вещи разговаривают друг с другом, или умерший Иван-царевич оживает от какой-то живой воды, которой и на свете-то нет.
Если у ребенка критический ум, он не может мириться с логическими противоречиями, постоянно встречающимися в сказках. Возможно, став подростками, эти дети начнут зачитываться произведениями Станислава Лема, Александра Беляева или Рея Бредбери. Пока же их детская натура протестует против нарушения кем бы то ни было непреложной социальной нормы - говорить надо правду, а то, что не может происходить, не может быть правдой.
Еще одной причиной решительной нелюбви дошкольников к сказкам может явиться засилье компьютерных, телевизионных и прочих игр, построенных по типу «стрелялок». Единственным событием, происходящим в них, является непрерывная стрельба и убийство одним персонажем всех прочих, кем бы они ни были, - космическими монстрами или просто цветными шариками. Столь незамысловатый сюжет тормозит ход нормального развития детского воображения и ума в целом. Дошкольники становятся неспособными к восприятию сложных перипетий сказочных сюжетов. Детям претит неторопливый ход событий, наличие присказок или своеобразный лад и язык старинных былин и сказаний.
Если ребенок не любит сказки или нет видит различия между сказкой и ложью, то это упущение взрослых. Развить в детях способность сочувствовать и сопереживать сказочным героям можно, но сделать это не так просто. Прежде всего надо найти такого героя, чьи похождения имели бы мало общего со сказочными историями и в то же время оставались бы таковыми по своей сути. Возможно, ими станут Карлсон или зверюшки из рассказов Виталия Бианки. Затем постарайтесь вовлечь ребенка в игру, где действовали бы эти персонажи. Пусть малыш придумает для них новые приключения или сам станет действующим лицом в их похождениях. Если такая игра будет продолжаться несколько недель или месяцев, то постепенно у ребенка разовьется вкус к подобным занятиям. Он на деле почувствует, что в них нет ничего глупого, и они столь же увлекательны, как всякие другие развлечения.
Что такое сказкотерапия для детей : научная трактовка
Чтобы вы не думали, что сказкотерапия – выдумка заграничных психотерапевтов, которая не подходит для наших детей, я расскажу вам немного о научных исследованиях данного вопроса.
Если говорить о научной трактовке термина, то наиболее распространенное определение звучит так: «Сказкотерапия для детей – метод психотерапии, цель которого – воздействие на человека с целью лечения его фобий, коррекции его поведения, развития его творческого потенциала, расширения его сознания».
Исследованием сказкотерапии для детей занимались известнейшие ученые, например, Э. Фромм, Э Гарднер. Если говорить об отечественных исследованиях, то много этой теме в своих трудах уделили И. Вачков, Т. Зинкевич-Евстегнеева, Е. Лисисна и прочие.
В сказкотерапии используется пять типов сказок : медитативная сказка, психотерапевтическая сказка, дидактическая сказка, психологическая сказка, психокоррекционная сказка.
Чего можно добиться с помощью сказкотерапии для детей?
Основное преимущество сказкотерапии перед другими методами в том, что ее легко использовать в домашних условиях.
Не нужно специального образования или длительного теоретического изучения, чтобы воспитывать своих детей при помощи сказки.
И все же, используя любой из методов психотерапии, вы должны понимать, для чего вы это делаете и чего с его помощью хотите добиться.
При помощи сказкотерапии можно :
- Избавить кроху от различных фобий: страха высоты, темноты, воды, врачей и прочего.
- Развить творческие навыки и даже – открыть таланты.
- Наиболее верный способ – написание сказок совместно с родителями.
- Объяснить малышу, что такое хорошо и что такое плохо.
- Выявить причины тех или иных его поступков.
- Растолковать, что обижать других детей / брать без проса чужие вещи / лгать родителям (подчеркните или допишите нужное вам) нельзя.
- Избавить дитя от расстройства поведения с физическими проявлениями, например, отсутствия аппетита, писанья в постель и т. д.
- Пережить потерю родственников, друзей или домашних животных.
- Справиться с агрессией и гиперреактивностью детей.
- Объяснить многие вещи, которые кажутся маленькому человеку несправедливыми, например, почему папа не живет с вами или почему Васе родители могут купить новый велосипед, а ему – нет.
- Научить малыша принимать самостоятельно правильные решения, подготовить его к взрослой жизни и многое другое.
Как правильно использовать сказкотерапию для детей?
Существует два наиболее распространенных способа использовать сказкотерапию :
- Рассказывая известную сказку, тематика и герои которой вам подходят.
Например, сюжет известной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» можно использовать, чтобы объяснить сыну или дочери, что нужно слушаться старших, ведь с теми, кто не прислушивается к советам родителей или старших братиков/сестричек, могут случаться неприятности.
- Придумать свою сказку с главным героем, который бы походил на вашего карапуза и совершал бы те же поступки или имел бы те же недостатки.
Например, чтобы научить детей убирать за собой игрушки, можно рассказать сказку о ленивой девочке, которая ничего не хотела делать, поэтому на Новый год Дед Мороз решил не приносить ей подарка.
И лишь в следующем году, когда девочка начала складывать свои игрушки, чистить утром и вечером зубы, заправлять свою постель (формируйте ситуацию в зависимости от того, чего хотите от детей добиться, то нашла подарок под елочкой от Деда Мороза.
Важно не только рассказать сказку, но и обсудить ее с детьми, чтобы убедиться: они поняли, в чем ее мораль.
Структура наших занятий в группе по сказкотерапии строится следующим образом:
- Ритуал «входа» в сказку (коллективное упражнение);
- Повторение (повторение того, что делали в прошлый раз, какие выводы сделали, чему научились);
- Расширение (рассказ новой сказки, рисование, сочинение сказки);
- Закрепление (приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка);
- Интеграция (связь нового опыта с реальной жизнью);
- Резюмирование (обобщение приобретенного опыта, связывание его с уже имеющимся);
- Ритуал «выхода» из сказки (закрепление нового опыта).
На занятиях мы используем следующие формы работы со сказкой :
1. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения детей, выявляет его систему оценок в категориях «хорошо-плохо».
2. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.
3. Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции. Интересно, что часто дети, идентифицируя себя с героями сказок, сообщают об этом группе. Иногда дети говорят, что и у них когда-то был подобный случай. Так, один участник группы (мальчик 5 лет) после прочтения сказки «Как Кенгуреныш стал самостоятельным» высказался так : «И со мной, похожее было, - один раз мама меня оставила одного на улице, потому что я баловался. Я сильно испугался, как и Кенгуреныш в сказке». Здесь важно обратить внимание детей на положительный финал сказки, помочь перенести его в конкретную ситуацию жизни ребенка.
Также можно проиграть сказку в песочнице или осуществить ее постановку с помощью кукол. Работа с куклами помогает ребенку корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным, позволяет совершенствовать и проявлять через нее те эмоции, которые он обычно по каким-либо причинам не может себе позволить проявить.
4. Использование сказки как притчи-нравоучения, которая подсказывает детям с помощью метафоры вариант решения проблемы.
Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике. Методика сказкотерапии привлекательна тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами.
Современная психология лишь с недавних пор выделила сказкотерапию как метод психологической коррекции. Но, несмотря на это, на сегодняшний день терапевтические сказки активно используется психологами в процессе работы и с детьми, и с взрослыми.
Итак, вывод, если ребенок не любит сказки - это или недоработка взрослых, которые заполнили свободное время дошкольника малосодержательными играми, или следствие развития рациональной сферы ребенка в ущерб эмоциональной. Попытавшись вызвать у ребенка сочувствие и интерес к одному из сказочных персонажей, взрослые могут помочь своему малышу развить у него недостающие свойства личности. Объяснить детям разницу между сказкой и ложью, художественным вымыслом и корыстным враньем - еще одна задача родителей. И решать ее лучше на примерах, доступных детскому пониманию, способных затронуть их души и сердца.
Становясь старше, мы неизменно теряем светлую и чистую веру в сказки, волшебные палочки и три желания. Но на всю жизнь мы должны сохранять надежду на чудо, на невидимую помощь. Давайте же жить так, чтобы сказка всегда окружала нас и наших близких!