Получи документы

Сказкотерапия как психологический метод работы с детьми дошкольного возраста

Ольга Сильченко
Сказкотерапия как психологический метод работы с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

Для детей сказка – это не только увлекательное путешествие в волшебный мир вымышленных персонажей, но легкое и в то же время мощное средство воспитания. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Благодаря сказкам дети получают первые знания о взаимоотношениях людей, об устройстве окружающего мира. Сказки – это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Публикация «Сказкотерапия как психологический метод работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5–4 годам, хотя, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Применение сказкотерапии для дошкольников учит, как поступать в сложных ситуациях, как продуктивно общаться, анализировать и исправлять поведение. Терапевтический рассказ позволяет «встретиться» через главного героя с личными страхами или проблемами малыша.

Слушая о приключениях, ребёнок смотрит на тревожащую его проблему и себя со стороны: «Не только тебе сложно научиться рисовать. Ты ведь знаешь сказку о волшебном рисунке? В одной сказочной стране вся магия создавалась особыми кисточками. Чародей рисовал на холсте тигра, произносил заклинания, и он оживал! Выпрыгивал с рисунка, рычал и скалил морду, как настоящий. Но не всем легко давалось рисование. Сын известного волшебника Андрей, например, совсем не умел рисовать…»

Переживая за героя, ребёнок примеряет его историю на себя. Получает опыт в увлекательной форме. В этом и состоит суть сказкотерапии.

Существует четыре вида сказок:

1) Дидактическая — обучающая сказка. Помогает освоить полезные умения или сложную информацию. К таким сказкам относятся: сказка «Волк и семеро козлят» - учит осторожно относиться к незнакомцам и не открывать двери. «Приключение точки и запятой»

- помогает понять, как правильно использовать знаки препинания. «Мойдодыр» - убеждает ребенка умываться.

2) Медитативная. Успокаивает ребенка и направляет воображение в созидательное русло. В таких сказках нет конфликтов и злых героев. Медитативные сказки демонстрирую малышу образ идеального мира, прекрасных отношений, созидательной деятельности. Получив через рассказ позитивный опыт, ребёнок охотней перейдет от разбрасывания игрушек к строительству зоопарка из кубиков.

Пример медитативной сказки: «В далекой волшебной стране, где много ярких благоуханных цветов, где светит солнце, дует легкий ветерок, и где всегда голубое небо, жила-была Бабочка. Яркая и прекрасная. Жители этой страны очень любили ее и всегда рады были ее видеть. Но еще совсем недавно она была большой лохматой гусеницей и жила на высоком старом дереве. У гусеницы было много лапок, но уползти далеко она не могла. А ей так хотелось повидать весь мир! Узнать, как живут там, за горами, вдали от их волшебной страны. И в волшебной стране, и в жизни, многие гусеницы превращаются в куколок. Превратилась в куколку и наша гусеница. Лежа в коконе, она мечтала увидеть мир. И очень скоро мечты ее осуществились - она превратилась в прекрасную Бабочку. Теперь она могла летать высоко-высоко и видеть гораздо больше прежнего. Часто в небе она встречала радугу, и они подружились. И вот, однажды, попрощавшись с обитателями волшебной страны, Бабочка отправилась в путешествие». Автор сказки – Ольга Зайцева.

3) Психотерапевтическая. Помогает ребёнку понять, как действовать в сложной ситуации. Оказывает сильное влияние через эмоции. Слушая такие сказки, малыш учиться решать непростые задачи на примере героев. Часто в психотерапевтических сказках говориться о дружбе, любви, преодолении страхов.

Например, сказка «Гадкий утенок» - помогает ребенку справиться с насмешками сверстников. «Кошкин дом» - учит отличать истинную дружбу и заботу от показной вежливости.

4) Психокоррекционная. Не принуждённо влияет на поведение ребёнка и отношение его к окружающему миру. В ходе чтения или прослушивания, помогает решить проблемы подросткового поведения. Такие виды сказок подходят для самостоятельного прочтения.

Сказку «В стране невыученных уроков» и «Сказку о потерянном времени» можно отнести к психокоррекционным.

Какой должна быть сказка для детей?

Герои должны быть узнаваемы, понятны и интересны детям.

Для детей 1–3 лет желательно, чтобы героями были животные. В 3–4 года в сказке может появиться волшебный герой или сказочное место действия. В 5–6 лет главным героем может быть человек или ребенок, попавший в волшебную ситуацию.

Персонажей чётко делятся на хороших и плохих.

Маленьким детям сложно верно оценить героев и поступки. Поэтому в сказке все должно быть предельно понятно. Это серый волк, зубами щёлк, он есть козлят. Он плохой и страшный.

В 5–6 лет можно вводить в сказку неоднозначных героев и поступки. Но нужно оценивать вместе с ребенком поступки сложных героев.

Родители в рассказе о Дяде Федоре положительные или отрицательные? Если они положительные, то почему ребёнок от них ушел? И можно ли уходить ребёнку из дому?

Для терапии нужно определить цель, т. е. мы подбираем сказку с сюжетом, основа которого, связанна напрямую с поведением ребенка (агрессивность, застенчивость, страхи).

Выбирайте сказки с очевидной моралью. Если в силу возраста ребенок не может понять мораль – объясните ему смысл прочитанного.

Какие сказки подбирать для детей разных возрастов?

1-3 года: выбирайте или придумывайте простые сказки на 5-10 минут про животных. Вовлекайте ребенка в сказочное повествование с помощью игр, картинок, игрушек, диалога. Например так:

Мама говорит своим голосом, передвигая игрушку: «Смотри, какой чудесный слонёнок! Топ-топ-топ. Куда это слонёнок собрался? Наверное, в садик?».

Мама меняет голос и отвечает на вопрос: «Да я пошёл в садик. У меня там друзья: медвежонок и тигрёнок. Мы играем в догонялки, лепим из пластилина, рисуем. А Маша тоже ходит в садик?». Маша кивает в ответ.

Мама продолжает говорить от лица слонёнка: «Ух ты! А ты в садике не плачешь? Я первый раз плакал. Мне казалось, что мама ушла и больше не придет. Вокруг все чужие. Но потом я понял, что мама обязательно меня заберёт – после работы. А воспитательница и дети в садике всегда со мной поиграют и помогут…».

3-4 года: ребёнок учится правильно выражать эмоции и обогащает словарный запас. Поэтому старайтесь читать сказку выразительно: меняйте интонацию, демонстрируйте эмоции героев лицом и жестами. Ребёнок будет наблюдать за вами и перенимать опыт.

Малышам 3-4 лет интересны сказки с животными: Красная шапочка. Три поросенка.

Колобок.

Чтобы ребёнок сильней проникся сказкой, используйте несколько хитростей:

• читайте сказку по ролям – разными голосами;

• разыгрывайте представление с игрушками;

• демонстрируйте красочные изображения из книжки;

• после прочтения рисуйте или лепите героев сказки;

• задавайте вопросы.

5-6 лет: в этом возрасте лучше всего воспринимаются сказки с элементами волшебства и чуда. Читайте отрывки сказки по ролям. Сделайте героя ровесникам крохи. Так малышу будет легче примерять на себя поступки героя.

Задавайте наводящие вопросы, например:

• Кто главный герой сказки?

• Что хорошего он сделал?

• Как бы ты поступил в такой ситуации? Вопросы помогут ребенку лучше понять смысл сказки.

Включите в сказку элемент игры. Дойдя до определённого момента спрашивайте у ребенка «как поступить герою»? Логично меняйте сюжет отталкиваясь от решений ребенка. Показывайте, к каким последствием привел выбор.

Основные приёмы:

1. Чтение и рассказывание – ребёнок ставит на место героя себя, и оценивает его действия как свои. Это помогает малышу понять правильность действий, совершённых героем и провести оценку ситуации.

2. Рисование сказки, лепка персонажей – помогает выразить полнее эмоции по прочитанному и услышанному тексту.

3. Ролевая, театрализованная, подвижная игра по мотивам сказки. Помимо прямого терапевтического эффекта игра имеет множество других: укрепление эмоционального фона, умение оценивать свои действия со стороны, нарабатывается поведенческий опыт.

4. Сочинение собственных сказочных сюжетов – здесь работа идёт на развитие воображения, укрепление памяти, умение быстро придумывать.

5. Решение сказочных задач, выполнение творческих заданий: смена места, времени, событий, введение нового сказочного героя, перепутывание сюжетов. Тренирует нестандартное и логическое мышление.

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумагиИсследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумаги ЦЕЛЬ – познакомить детей со способами изготовления самодельной бумаги, особенностями ее производства, воспитывать интерес к исследовательской.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возрастаМетод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является начальной ступенькой системы экологического образования и имеет особое значение.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Лэпбук «Умная ферма» для работы с детьми дошкольного возрастаЛэпбук «Умная ферма» для работы с детьми дошкольного возраста Лэпбук - интерактивная дидактическая папка, которая помогает познать и исследовать новое, повторить и закрепить изученное, систематизировать.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Психологический тренинг «Мы все разные, мы все удивительные» для детей старшего дошкольного возрастаПсихологический тренинг «Мы все разные, мы все удивительные» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми. Задачи: -позитивно настроить детей на.

Сенсорные планшеты для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗСенсорные планшеты для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Развитие сенсомоторных качеств очень важно для ребенка. Особенно важно для детей с ОВЗ, когда некое ограничение не является единственным.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как психологический метод работы с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 10 июля 2023 в 20:09
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия как психологический метод работы с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сильченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД