Ольга Сильченко
Сказкотерапия как психологический метод работы с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Для детей сказка – это не только увлекательное путешествие в волшебный мир вымышленных персонажей, но легкое и в то же время мощное средство воспитания. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Благодаря сказкам дети получают первые знания о взаимоотношениях людей, об устройстве окружающего мира. Сказки – это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Публикация «Сказкотерапия как психологический метод работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5–4 годам, хотя, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
Применение сказкотерапии для дошкольников учит, как поступать в сложных ситуациях, как продуктивно общаться, анализировать и исправлять поведение. Терапевтический рассказ позволяет «встретиться» через главного героя с личными страхами или проблемами малыша.
Слушая о приключениях, ребёнок смотрит на тревожащую его проблему и себя со стороны: «Не только тебе сложно научиться рисовать. Ты ведь знаешь сказку о волшебном рисунке? В одной сказочной стране вся магия создавалась особыми кисточками. Чародей рисовал на холсте тигра, произносил заклинания, и он оживал! Выпрыгивал с рисунка, рычал и скалил морду, как настоящий. Но не всем легко давалось рисование. Сын известного волшебника Андрей, например, совсем не умел рисовать…»
Переживая за героя, ребёнок примеряет его историю на себя. Получает опыт в увлекательной форме. В этом и состоит суть сказкотерапии.
Существует четыре вида сказок:
1) Дидактическая — обучающая сказка. Помогает освоить полезные умения или сложную информацию. К таким сказкам относятся: сказка «Волк и семеро козлят» - учит осторожно относиться к незнакомцам и не открывать двери. «Приключение точки и запятой»
- помогает понять, как правильно использовать знаки препинания. «Мойдодыр» - убеждает ребенка умываться.
2) Медитативная. Успокаивает ребенка и направляет воображение в созидательное русло. В таких сказках нет конфликтов и злых героев. Медитативные сказки демонстрирую малышу образ идеального мира, прекрасных отношений, созидательной деятельности. Получив через рассказ позитивный опыт, ребёнок охотней перейдет от разбрасывания игрушек к строительству зоопарка из кубиков.
Пример медитативной сказки: «В далекой волшебной стране, где много ярких благоуханных цветов, где светит солнце, дует легкий ветерок, и где всегда голубое небо, жила-была Бабочка. Яркая и прекрасная. Жители этой страны очень любили ее и всегда рады были ее видеть. Но еще совсем недавно она была большой лохматой гусеницей и жила на высоком старом дереве. У гусеницы было много лапок, но уползти далеко она не могла. А ей так хотелось повидать весь мир! Узнать, как живут там, за горами, вдали от их волшебной страны. И в волшебной стране, и в жизни, многие гусеницы превращаются в куколок. Превратилась в куколку и наша гусеница. Лежа в коконе, она мечтала увидеть мир. И очень скоро мечты ее осуществились - она превратилась в прекрасную Бабочку. Теперь она могла летать высоко-высоко и видеть гораздо больше прежнего. Часто в небе она встречала радугу, и они подружились. И вот, однажды, попрощавшись с обитателями волшебной страны, Бабочка отправилась в путешествие». Автор сказки – Ольга Зайцева.
3) Психотерапевтическая. Помогает ребёнку понять, как действовать в сложной ситуации. Оказывает сильное влияние через эмоции. Слушая такие сказки, малыш учиться решать непростые задачи на примере героев. Часто в психотерапевтических сказках говориться о дружбе, любви, преодолении страхов.
Например, сказка «Гадкий утенок» - помогает ребенку справиться с насмешками сверстников. «Кошкин дом» - учит отличать истинную дружбу и заботу от показной вежливости.
4) Психокоррекционная. Не принуждённо влияет на поведение ребёнка и отношение его к окружающему миру. В ходе чтения или прослушивания, помогает решить проблемы подросткового поведения. Такие виды сказок подходят для самостоятельного прочтения.
Сказку «В стране невыученных уроков» и «Сказку о потерянном времени» можно отнести к психокоррекционным.
Какой должна быть сказка для детей?
Герои должны быть узнаваемы, понятны и интересны детям.
Для детей 1–3 лет желательно, чтобы героями были животные. В 3–4 года в сказке может появиться волшебный герой или сказочное место действия. В 5–6 лет главным героем может быть человек или ребенок, попавший в волшебную ситуацию.
Персонажей чётко делятся на хороших и плохих.
Маленьким детям сложно верно оценить героев и поступки. Поэтому в сказке все должно быть предельно понятно. Это серый волк, зубами щёлк, он есть козлят. Он плохой и страшный.
В 5–6 лет можно вводить в сказку неоднозначных героев и поступки. Но нужно оценивать вместе с ребенком поступки сложных героев.
Родители в рассказе о Дяде Федоре положительные или отрицательные? Если они положительные, то почему ребёнок от них ушел? И можно ли уходить ребёнку из дому?
Для терапии нужно определить цель, т. е. мы подбираем сказку с сюжетом, основа которого, связанна напрямую с поведением ребенка (агрессивность, застенчивость, страхи).
Выбирайте сказки с очевидной моралью. Если в силу возраста ребенок не может понять мораль – объясните ему смысл прочитанного.
Какие сказки подбирать для детей разных возрастов?
1-3 года: выбирайте или придумывайте простые сказки на 5-10 минут про животных. Вовлекайте ребенка в сказочное повествование с помощью игр, картинок, игрушек, диалога. Например так:
Мама говорит своим голосом, передвигая игрушку: «Смотри, какой чудесный слонёнок! Топ-топ-топ. Куда это слонёнок собрался? Наверное, в садик?».
Мама меняет голос и отвечает на вопрос: «Да я пошёл в садик. У меня там друзья: медвежонок и тигрёнок. Мы играем в догонялки, лепим из пластилина, рисуем. А Маша тоже ходит в садик?». Маша кивает в ответ.
Мама продолжает говорить от лица слонёнка: «Ух ты! А ты в садике не плачешь? Я первый раз плакал. Мне казалось, что мама ушла и больше не придет. Вокруг все чужие. Но потом я понял, что мама обязательно меня заберёт – после работы. А воспитательница и дети в садике всегда со мной поиграют и помогут…».
3-4 года: ребёнок учится правильно выражать эмоции и обогащает словарный запас. Поэтому старайтесь читать сказку выразительно: меняйте интонацию, демонстрируйте эмоции героев лицом и жестами. Ребёнок будет наблюдать за вами и перенимать опыт.
Малышам 3-4 лет интересны сказки с животными: Красная шапочка. Три поросенка.
Колобок.
Чтобы ребёнок сильней проникся сказкой, используйте несколько хитростей:
• читайте сказку по ролям – разными голосами;
• разыгрывайте представление с игрушками;
• демонстрируйте красочные изображения из книжки;
• после прочтения рисуйте или лепите героев сказки;
• задавайте вопросы.
5-6 лет: в этом возрасте лучше всего воспринимаются сказки с элементами волшебства и чуда. Читайте отрывки сказки по ролям. Сделайте героя ровесникам крохи. Так малышу будет легче примерять на себя поступки героя.
Задавайте наводящие вопросы, например:
• Кто главный герой сказки?
• Что хорошего он сделал?
• Как бы ты поступил в такой ситуации? Вопросы помогут ребенку лучше понять смысл сказки.
Включите в сказку элемент игры. Дойдя до определённого момента спрашивайте у ребенка «как поступить герою»? Логично меняйте сюжет отталкиваясь от решений ребенка. Показывайте, к каким последствием привел выбор.
Основные приёмы:
1. Чтение и рассказывание – ребёнок ставит на место героя себя, и оценивает его действия как свои. Это помогает малышу понять правильность действий, совершённых героем и провести оценку ситуации.
2. Рисование сказки, лепка персонажей – помогает выразить полнее эмоции по прочитанному и услышанному тексту.
3. Ролевая, театрализованная, подвижная игра по мотивам сказки. Помимо прямого терапевтического эффекта игра имеет множество других: укрепление эмоционального фона, умение оценивать свои действия со стороны, нарабатывается поведенческий опыт.
4. Сочинение собственных сказочных сюжетов – здесь работа идёт на развитие воображения, укрепление памяти, умение быстро придумывать.
5. Решение сказочных задач, выполнение творческих заданий: смена места, времени, событий, введение нового сказочного героя, перепутывание сюжетов. Тренирует нестандартное и логическое мышление.