Ирина Миронова
Сказкотерапия как метод в воспитании дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия - действенный метод в воспитании дошкольника.
(Из личного опыта воспитателя ДОУ)
Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра,
она нужна для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя,
измерить, оценить свои возможности.
Дж. Родари
Публикация «Сказкотерапия как метод в воспитании дошкольника» размещена в разделах
Сказки! Они с нами рядом всю жизнь. Одни из них учат уму - разуму, другие – добру и счастью, третьи волшебные, завораживают нас чудесами. И мы представляем себя, то Иван - царевичем, то прекрасной принцессой, то доброй феей. Мы начинаем играть в сказки и творить чудеса. Сказки помогают раскрыть творческие способности детей. В каждом ребенке можно открыть артиста. Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, поступки героев, победы добра над злом. Он учится доброжелательно общаться в коллективе сверстников, не замыкаться при взрослых. Понимая, что его всегда слушают и слышат, становится более инициативным и открытым, эмоционально благополучным. Я считаю, чем раньше и больше разных игр и пособий использует ребенок в своей жизни, тем легче ему будет познавать окружающий мир.
Важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к сказкам. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.
Сказка – это чудо! Первые впечатления от встречи со сказкой живут очень долго, порой всю жизнь. С каким нетерпением ждут дети этой встречи! С этим словом у них связаны ощущения радости, праздника, веселья.
Сказкотерапия – метод достаточно известный в педагогических кругах, но, судя по страницам психолого-педагогической периодики, в детских садах недостаточно используемый.
Поэтому меня так заинтересовало направление – сказкотерапия в воспитании дошкольника среднего возраста.
Первое, что было сделано – это разработаны:
1. Цель и задачи.
2. Тематическое планирование;
3. Учебно-тематический план;
4. Картотеки игр.
Цель: Усвоение детьми духовно-нравственных правил.
Задачи:
Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи;
Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор;
Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.
Основой для планирования НОД по сказкотерапии являются разработки Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Д. Ю. Соколова, Т. М. Грабенко и других авторов методик по креативной терапии.
Непосредственно-образовательная деятельность (занятие) по сказкотерапии проводится один раз в неделю в подгруппе из 8-10 человек. Важно правильно определить состав подгруппы, чтобы в игре участвовали дети с разными чертами характера. Все начинается с ритуала, например, приветствие с предметом : дети образуют круг и передают друг другу колокольчик, называя свое имя. Дальше – возможно несколько сценариев.
Сказкотерапия может проходить как спектакль – разыгрывание сказки. Воспитанникам предлагается на выбор несколько ролей – дети подсознательно сами выберут для себя подходящую им, «верную» роль. Можно заранее подготовить декорации, костюмы, подобрать мелодии, подходящие по сюжету – все это будет способствовать положительному эффекту. Воспитателю отводится главная роль – он озвучивает текст сказки и приглашает участников выполнять определенные действия.
Сказкотерапия может проходить в форме чтения или обсуждения самой сказки. Важно дать возможность каждому ребенку высказаться, при этом на занятии должна царить полная свобода мысли – любое мнение имеет право на существование и не должно осуждаться.
Сказкотерапия может включать в себя как известные сказки, так и придуманные педагогом. Главный герой в таких сюжетах очень похож на конкретного ребенка. Со стороны поступки лучше видно, и малыш с легкостью сможет соотнести себя с героем. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности ребенок увидел выход из сложившихся ситуаций. В качестве авторов могут выступать и сами дети. Детская сказка показательна, она раскрывает переживания малышей, которые они стесняются обсуждать со взрослыми или о которых родители даже и не подозревали.
Дети нашей группы от общения друг с другом, с родителями и педагогами получают удовольствие. А сколько эмоций они испытывают от игровой коллективной сказки.
Примерный план непосредственно-образовательная деятельности по сказкотерапии :
1. Вспомнить прошлое занятие и проговорить с детьми, какую сказку они разыгрывали, к каким выводам пришли.
2. Познакомить ребят с новой сказочной историей на определенную тему Хорошо изобразить ее в лицах – так сказка быстрее вызовет у ребят эмоциональный отклик.
3. Упражнения и игры для закрепления нового опыта.
4. Выводы, к которым привело занятие. Важно, чтобы разыгранное сказочное действие было связано с реальной жизнью.
Для занятий по методу сказкотерапии хорошо использовать сказочные декорации и костюмы, музыкальный фон. Детям очень нравятся ритуалы, с которых занятие начинается и заканчивается.
В заключении хочется сказать, что в нашей группе взаимодействие с детьми при помощи сказкотерапии проходит очень плодотворно и интересно!
Список использованной литературы
Театральная деятельность в детском саду. А. В. Щеткин, М. «Мозаика-Синтез», 2007г.
Театрализованные игры дошкольников. Л. В. Артемова, М. 1991 г.
Путь к волшебству. Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева.
Художественное творчество в детском саду. Под ред. Н. А. Ветлугиной, М. 1974 г.
Журналы: «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Обруч».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор – как действенный метод воспитания ребёнка с первых лет жизни
Использование фольклора в воспитании ребенка.
Использование технологии "Сказкотерапия" в музыкальном воспитании дошкольников
В работе обозначена формулировка проблемы, систематизирована теория, говорится о внедрении технологии в деятельность дошкольников.
Выступление из опыта работы по теме: «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Выступление из опыта работы по теме: «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания дошкольников».
Презентация "Сказка в развитии наглядно - действенного мышления младших дошкольников".
Презентация представляет собой мини - картотеку игр для развития наглюдно - действенного мышления младших дошкольников на основе сказочного материала.
Консультация для воспитателей "Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Презентация и теоретический материал по описанию сказкотерапии, способах ее использования в воспитательном процессе. Даны примеры сказок Г. Х. Андерсена для дошкольного возраста.
Представление опыта работы по теме: "Социально-нравственное воспитание дошкольников с использованием сказкотерапии".
Актуальность и перспективность опыта работы, теоретическая база опыта, технологии и рекомендации по использованию опыта по теме: "Социально-нравственное воспитание дошкольников с использованием сказко.
«Фольклор – как действенный метод воспитания ребёнка с первых лет жизни»
Фольклор для детей – это раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его - он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец. Знакомство.
Мне нравится