Наталья Федорищева
Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В статье рассматривается вопрос сказкотерапия, как здоровьесберегающая технология.
Ключевые слова
Сказка, сказкотерапия, здоровьесберегающая технология.
В дошкольном возрасте чувства играют большую роль в жизни ребёнка, помогая познавать окружающий мир.
Публикация «Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
В наше прагматическое время именно сказка приобрела особое значение в воспитании и развитии чувств детей дошкольного возраста, оказывая на него благотворное психологическое действие. Дети дошкольного возраста могут испытать сильные эмоции, сопереживая сказочным героям или идентифицируя себя с ними [5,с. 6].
«Сказкотерапия»– один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми дошкольного возраста, который позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи [1, с. 352].
«Сказкотерапия» - означает «лечение сказкой». Сам же термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно, но воспитание детей дошкольного возраста через сказку используется, очень давно. Испокон веков народная мудрость сохранялась в сказках, их передавали из поколения в поколение.
Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.
«Сказкотерапия» - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром [2, с. 50-55].
Сказка – это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций. Этот метод развивает творческие способности детей дошкольного возраста, расширяет их сознание, совершенствует взаимодействие с окружающим миром. Дети дошкольного возраста очень любят сказки, как говорил известный итальянский психолог А. Манегетти, сказка для детей – это «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь».
Психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, Вачков И. В., М. Осорина, Е Лисина, Т. Зинкевич – Евстигнеева и другие, применяющие сказки и метафоры в своей работе, отмечают, что даже дети, которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благотворное влияние на подсознательном уровне. Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребёнка, каждый находит в ней что-то своё, необходимое ему в данный момент, созвучное его проблемам.
Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей, в частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми дошкольного возраста; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Однако процесс сказкотерапии позволяет ребёнку актулизировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
Сказкотерапия, как здоровьесберегающая технология – раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
Сказкотерапия развивает самосознание детей дошкольного возраста и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.
«Сказкотерапия» - её метод заключается в знакомстве детей дошкольного возраста со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненном опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие памяти, чувства взаимопомощи и поддержки, расширение эмоционально – поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети дошкольного возраста учатся разбираться в людских характерах. С помощью сказки ребенок может ставить себя в предлагаемую ситуацию, отождествляя себя с главными героями и тем самым проживая их действия. Подобрав правильно сказку, можно решить многие проблемы ребенка: побороть страх и капризы, развивать смелость, волю. Сказкотерапия помогает замкнутому ребенку раскрыться, а слишком агрессивного и непоседливого учить задумываться.
В процессе сказочной игры развивается речь и фантазия, творческие способности и логическое мышление. Разыгрывая сказочное представление или обсуждая сказку, приобретают навыки общения.
Задачи сказкотерапии : 1. Развитие слухового и зрительного внимания; 2. Развитие наблюдательности и зрительной памяти; 3. Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи); 4. Развитие фантазии и творческого воображения; 5. Снимать уровень тревожности и агрессивности; 6. Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную; 7. Развивать умение преодолевать трудности и страхи; 8. Развитие умения взаимодействовать с окружающими, совершенствование коммуникативных навыков; 9. Развивать речь детей с помощью: пересказывания сказок; рассказывания сказок от третьего лица; группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу; сочинения сказок [4, с. 52].
10. Укрепить союз «Ребенок – Родитель – Воспитатель».
Можно подобрать сказочные истории на разные темы. Например, о страхе и смелости, о добрых и злых поступках, о жадности и. т. д. Сказки можно рассказывать и обсуждать с детьми дошкольного возраста, а можно придумывать свои. Хорошо применять при этом пальчиковые и другие игрушки. Выражая свои внутренние переживания через сказочных героев, ребенок может подсказать решение конкретной проблемы. В такие занятия можно включать различные физические упражнения, логопедические и другие дополнительные развивающие и терапевтические занятия. Для занятий по сказкотерапии хорошо использовать сказочные декорации и костюмы, музыкальное сопровождение. Специалисты психологии считают, что лечение сказками можно использовать в любом количестве и для любого возраста [3, с. 45].
Играть в сказку – это не только развлечение. На основе волшебных сюжетов, бытовых и литературных сказок сказкотерапевты составляют методики. Итак, через сказки дети дошкольного возраста получают знания о мире, о взаимоотношениях, о проблемах и препятствиях, возникающие в жизни. Это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявится потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта [4, с. 12-59].
Различают следующие виды сказок :
Дидактическая Ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе)
Художественная Знакомство с эстетическими принципами, традициями человечества
Профилактическая Сказки для чтения, служащие накоплению знаний
Медиативная Формирует положительное состояние ребенка (можно перед сном)
В своей работе с детьми дошкольного возраста мы используем элементы сказкотерапии, учитывая их возрастные особенности.
В атмосфере сказки дети дошкольного возраста раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния детей дошкольного возраста, избавление от собственных страхов.
Основные методы используемые в сказкотерапии :
Рассказывание сказок
Рисование сказки
Сказкотерапевтическая диагностика
Сочинение сказки
Изготовление кукол
Постановка сказки
Таким образом, мы можем сделать вывод, что каждый из нас может научится сочинять сказку для детей дошкольного возраста, которая поможет раннему развитию ребёнка, снимает стресс, а также поможет наладить контакт: мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.
Обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод, что сказкотерапия один из самых эффективных видов здоровьесберегающих технологий, в процессе, которого задействованы все компоненты здоровья детей дошкольного возраста.
Список используемой литературы:
1. Зинкевич – Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству Теория и практика сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева. – Санкт – Петербург: «Златоуст», 1998.- 352 с.
2. Вачков, И. В. Сказкотерапия в работе детского психолога / Современное дошкольное образование. – 2008. - № 4. – 50-55 с.
3. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия – М. : Эксмо-Пресс, 2005 – 45 с.
4. Зинкевич – Евстигнеева, Т. Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие / Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева. - Санкт – Петербург: «Речь», 2004.- 12-59 с.
5. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / под. ред. Е. В. Свистуновой. - М. : Форум, 2006.