Сардана Пестерева
Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей
Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей
В последнее время все чаще приходится сталкиваться с детьми у которых есть речевые проблемы. Дети плохо говорят, имеют недостаточный словарный запас, не соответствующий возрасту, встречаются дети неговорящие. Также детям всё реже читают книги, рассказывают сказки. Есть дети, которых даже не интересуют красивые иллюстрации сказок и это очень печально. Развитие речи у детей в настоящее время представляет собой актуальную проблему. Исходя из этого, мною был составлен план по самообразованию на тему: «Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей 3-4 лет».
Публикация «Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
В своей педагогической деятельности я поставила цель: создание благоприятных условий для развития творческой речевой активности детей посредством Сказкотерапии. Что же такое сказкотерапия? Сказкотерапия –это один из приемов в арт-терапии, в разделе психологии — психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развитию личности. В основе сказкотерапии лежит процесс связи между действиями в сказке и реальности.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе.
Цель сказкотерапии: воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста.
Главной задачей сказкотерапии является гармонизация внутреннего мира ребенка. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь ребенку. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, находит решение своих жизненных проблем. Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.
Формы и приемы работы со сказками:
- Чтение детям сказок
- пересказывание сказок;
- беседы по содержанию сказок
- пальчиковые игры по сказкам
- подвижные игры
- рассматривание иллюстраций к сказкам
- инсценировка сказок,
- дидактические игры
- отгадывание загадок по сказкам
- использование различных видов театра
Этапы работы со сказкой:
1. «Вхождение в сказку»: музыкальное сопровождение, которая помогает детям настроиться на сказку. Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.
2. Чтение сказки. 2 варианта: 1 – читаем сказку полностью, без обсуждения. 2 вариант – в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.
3. Обсуждение сказки. Надо обязательно с ребенком обыграть сказку, проанализировать, сделать выводы.
4. Ритуал «выхода из сказки». Использование мелодии для выхода из сказки или проговаривание, стихов, определенных слов.
В своей работе так же использую приёмы драматизации, использование различных видов театрализованной деятельности: настольный театр, кукольный театр, пальчиковый театр и театр на палочках. Также рассматриваем иллюстрации к сказкам, отгадывание загадок о сказочных героях.
До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от текста. Между сеансами сказкотерапии обращаю внимание на поведенческие реакции, эмоции детей. Замкнутым детям распределяю роли героев с сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Даша).
Сказкотерапия проводится по подгруппам. Стоит помнить, что маленькие непоседы довольно быстро устают, поэтому если я замечаю эмоциональное перевозбуждение, переутомление, переключаю внимание воспитанников на другой вид деятельности, например игровая дыхательная, пальчиковая гимнастика или физкультминутка. Итоговую часть сказкотерапии обычно посвящаю обсуждению. Проводя анализ занятия, благодарю детей за участие, интересуюсь обязательно их мнением по поводу проведённых игр, уточняю, какие игры больше понравились детям, а какие игры показались скучными и малоинтересными. Эта информация позволяет мне скорректировать задания и внести важные изменения на перспективу. Сказкотерапию провожу один раз в неделю.
В педагогической работе особую роль следует отвести просвещению родителей. Мы тесно работаем с родителями, рассказываем им о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультируем по использованию сказки, как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Разъясняем о значимости семейного чтения, чтобы чтение сказок своим детям были семейной традицией.
Благодаря использованию сказкотерапии у детей формируются следующие знания, умения и навыки:
- у детей обогащается словарь,
- развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения
- появляется интерес и любовь к русскому народному творчеству, интерес к книгам и их рассматриванию
- у детей развиваются фантазия, воображение, способность к словотворчеству.