Алтухова Олеся
Сказкотерапия как способ успешной адаптации к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Период вхождения ребенка в сад очень сложен и для родителей, и для малыша. Ведь ему предстоит приспособиться к новым взрослым, новым условиям, новой роли, новому режиму, новой еде и т. д. Все ранее сформированные стереотипы, иммунная система, даже физиологические процессы подвергаются некоторым изменениям. В этом периоде появляется много психологических преград не только у ребенка, но и у взрослого (родителя). Не зря психологи говорят, что залог успешной адаптации ребенка, это готовность родителя к походу в сад ребенка.
Публикация «Сказкотерапия как способ успешной адаптации к ДОУ» размещена в разделах
В «здоровой» семье малыш к 3 годам уже готов сепарироваться от родителей и, следовательно, может посещать детское дошкольное учреждение. У него появился интерес к общению с людьми, как сверстниками, так и взрослыми, его словарный запас и навыки самостоятельности позволяют малышу быть достаточно независимым, а, следовательно, и быстрее адаптироваться. Несмотря на всю готовность к детскому учреждению, ребенок во время поступления переживает адаптационный кризис.
Адаптивные возможности детей раннего дошкольного возраста ограниченны, именно по этой причине резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести малыша к эмоциональным нарушениям. Педагогу-психологу необходимо помочь семье преодолеть этот этап и успешно адаптироваться к новым условиям.
Дети раннего дошкольного возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться не только положительными эмоциями, но и отрицательными, заряд происходит от взрослых, сверстников, во время общения, совместной деятельности, подражания, игры. Именно эти особенности и легли в основу идеи использования сказкотерапии для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации.
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Эту любовь прививают родители во время совместного чтения и обсуждения сказки. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей раннего дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал Константин Дмитриевич Ушинский, положительно отзывались Виссарион Григорьевич Белинский и Александр Александрович Пушкин. Ещё наши предки заметили, что наказание в воспитательном процессе меркнет перед сказкой, рассказанной провинившемуся ребенку, из которой становился понятен смысл его поступка.
Так чем же сказка отличается от сказкотерапии? И что же такое сказкотерапия?
Сказкотерапия это молодое перспективное течение в прикладной психологии, которое широко используется в настоящее время в дошкольной педагогике. Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми. Сказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей. На собственном опыте ребёнок может ощутить, что такое «плохо» и что такое «хорошо». Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе.
Погружение в сказочный мир помогает ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее. В обычном общении ребенок использует небольшой объем слов, интонаций, выражений. В этом случае объём используемых слов и выражений быстро беднеет, делая тем самым интеллект ребенка маловыразительным. И напротив вовремя сказкотерапии, малыш, подражая героям, чаще пользуется красивыми речевыми оборотами, насыщая свой словарный запас.
Сказкотерапия производит на дошкольников «оздоровительный» эффект. Под влиянием сказки ребенок корректирует свое поведение мягко и без потрясений. С её помощью можно воспитывать, преодолевать негативные черты характера, корректировать поведение.
Сказкотерапия может быть использована как для групповых занятий, так и для индивидуальной работы. Конечно, у индивидуальной работы больше возможностей. У сказкотерапии есть большое поле для творчества и следовательно для проявления себя, ведь сказку в этом случае можно услышать, обсудить, увидеть, проиграть, ощутить. А это способствует развитию сенсорных навыков, конструктивных и исследовательских способностей.
Безусловно, не все дети сразу включатся в процесс и будут в нем активно участвовать, но на первых этапах положительным считается уже то, что ребенок наблюдает за происходящим, при этом забывая на некоторое время, где он находится и что рядом нет мамы. При этом очень важно поощрять живые, естественные и спонтанные реакции детей.
Что характерно, для сказкотерапии можно применять всем известные сказки, и вы будете удивлены, если каждую сказку Вы будете не просто читать, а попытаетесь вникнуть в ее истинный и глубокий смысл, который вложил в нее автор.
Давайте попробуем разобраться, поверьте это не так сложно, как, казалось бы. Я только начну, а дальше вы сами поймете, как читать сказку и на что акцентировать внимание ребенку.
Давайте разберем самые распространенные сказки :
1) Колобок - ушел из дома один и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения).
2) Волк и семеро козлят - нельзя открывать дверь чужим (вы можете 10 раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребенком легче).
3) Красная шапочка - нельзя разговаривать с чужими на улице.
4) Петушок золотой гребешок (это где Петушок в окошко выглядывал, а Кот и Дрозд спасают его от Лисы) - учит тому, что друзья всегда помогают друг другу в беде.
5) Репка - всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького.
6) Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.
И это лишь малая часть сказок.
Существует огромное множество сказок и для адаптации к саду, которые можно обсудить с малышами, проиграть. Чем облегчить их пребывание в рамках дошкольного учреждения и ускорить их адаптацию.
В рамках сказкотерапии родителям так же рекомендуется задолго (2-3месяца) до похода в детский сад начинать знакомить малыша в игровой форме с садом. Читать и обсуждать сказки, после обсуждения поиграть с ребеночком детский сад, первый поход в сад, можно проиграть режимные моменты. Это поможет ребенку в первые дни в саду чувствовать себя увереннее и, следовательно, спокойнее. Вспомните свои чувства, когда вы находитесь в новом месте с новыми людьми и не знаете, что Вам ожидать в следующую минуту.
И незабываем, что залог легкой и безболезненной адаптации малыша к детскому саду является, как ни странно, готовность родителей к походу своего «чада» в дошкольное учреждение (готовность расстаться с малышом, принять факт того, что ребенок не нуждается в той же мере в маме как раньше и т. д.).
Литература:
1) Зинкевич Т. Д. – Евстигнеева «Формы и методы работы со сказкой», СПб. : Речь, 2008;
2) Капская А. Ю., МирончикТ. Л. «Планета чудес» (Развивающая сказкотерапия для детей) - М. :ТЦ Сфера, 2008
3) Микляева Н. В. ,Толстикова С. Н., Целикина Н. П. «Сказкотерапия в ДОУ и семье» - М. :ТЦ Сфера, 2010.;
4) Шорохова О. А «Играем в сказку» (сказкотерапия по развитию связной речи дошкольников) – М. :ТЦ Сфера, 2008.;