Марина Борисовна
Сказки-пересказки
▼ Скачать + Заказать документы
Сказки – Пересказки
Умение пересказывать сказку, художественный текст имеет огромное значение в жизни ребёнка. От этого умения зависят и успехи обучения в школе, и общение со сверстниками и взрослыми. Хороший рассказчик является душой любой компании. К сожалению, взрослые люди не всегда могут интересно пересказать содержание книг или кинофильмов. Этому умению надо учить с детства.
Публикация «Сказки-пересказки» размещена в разделах
При обучении пересказу формируются и совершенствуются навыки анализа и осмысления литературного текста, развивается речь и образное мышление.
Сказки – отличный материал для пересказывания. Их тексты доступны детям. В них присутствуют знакомые персонажи, наделённые ярко выраженными чертами характера. Чёткая композиция и понятная последовательность происходящих событий способствуют лёгкому запоминанию и точному воспроизведению текста. Занимательные сюжеты поддерживают интерес ребёнка к занятиям. Сказки учат детей доброте, смелости, взаимовыручке, смекалке, умению сопереживать и сочувствовать героям.
В младшей группе проводится подготовительная работа к пересказыванию сказки. Дети учатся слушать воспитателя. Малыши отвечают на вопросы, составленные в соответствии с последовательностью сюжета сказки, и способствуют быстрому запоминанию сказки. Это вопросы прямые, начинающие со слов «кто», «что», «какой» и другие, помогающие ребёнку полнее использовать словарь и синтаксис текста. Взрослый сам пересказывает сказку, а малыши договаривают слова и предложения. Главное, чтобы детям нравилось это занятие. Занятия проводятся в игровой форме.
Начиная со средней группы, дети начинают овладевать видами монологической речи. С ними проводят специальные занятия по пересказу сказок, а начиная со старшей группы - рассказывают сказку по цепочке : один начинает, другой продолжает; придумывают продолжение сказки или сочиняют сказку по аналогии. Речь детей становится более связной и свободной. Они не боятся высказываться в присутствии товарищей, готовы помочь в случае затруднения. Своевременная помощь со стороны педагога, совет и указание помогают детям.
В процессе обучения дети овладевают умением рассказывать сказку по ролям, инсценировать сказку с масками, картинками. Дети уже могут мастерить атрибуты к сказкам, обсуждая в процессе работы содержание сказки и её героев. С радостью и ответственностью приходят старшие дети к малышам показывать сказочный спектакль.
Воспитатель учит ребёнка выделять существенные признаки, качества сказочных персонажей, предметов и явлений, существующие между ними связи и отношения и придерживаться определённой последовательности при описании их; использовать точные обозначения, эмоционально окрашенные выражения. В простейшей форме дети передают завязку, развитие сказки и её кульминацию, развязку.
Очень важно, чтобы дети глубоко осмысленно и эмоционально воспринимали содержание сказки. Именно тогда они пересказывают выразительно, последовательно, без пропусков и искажений, проявляют творческую активность.
Прежде всего, воспитатель должен выразительно прочитать или рассказать сказку. Можно организовать театрализованный рассказ. Так малыши любят пальчиковый, наручный, кукольный, настольный, театр на фланелеграфе. Детям постарше интересен теневой, магнитный, театр из природного материала. Смотреть видеозапись сказки любят все дети.
Затем проводится беседа, основное назначение которой – выяснить, правильно ли дети поняли содержание и смысл сказки. Беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки. Главным методическим приёмом в беседе выступают вопросы педагога. Вопросы должны сосредотачивать мысль ребёнка на центральных, узловых моментах содержания. Дети воспроизводят отдельные словосочетания, обороты, упражняются в нахождении и использовании выразительных интонаций. С возрастом детей беседы становятся более краткими, сжатыми.
Важным методическим приёмом является оценка детского пересказа. Отметив положительные моменты и недостатки, нужно обязательно поощрить ребёнка. Следует отметить и внимание, с каким дети слушали пересказ своего товарища. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Дети шести-семи лет учатся сами придумывать сказки. Сказки детей целесообразно оформлять таким образом, чтобы с ними можно было провести повторную работу, например, записывать их с целью сделать книжку. Тексты (их записывает воспитатель) можно проиллюстрировать рисунками самих детей. Дошкольники любят рассматривать такие книжки, показывают их малышам и родителям, просят педагога вновь прочитать придуманные ими сказки.
М. Кольцова отмечает, что сказки, сочинённые детьми дошкольного возраста, являются сплавом того, что они выучили, слышали ранее, что видят сейчас: «Рассказывая сказку, ребёнок учится использовать ранее усвоенные фразы. Использует он их здесь не механически, а в новых комбинациях, создавая что-то своё, новое. В этом залог развития творческих способностей человеческого ума». [1, с. 132]
Методика применения различных приемов и самый выбор их претерпевает изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности и т. д. Необходимо постоянно закреплять приобретённые детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их.
В процессе подготовки к знакомству детей со сказкой педагог отбирает такой материал, на основе которого углубляются нравственные представления и чувства ребёнка, его эмоциональные и эстетические переживания. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кольцова, М. Н. Ребёнок учится говорить. /М. Н. Кольцова / М., 1973, С 114
2. Короткова, Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. /Э. П. Короткова / М., Просвещение, 2008, С. 112
3. Куликовская, Т. А. Обучение дошкольников пересказу /Т. А. Куликовская/ Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2011, С. 78