Папки-передвижки

Сказка как средство развития речи дошкольников

Людмила Пискунова
Сказка как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Сказка как средство развития речи дошкольников

Для ребенка хорошо сформированная речь – это успех в обучении.

Важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания являются сказки.

Сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь.

Темочки:

В своей работе мы стараемся найти интересные, нетрадиционные приёмы для развития речи дошкольников.

Сказки мы не только читаем, но и дополняем, изменяем, рисуем, лепим, сочиняем и играем.

В работе по речевому развитию детей мы используем сказочный материал, вводя приемы и методы ТРИЗ. Главная задача ТРИЗ – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. Задания с элементами ТРИЗ помогают научить детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.

Детям нравится фантазировать. Продукт фантазии доставляет им радость и развивает воображение

Начинаем мы с метода совместных рассказываний, где мы используем такие игровые приемы как: «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение».

1. Игра «Расскажи сказку по-другому»

Детям очень нравится игра «Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета.

Например: сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый и т. д.

Дети с большим удовольствием перевоплощаются в героя сказки или предмет и начинают рассказывать.

Вот как дети рассказывали сказки :

Сказка «Курочка ряба» от имени курочки

Живу я у бабушки и дедушки. Однажды я снесла яичко золотое. Смотрю, обрадовались баба с дедой. Начали это яйцо, бить баба бьет, не разобьет, дед бьет, не разобьет. Вижу, бежит мышка хвостиком махнула яйцо задела, оно упало и разбилось. Заплакали дед с бабой, стало мне жалко, подошла и говорю: не плачь дед, не плачь баба, снесу вам яичко не золотое, а простое.

Сказка «Репка» от имени грядки

Пришел дед в огород, подошел ко мне, разрыл лунку, положил семечко, полил, и стала расти репка. Выросла репка большая - пребольшая, желтая, круглая, сладкая, гладкая. Пришел снова дед в огород посмотрел на репку и начал тянуть: тянет - потянет, не вытянул репку, позвал на помощь бабку. Пришла бабка тянуть репку. Бабка за дедку, дедка за репку тянут - потянут вытянуть не могут. Тут позвала бабка внучку. Прибежала внучка на помощь. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потянут вытянуть не могут. Смотрю, зовет внучка жучку на помощь репку тянуть. Тоже не вытянули, позвали на помощь кошку, не вытянули. Позвали мышку на помощь. Пришла мышка, все дружно встали друг за другом и вытянули репку. Вот и радости было.

2. «Салат из сказок» - герои из разных сказок встречаются, и получается новая сказка.

Ведущий читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать, из каких сказок эти персонажи?

“. Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”. Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку. ”. (“Лисичка – сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”, “Репка”)

• “. Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит : “Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого и я снова стану братцем. ”. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Крошечка – хаврошечка”)

3. Групповое придумывание сказки.

Дети садятся в круг. Первый сказочник (взрослый или ребенок) начинает сказку одной фразой. Следующие участники группы по очереди добавляют к сказанной фразе свою фразу, по смыслу подходящую к предыдущим и так далее. Каждый участник должен выступить в качестве сказочника не более 3 раз. Сказка должна иметь логический конец.

Это очень трудно, дети сначала не справлялись получалась путаница. И вот тогда в придумывании сказки на помощь приходит волшебная коробочка. Только каждое слово картинка на отдельном листочке. Необходимо по очереди вытягивать картинку и сочинять сказку. Например, первое слово «волк». Начинаем сказку : «Жил-был волк». Следующее слово «лес». Продолжаем сочинять: «Волк жил в лесу» и т. д.

Каждый участник принимает участие в сочинении сказки.

4. «Сказка наизнанку» - вспоминаем хорошо знакомую сказку, «меняем» характер у героев (положительный на отрицательный, и наоборот, предлагаем рассказать, каким станет сюжет.

Используя этот метод, мы умышленно «переворачиваем» сказку : злых персонажей делаем добрыми, маленьких — большими, красивых — уродливыми, события меняем на противоположные. В итоге получается сказка либо совсем новая, либо частично — это зависит от того, будет ли принцип «выворачивания наизнанку» применен к одному или ко всем элементам истории.

Сказка «Колобок»

Вот, как переделали эту сказку наши дети.

Колобок-обжора

Попросила баба деда испечь колобка. Колобок у деда получился большой-пребольшой, да еще и обжора. Дома у деда с бабой все съел и укатился в лес, чтобы чего-нибудь съесть. Кого встретит в лесу все от него убегали. Тут он встретил лису, а лиса была глупая, колобок обхитрил ее и съел.

5. Что было потом?

Сказка кончилась, а место для сочинения того, что было потом, — всегда найдется. Вот здесь предлагаю детям сочинить продолжение сказки. Сюжет сказки мы не меняем, а придумываем лишь продолжение истории, отталкиваясь от известных персонажей и событий.

Что было с лисой после того, как она проглотила колобка? Мои дети продолжил сказку.

Выплюнула лиса колобка, потому что он был не вкусный и не съедобный. Лиса с колобком помирились и пошли к бабушке и дедушке печь пирожки. Стали они жить долго и счастливо. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.

Что было после того, как вытащили репку? (вопрос для самых маленьких фантазеров) Сварили суп, кушали, пели и танцевали.

6. Придумываем и рисуем сказки.

Лист бумаги разделен на три части. В первой части листа дети рисуют место, где живет герой сказки; во второй – то, что с ним случилось, произошло; в третьей – рисунок, изображающий то, чем закончилась сказка.

7. Лепим сказки.

Коллективно лепили разных персонажей, а затем придумали сюжет сказки и обыграли ее. Сказка получилась интересная про двух друзей Серого Волчка и Медведя Косолапова, которые решили отправиться в дремучий лес и увидели странный дом на куриной ноге, как Баба Яга хотела их съесть, спасаясь от Бабы Яги они добежали до реки, где жил добрый змей. Он их спрятал. Так Баба Яга ни с чем вернулась домой. А наши герои отправились дальше в дубовую рощу, где жила семья колобков, попили чай с колобками, попрощались и отправились домой.

Эту сказку мы читали несколько раз. Дети просили, прочитайте нам еще нашу сказку.

8. Инсценируем сказки, путешествуем по сказкам

Знакомые сказки инсценируем с добавлением разных персонажей.

В результате такой работы дети могут связно пересказывать сказки; составлять небольшие рассказы; объединять события в последовательное повествование, стали хорошо ориентироваться в знакомых сказках; научились анализировать поведение и поступки героев сказок. Такая работа способствует расширению словарного запаса, помогает правильно строить диалоги, влияет на развитие связной, логической речи, фантазии детей.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речиДидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речи Одно из важных умений человека, идущих через всю его жизнь и помогающих во многих жизненных ситуациях умение логически мыслить и делать.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Синквейн как средство для развития речи. Часть 1.Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Многие педагоги используют в своей работе дидактический.

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство развития речи дошкольников
Опубликовано: 2 октября 2020 в 19:30
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как средство развития речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Пискунова (УИ 1443725) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД