ЛЮБОВЬ ЖАРОВА
Сказка, как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка, как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
В наше время на исторической арене появляется новый социальный тип личности. Российскому обществу нужны деловые, уверенные в себе и независимые люди с яркой индивидуальностью.
Воспитание патриотизма и гражданственности становится важной государственной задачей. ФГОС подчёркивает необходимость активизировать процесс воспитания патриотизма у дошкольников. В этом возрасте дети любознательны, отзывчивы и восприимчивы. Они легко откликаются на инициативы, умеют сочувствовать и сопереживать. Для воспитателей это время больших возможностей для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Формируются духовная основа ребёнка, эмоции, чувства, мышление и социальная адаптация. В этом возрасте закладываются основы для осознания ребёнком себя в окружающем мире. Этот период жизни особенно подходит для эмоционального воздействия на ребёнка, так как его впечатления очень яркие и сильные и остаются в памяти надолго или даже на всю жизнь, что важно для воспитания патриотизма.
Публикация «Сказка, как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Патриотическое воспитание в детском саду включает социальные технологии обучения и оздоровления ребёнка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую историю, гармонии в семье и поэтического восприятия мира. В дошкольном возрасте формируются гражданские качества, представления о человеке, обществе и культуре. Важно прививать детям любовь и привязанность к природным и культурным ценностям родного края, так как на их основе воспитывается патриотизм.
Воспитание патриота своей страны — сложная и ответственная задача, которая начинается в дошкольном возрасте. Систематическая работа, использование различных методов воспитания, совместные усилия детского сада и семьи и ответственность взрослых за свои слова и поступки могут привести к положительным результатам и стать основой для дальнейшего патриотического воспитания. В этом процессе важную роль играют русские народные сказки, которые Л. Толстой называл «кладезем мудрости народа». Сказки — благодатный и незаменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки заключается в глубине её содержания, где сказочные образы, созданные народом и существующие тысячелетиями, передают могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы и стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле, потому что она — творение народа. Сказка — это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребёнок познаёт сердцем свой народ. Если сказка выбрана удачно и рассказана естественно и выразительно, можно быть уверенным, что она найдёт отклик в сердцах детей. Это будет способствовать развитию патриотических чувств. Сказка, созданная давно, продолжает жить и увлекать детей своим содержанием и художественной формой.
Кто из нас не любил сказки в детстве? Наверное, таких людей нет. Знакомство ребёнка с миром литературы, человеческими взаимоотношениями и окружающим миром начинается со сказки. В ней всегда есть что-то фантастическое и неправдоподобное: животные разговаривают, обычные предметы становятся волшебными.
В сказке присутствуют две нравственные категории — добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение этих норм и правил воспринимается как зло. Ребёнок начинает понимать, что нужно вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества.
Переформулировала ваш текст:
Нравственные ценности, такие как добро и зло, хорошее и плохое, можно и нельзя, лучше всего усваиваются на примере родителей и с помощью народных сказок.
Сказки показывают, как дружба помогает победить зло (например, «Зимовье зверей»).
Добрые и миролюбивые персонажи побеждают злых и коварных (например, «Волк и семеро козлят»).
Зло всегда наказывается (например, «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Положительные герои в сказках обычно обладают мужеством, смелостью, упорством, красотой, честностью и другими качествами, которые ценятся в народе.
Идеал для ребёнка — это далёкая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя свои действия с действиями героев. Идеал, сформированный в детстве, во многом определяет личность человека.
Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда есть урок, который дети постепенно усваивают, возвращаясь к тексту сказки снова и снова. Например, сказка «Репка» учит детей быть дружными и трудолюбивыми.
Сказка «Маша и медведь» предупреждает о том, что ходить в лес одному опасно, можно попасть в беду, но если это случится, не отчаивайтесь, старайтесь найти выход из сложной ситуации.
Сказка «Теремок» учит детей жить дружно и помогать друг другу.
Послушание родителям и старшим передаётся через сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка».
Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль».
Трудолюбие вознаграждается в народных сказках (например, «Ховрошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»).
Мудрость восхваляется в сказках «Мужик и медведь», «Лиса и козёл».
Забота о ближних поощряется, например, в сказке «Бобовое зёрнышко».
Трудно перечислить всё, чему учат сказки. Их вклад в воспитание личности детей невозможно переоценить.
Положительные герои в сказках обычно обладают мужеством, смелостью, упорством, красотой, честностью и другими качествами, которые ценятся в народе. Идеалом для девочек становятся девицы-красавицы, а для мальчиков — добрые молодцы, любящие свою Родину. Такие персонажи для дошкольников — это далёкая перспектива, к которой они будут стремиться, сверяя свои действия с действиями любимых героев.
В сказках нет прямых указаний, как надо делать, а как не надо, но в их содержании всегда есть урок, который дети усваивают. Сказки обладают притягательной силой и позволяют детям свободно мечтать и фантазировать, расширять границы обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребёнка форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Превращаясь в сказочных героев и следуя за ними, ребёнок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать трудности, искать союзников и бороться за справедливость, верить в силу любви и добра. Сказки отражают особенности нашей Родины, условия труда и быт народа, рассказывают о природе и животном мире.
Сказка развивается и в наше время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, опираясь на исторически сложившиеся сказочные принципы : победа добра над злом, патриотизм, взаимная поддержка и другие. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.
Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых позволяет решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.
Список литературы
1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ/ Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Волгоград, 2007.-208с.
2. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников/ Н. В. Алешина, – М. ,2008.-205с.
3. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М. Д. Маханева, – М., 2010.–90с.
4. www.maam.ru
5. Шевченко, Л. В. Сказка в жизни ребёнка / Л. В. Шевченко. - Текст электронный// nsportal.ru — URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/02/17/doklad-k-pedsovetu-skazka-v-zhizni-rebyonka ( дата обращения: 25.11.2022).