Ольга Зорина
Скандинавская ходьба в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Исследования последних лет в области физического воспитания свидетельствуют о серьезных нарушениях в здоровье детей, в частности, об отклонениях в развитии опорно-двигательного аппарата. По данным Института гигиены детей и подростков в школу поступает около 40% детей, имеющих от 2 до 5 отклонений в состоянии ОДА, характеризующихся асимметрией плеч, сутулостью, увеличением глубины изгибов позвоночника, боковых искривлений, слабостью мышечного корсета, деформацией нижних конечностей, плоскостопием. Эти дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения для последующей их интеграции в обществе.
Публикация «Скандинавская ходьба в детском саду» размещена в разделах
В последнее время появляется много видов спорта, которые можно адаптировать к дошкольникам с нарушением ОДА, чтобы ввести их в занятия адаптивной физкультурой.
Не так давно в России стал популярным вид спорта – скандинавская ходьба, который подходит для поддержания двигательной активности людям с нарушением ОДА в любом возрасте.
Оздоровительная ходьба Nordic Walking имеет финские корни. С давних пор профессиональные лыжники искали способы поддержания спортивной формы в летнее время. Летом они много тренировались, занимаясь только энергичной ходьбой и бегом по пересечённой местности с простыми лыжными палками.
Несколько позже, в 80-е годы, ряд медицинских исследований подтвердил положительное влияние ходьбы с палками на физическое состояние человека.
В 1997 году в Финляндии на базе финского института физкультуры и спорта финский спортсмен Марко Кантанева разработал специальные палки для ходьбы, а также придумал к ним резиновые лапки-наконечники для лучшего сцепления.
Данная техника ходьбы очень полезна, проста и увлекательна, так как позволяет активизировать и включить в работу около 90% всех мышц тела, Эффективный результат достигается быстрее, чем при обычной ходьбе. Скандинавская ходьба и комплекс упражнений, разработанный Марко Кантанева, подходят для людей любого возраста и любого уровня физической подготовки, поскольку являются наиболее щадящим и легким способом развития выносливости, координации движений, силы и гибкости.
Скандинавской ходьбой занимаются со специальными палками, чтобы усилить её эффективность. Подбор палок рассчитывается по формуле: рост человека х 0.68. Например: рост 128см х 0.68 = 87.04. Можно использовать палки 90-95см.
Палки используются для того, чтобы мышцы верхней части тела работали не меньше мышц ног, Они делают ходьбу легче, хотя усилий затрачивается больше, чем на обычную ходьбу.
Основные задачи использования скандинавской ходьбы для детей с нарушением ОДА:
1. Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка.
2. Осуществлять коррекцию имеющегося патологического состояния.
3. Повышать неспецифическую сопротивляемость организма.
4. Развить двигательные качества: быстроту, гибкость, силу, выносливость, скоростно-силовые и координационные.
5. Воспитывать инициативность, самостоятельность, морально-волевые качества и свойства личности.
Техника ходьбы
Шаг должен начинаться с касания пяткой земли, потом следует перекат на носок, что способствует толчку тела в направлении движения. Кисти сжимают палки каждый раз при касании ими земли, а затем отпускают для того, чтобы они свободно оказались позади тела. Пока руки продолжают передвигать палки, туловище и бёдра должны участвовать в скручивающем движении. Это эффективно разрабатывает мышцы пояса. Палки нужно ставить примерно в средину шага, разноимённые рука и нога выносятся одновременно вперёд. Во время движения дыхание не задерживать, вдох через нос, выдох через рот.
Интенсивность нагрузки можно корректировать по ЧСС (пульс за 10сек х 6, пульс замеряем перед занятием, после выполненного задания, после отдыха.
Методика и организации скандинавской ходьбы в дошкольном учреждении
Тренировочный процесс в нашем дошкольном учреждении учитывал: соответствие физических нагрузок ходьбы с палками по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность) детей; постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия; правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха.
Занятия по овладению скандинавской ходьбой мы начали с детьми старшей группы. На наш взгляд наиболее предпочтительное время для начала обучения – осенний период. Продолжительность занятия – 25-30 мин.
Обучение скандинавской ходьбе начинали с комплекса упражнений.
Так как у многих детей с нарушением ОДА нарушена координация движений и равновесие, то обучение скандинавской ходьбе нужно начинать с упражнений на умение стоять, поворачиваться, используя палки:
1. И. п. - ноги на ширине плеч, переставляем палки поочерёдно вперёд, назад, вправо, влево, добиваемся устойчивого положения.
Далее выполняем повороты на месте, опираясь на палки:
2. И. п. – ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, повороты на месте переступанием направо, налево, поворот кругом через левое и правое плечо, спина прямая.
Затем переходим к обучению постановки стопы с пятки и одновременному выносу разноимё нной руки:
3. И. п. – основная стойка, опора руками на палки
Шаг вперёд правой, поставить ногу на пятку с одновременным выносом вперёд левой руки, палкой опираемся параллельно правой стопе, возвращаемся в и. п. Затем, то же левой ногой и правой рукой.
Переходим непосредственно к ходьбе. В медленном темпе выполняем сначала 2 шага, акцентируем внимание на постановке стопы и выносе палки, затем выполняем 6-8 шагов, акцентируем внимание на постановке стопы, выносе палки и свободном положении палки сзади.
Начинали занятие с разминки рук и ног, а также несколько упражнений на разогрев мышц туловища. После чего детям напоминаются правила ходьбы (идти, ставя ноги с перекатом с пятки на носок, спину держать ровно, смотреть вперед, не спешить, спокойно дышать). Затем дети приступают непосредственно к выполнению ходьбы.
На первом этапе у наших воспитанников движения рук и ног были несогласованны; чаще всего движения рук отстают от движений ног, происходил одновременный взмах двумя руками и палками. Палки не помогали в ходьбе (нет толчка палками, а чаще всего использовались как средство удержания равновесия.
На втором этапе еще не было полной синхронности движений рук и ног ребенка, но уже заметны некоторые толчковые усилия палками. Частично снималась мышечная напряженность.
На третьем этапе движения рук и ног стали более согласованны, ритмичны, начали совпадать во времени, палки стали выполнять свою основную функцию – отталкивание.
После ходьбы необходимо выполнить несколько упражнений, которые помогут восстановить организм:
1. И. п. – ноги на ширине плеч, палками опираться впереди на расстоянии одного шага;
1-2-3- пружинящие наклоны вперёд прогнувшись;
4 – и. п.
Упражнение выполнять в медленном темпе 6-8 раз.
2. И. п. – то же;
1 – наклон назад;
2 – и. п.
Следить за тем, чтобы голова не запрокидывалась назад, выполнять упражнение в медленном темпе 6-8 раз.
3. И. п. ноги на ширине стопы, опираться на палки
- 10 приседаний в медленном темпе на полной стопе.
4. И. п. – ноги на ширине плеч, опираться на палки;
1 – вдох глубокий;
2 – выдох удлинённый.
Упражнение выполнять 6-8 раз.
Комплекс упражнений для разминки:
Перед началом активных занятий проводятся общеразвивающие упражнения (ОРУ) и специальные упражнения с палками, чтобы подготовить организм к нагрузкам.
1) И. п. – ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, палки держать за середину. Попеременные движения руками вперёд, назад в медленном темпе.
Упражнение выполняется в течение 30сек.
2) И. п. – ноги на ширине плеч, палки держим горизонтально двумя руками хватом сверху.
1 – палки за плечи;
2-3 – палки за плечами;
4 – и. п.
Количество повторений 6-8 раз.
Упражнение можно выполнить на 2-3 с задержкой дыхания.
3) И. п. –ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, палками опираться около стоп, рукоятки палок к груди
1 – разогнуть ноги, отведение рук назад
2 – и. п.
Упражнение выполнять в медленном темпе 8-10 раз.
4) И. п. ноги на ширине плеч, слегка согнуты, руки вперёд, опора на палки
1 – наклон, прогнувшись, ноги выпрямить
2 – и. п.
Упражнение выполнять в медленном темпе 8-10 раз.
5) Приседания с опорой на палки. Количество и глубина приседаний зависят от индивидуальных особенностей заболевания ребенка.
6) И. п. – основная стойка, опора руками на палки
1 – выпад правой вперёд
2 – и. п.
3 – выпад левой вперёд
4 – и. п.
Упражнение выполнять в медленном темпе 8-10 раз.
7) И. п. – то же
1 – шаг вперёд правой, вынос вперёд левой руки, перенести вес тела на правую ногу, опора на палку параллельно правой стопе
2 – и. п.
3 – шаг вперёд левой, вынос вперёд правой руки, перенести вес тела на левую ногу, опора на палку параллельно левой стопе.
Упражнение выполнять 8-10 раз. Акцентировать внимание на постановку стопы с пятки.
На первых занятиях палки даются на 5–10 минут, постепенно это время увеличивается. Когда дети хорошо овладеют передвижением с палками, можно выходить с ними за территорию ДОУ. Напротив нашего детского сада расположен парк «Березовая роща», где мы проводим занятия 2 раза в месяц.
Особенность проведения скандинавской ходьбы в холодный период года состоит в повышении двигательной активности наших воспитанников с целью сохранения теплового баланса. Для этого инструктор по физической культуре совместно с педагогами используют как фронтальные, так и групповые методы организации.
В зимний период года занятия проводили при температуре воздуха –15–18°С. При температуре воздуха ниже –18°С продолжительность занятий сокращалась до 15–20 мин. Ходьбу мы используем в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности наши дети уходят в помещение детского сада.
Реализуя поставленные задачи в конце учебного года, мы пришли к выводу, что использование скандинавской ходьбы в работе с воспитанниками с нарушением ОДА имеет коррекционно - оздоравливающий эффект.