Юлия Шабашова
Система средств к технологической ситуации «Построение партнёрских взаимоотношений между семьёй и ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
2. Поисковое пространство
2.2. Семинар-практикум для педагогов «Общение педагогов с родителями»
Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (пункт 1.6.9).
Так как повышение уровня педагогической культуры родителей осуществляется на базе ДОУ силами специалистов учреждения, то здесь необходима специальная работа с педагогами для их подготовки к позитивному взаимодействию с родителями. Для позитивного взаимодействия с родителями воспитанников педагогам необходим достаточно высокий уровень коммуникативной компетентности.
Публикация «Система средств к технологической ситуации „Построение партнёрских взаимоотношений между семьёй и ДОО“» размещена в разделах
Практикум предназначен для обучения воспитателей общению друг с другом и родителями, развитию открытости, доверия, эмпатии, умения воспринимать других (родителей воспитанников) такими, какие они есть. В основу практикума положены теоретические и практические материалы В. Г. Маралова, Н. А. Моревой, Н. Т. Оганесяна, А. Прутченкова, В. А. Ситарова.
Особенность практикума — использование упражнений тренингового характера. Их выбор был обусловлен тем, что тренинг рассматривается в качестве одного из методов социально-активного обучения подготовки педагога к общению.
Тренинги используются в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров. Однако в качестве субъектов общения преимущественно рассматриваются педагог и обучаемый. Значимость установления и поддержания сотрудничества с родителями определила необходимость разработки практикума общения воспитателя и родителей с использованием элементов упражнений тренингового характера. Общение при их выполнении помогает участникам познать собственные тенденции поведения, учит анализировать ситуацию общения, понимать другого человека (в дан-ном случае родителя, прогнозировать и проектировать его поступки.
Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.
Задачи:
• осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями;
• помощь в овладении диагностическими методиками для выявления уровня коммуникативных умений самого воспитателя;
• развитие способности педагога адекватно, без оценочно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников;
• формирование умений моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.
Результатом участия педагогов в практикуме является приобретение коммуникативного опыта: умения ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с ро-дителями; конструировать программу деятельности с родителями, выбирая содержание и методы ее осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т. д. ; преодоле-вать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к родителям; осознавать собственные трудности в общении.
Практикум рассчитан на 5 занятий продолжительностью 60 минут. Занятия проводятся в группах по 10-16 человек. Важное условие их проведения - установление обстановки принятия, эмоциональной теплоты, сотрудничества, что способствует лучшему овладению материалом занятий и дальнейшему переносу такой атмосферы на общение с родителями.
План занятий:
1. Проведение участниками практикума диагностики того или иного коммуникативного умения, что способствует осознанности мотивов дальнейшей работы.
2. Упражнения на овладение практическими элементами педагогической компетентности в ситуации общения с родителями.
3. Рефлексия занятия в различной форме. Возможные трудности проведения практикума:
• отсутствие у педагогов мотивации для активной работы на практикуме; доминанта предвзятого отношения к общению с родителями;
• гомогенный состав группы и личностные взаимоотношения участников;
• частичное отсутствие коммуникативных навыков, способны вызывать скованность, страх, нежелание выполнять упражнения.
Занятие 1
«Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи»
Цель занятия: Эффективность и недостатки используемых форм работы по построению партнёрских взаимоотношений между семьёй и ДОО в соответствии требованиям ФГОС ДО.
Основными направлениями взаимодействия с семьей являются:
• изучение потребности родителей в образовательных услугах;
• просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя, из этих направлений и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников через разнообразные формы. Анализ практики работы ДОУ выявил два вида форм совместной работы:
• совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические советы, попечительский совет, встречи с администрацией, школа для родителей, посещение семей на дому, родительский комитет.
• совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство ДОУ и территории.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются:
• коллективные;
• индивидуальные;
• наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся: родительские собрания, конференции, «круглые столы» и др. В настоящее время, родительские собрания вытесняются новыми формами общения, такими как «устный журнал», «педагогическая гостиная», «круглый стол», «родительские конференции», «семинары-практикумы» - их основная цель - обмен опытом семейного воспитания и др. К индивидуальным формам относятся: педагогические беседы с родителями - это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть, как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов ДОУ, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы взаимодействия. Выделяют следующие нетрадиционные формы:
• информационно-аналитические;
• досуговые, познавательные;
• наглядно-информационные.
Информационно-аналитические: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик». Досуговые: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Познавательные: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей. Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские: ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Для того, чтобы эффективно реализовывать процесс взаимодействия необходимо, прежде всего, знать особенности субъектов взаимодействия, в частности, педагог должен знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Педагоги ДОУ вполне отдают себе отчет в том, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Поэтому в настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогами ДОУ.
Активные формы и методы работы с родителями:
• посещение семей воспитанников на дому;
• родительские собрания;
• консультации;
• визиты в группу;
• выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
• Дни добрых дел;
• Дни открытых дверей;
• участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
• оформление фотомонтажей;
• совместное совершенствование предметно - развивающей среды;
• семинар - практикум;
• круглые столы;
• театр взрослых. Проводимая работа позволит повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.