Альмира Миндалинова
Роль игры в адаптационный период у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
В жизни ребенка момент его поступления в детский сад является очень ответственным периодом. Детский сад – новое для него место с незнакомыми взрослыми. Общая задача педагогов и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Ребенок исследует новое пространство и вынужден в нем ориентироваться. С этой целью в групповом помещении производится переоборудование всех зон. Основное предназначение подобной трансформации – сделать помещение более уютным, домашним и привлекательным для детей. Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.
Публикация «Роль игры в адаптационный период у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2018
Первоначально ребенок, пришедший в группу, проходит по игровым уголкам и зонам, как на экскурсии. Чтобы решить адаптационную задачу первых дней нахождения малыша в ДОУ, воспитатель должен в игровой форме выразить каждому ребенку свое доброжелательное отношение, проявление заботы и внимания. В «стартовые» недели пребывания в детском саду многие дети еще не готовы к проявлению собственной инициативы, зато благодаря играм с воспитателем дети почувствуют поддержку и увидят, что к ним относятся с интересом. Правильно организованная игровая деятельность поможет, сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад.
Поэтому актуальность данной проблемы определяется в сближении подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду, формировании эмоционального контакта, доверия. Все это возникает на основе совместных действий, то есть в игре. Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.
Актуальность игр в адаптационный период :
Игры привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Игры являются не только средством физического воспитания с раннего возраста, но и способствуют закаливанию и оздоровлению. Они способствуют развитию познавательных процессов, приобретению опыта общения со сверстниками и взрослыми, что является одним из условий успешной адаптации.
Взрослый и воспитатель являются активными участниками игр. Одновременно действуя вместе с детьми, являются образцом для подражания. Объяснение и показ действий происходит в ходе игры. Интонацией взрослый подчеркивает характерные черты игрового персонажа. На протяжении всей игры взрослый поддерживает интерес детей к игре, следит за их действиями, поощряет самостоятельность, инициативу, активность:
-позволяют маленькому ребенку ощутить себя всемогущим;
-помогают не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;
-помогают познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;
-развивают искусство общения;
-помогают управлять своими чувствами;
-дают возможность пережить массу эмоций.
Игра является главным расслабляющим средством для ребёнка.
Её основная задача в этот период налаживание доверительных отношений с каждым дошкольником, попытка вызвать положительное отношение к детскому саду.
Преимущества игры :
- Позволяет маленькому ребёнку ощутить себя всемогущим;
- Помогает не испытывать разочарования от того что он мал и беспомощен;
- Помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достичь успеха в собственных глазах;
- Развивает искусство общения;
- Помогает управлять своими чувствами;
- Даёт возможность пережить массу эмоций.
Основная задача игр в период адаптации :
1. Формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (такого, как мама) и интересного
партнёра в игре.
2. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий сопровождаемых улыбкой, ласковой интонации проявлением заботы к каждому малышу.
3. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
4. Инициатором игр всего выступает взрослый.
5. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период :
-они должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
-не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
-должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;
-всем детям предлагаются одинаковые предметы;
-инициатором игры выступает взрослый.
Правила организации игр в период адаптации :
Правило 1:
Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.
Правило 2:
Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли — участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.
Правило 3:
Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.
Правило 4:
Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.
Правило 5:
Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!
Так как игра – занимает важное место в жизни маленького человека. Она участвует в формировании психики ребенка, развивает его, воздействует на эмоции и чувства. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека.
Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций. Здесь представлены наиболее распространенные детские игры в адаптационный период детей.
1. Сюжетно-ролевая игра.
В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм в раннем возрасте можно отнести : «Дочки – матери», «Семья», «Машины».
2. Подвижные игры.
Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны для них. В них они могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила: «Мыльные пузыри», «Солнечный зайчик».
3. Дидактические игры.
Очень важные игры для начинающих познавать мир малышей. Эти игры дают представления об окружающих играх, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа «Найди одного цвета», «Из чего сделано».
4. Настольно-печатные игры.
Это игры направлены на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Настольно-печатных игр сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Лото», «Мозаика», «Игры для закрепления цвета», «Игры сенсорного развития».
5. Театрализованные игры.
Игры, помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, игры, развивающие речь и творческие способности малышей, например, «Веселый Петрушка».
6. Пальчиковые игры.
Дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
7. Игры с водой и песком.
Задача этих игр обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей.
Используя игровую деятельность в период адаптации, я пришла к выводу, что игра является регулятором психического и физиологического развития ребенка. Благодаря играм, малыш усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество социально адаптированным к нему человеком. Игры привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Они являются не только средством физического воспитания, но и способствуют закаливанию и оздоровлению. Поэтому использование игровых методов и приемов в первые дни пребывания детей в детском саду педагогически аргументировано и целесообразно.