Князева Юлия
Система работы по здоровьесбережению в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем и растим детей в экологически неблагоприятных условиях: рядом работает цементный завод, близко от нас находится Балаковская АЭС. Поэтому воспитание здорового гражданина, сохранение здоровья - очень актуальная тема для нашей местности.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Публикация «Система работы по здоровьесбережению в группе детского сада» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.
Сегодня под здоровым образом жизни подразумевается активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья, большое значение при этом уделяется формированию физической культуры личности.
Однако, все чаще мы начинаем задумываться о том, что физическое здоровье человека зависит во многом от здоровья душевного. Об этом давно было известно нашим предкам, о чем свидетельствуют различные древние источники. «Злой не имеет будущности» (Притч. 24:17-20, «Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть – гниль для костей» (Притч. 14:30-31), «Веселое сердце благотворно, как врачество, а унылый дух сушит кости» (Притч. 17:22). Сейчас к тем же выводам приходят современные ученые, да и простые люди стали замечать, что злой, завистливый, раздражительный человек чаще болеет, чем добродушный и открытый миру и людям.
Таким образом, одна из главных целей нашего учреждения - выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с детства, показать взаимосвязь между физическим здоровьем человека и его поведением.
Каждый ребенок должен понимать, как важно с детства избегать то, что вредит здоровью, выбрать стиль поведения, не наносящий ущерба физическому и душевному состоянию.
Основными задачами являются:
1. Формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для ДОУ средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья.
3. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
4. Выработка у детей индивидуального способа обоснованного поведения в обществе.
Основные направления работы группы «Ромашка»
по здоровьесбережению детей
1. Комплексная диагностика
– осмотр детей специалистами местной поликлиники;
- регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ, определение группы здоровья
- выявление нарушения двигательной активности, координации движений и т. д. в беседах с родителями, воспитателями, инструктором по физической культуре;
2. Создание условий
- оборудование физкультурного зала, изготовление и приобретение новых атрибутов для физкультурных занятий;
- изучение новейшей литературы и написание перспективных планов с использованием оздоравливающих мероприятий.
2. Формы физкультурно-оздоровительной работы
- занятия по физкультуре всех видов:
*традиционные;
*тренировочные;
*занятия - соревнования;
* интегрированные с другими видами деятельности;
* праздники и развлечения
3. Комплексы психогигиенических мероприятий:
-элементы аутотренинга и релаксации;
- элементы музыкотерапии;
- элементы сказко - и смехотерапии;
- обеспечении благоприятного психологического климата в саду;
- использование в группах, начиная со 2 младшей, уголков настроения и уголков уединения
4. Система эффективных закаливающих процедур
- воздушное закаливание;
- максимальное пребывание детей на свежем воздухе;
- соблюдение двигательного режима дня;
- проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной
деятельности.
5. Использование оздоравливающих технологий на занятиях и вне их:
- точечный массаж;
- пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованая для ДОУ
- дыхательная и звуковая гимнастика
- сбалансированное питание;
- вакцинация против гриппа;
- употребление свежего чеснока и лука;
- употребление соков во второй завтрак
-
6. Консультативно - информационная работа :
- оказание консультативной помощи родителям.
- открытые просмотры и показы с использование оздоравливающих мероприятий;
- оформление папок, ширм, стендов.
Все перечисленное приведено в систему и соотнесено с педагогическим процессом так, что оздоровительная и учебно-воспитательная работа дополняют друг друга.
Работа по оздоровлению детей начинается с проведения диагностики, которая осуществляется коллективом специалистов:
- приглашенные из поликлиниики специалисты узкого профиля оценивают и прогнозируют здоровье детей, разрабатывают рекомендации для воспитателей;
- медицинские сестры оценивают гармоничность физического развития, распределяют детей по группам здоровья. В результате обследования выделяются 3 группы : здоровые дети, не часто болеющие и часто болеющие дети.
По результатам диагностики составляются медицинские «карты здоровья» с указанием характера и объема профилактических процедур.
Для более точного выявления состояния здоровья проводится анкетирование родителей.
Воспитатели вместе с зам. заведующей по ВМР и инструктором по физкультуре проводят обследование уровня двигательной активности и физической подготовленности детей каждой возрастной группы. В группе в начале года оформляется экран физического развития, в котором наглядно отражаются стандарты физического развития, индивидуальные особенности развития и физической подготовленности каждого ребенка, а также даются рекомендации родителям.
В группе имеется перспективный план занятий, который помогает выработать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью. Также в перспективном плане отведено время для занятий, направленных на совершенствование эмоционального благополучия ребенка, на его умение ориентироваться в сложном мире человеческих отношений. Например, на занятии «Конфликты и ссоры» дети знакомятся с причинами их возникновения, учатся находить в конфликтах примирение и согласие. На занятиях с практическими элементами «Помоги себе сам» дети узнают, как может меняться настроение человека, как настроение может влиять на его здоровье. Здесь они учатся управлять своими эмоциями и поведением.
Для воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни широко используются различные формы обучения: беседы, дидактические игры, тематические занятия, занятия - практикумы, сюжетно - ролевые игры и т. д.
В течение года с учетом сезона проводятся закаливающие мероприятия с детьми. В группе составлены конспекты проведения гимнастики – побудки вместе с закаливающими процедурами.
На занятиях используются различные здоровьесберегающие технологии : пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, офтальмологические паузы и т. д. Кроме того для снятия напряжения как физического так и нервного, используются упражнения на релаксацию. Предлагаемые упраженения позволяют отдохнуть, восстановить силы, улучшить психические функции, активизируют, память, мышление, внимание, способствуют созданию положительного эмоционального состояния.