Таисия Козловцева
Система работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования, их роль в развитии детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением физического развития детей №18 «Алёнка»
Курского муниципального района Ставропольского края
Профессиональный конкурс
«Воспитатель года-2016»
Система работы по теме :
Публикация «Система работы по теме: „Нетрадиционные техники рисования, их роль в развитии детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
«Нетрадиционные техники рисования, их роль в развитии детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель МДОУ №18
Козловцева Таисия Николаевна
Ставропольский край Курский район
ст. Галюгаевская, ул. Школьная д. 26
ст. Галюгаевская 2016 г.
«Ум ребенка – на кончиках его пальцев».
В. Сухомлинский.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связанно с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От Рождения до школы» в соответствии с ФГОС, содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: - развитие продуктивной деятельности; - развитие детского творчества;
- приобщению к изобразительному искусству. Мои дети очень любят рисовать. А если мы рисуем необычным способом, то это их приводит в восторг. Мы очень часто рисуем ладошками. Рисование ладошками – это еще один из способов изображения окружающего мира. Рисовать ладошками мы начали с первой младшей группы. Дети еще не умели рисовать кисточкой, а ладошка или пальчик самый оптимальный способ для маленького ребенка. Краску для малышей нужно наливать в плоское блюдце с поролоновой губкой, чтобы ребенок мог легко обмакивать ладошку и делать отпечатки на листе бумаги. С четырех летнего возраста дети ладошку уже могут раскрашивать кисточкой, в разные цвета. В этом дети помогают друг другу. На таких занятиях дети знакомятся со свойствами красок, с цветом, развивают художественный вкус, пространственное воображение.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник :
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
С помощью ладошек можно создавать любые абстракции, рисовать сюжетные картинки. Переворачивая ладошку по – разному, можно дорисовывать разные детали и воплощать любые задумки, наслаждаясь цветом.
Это удивительная и восхитительная деятельность. Она позволяет ребенку почувствовать краски, их характер, настроение, развивает творческие способности.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заняться таким видом деятельности. Работа проводится постепенно, по принципу «от простого к сложному», в несколько этапов. Первые пробные занятия проводила в форме игры, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Работа на первом этапе велась индивидуально с каждым ребенком. Дети с удовольствием оставляли отпечатки своих ладошек, с радостью рассматривали их и показывали своим товарищам.
На следующих занятиях детям предлагалось украсить пальчиками силуэты божьих коровок, рыбок и т. д. Украшая своими пальчиками, ребенок учился чувствовать границы изображения и продолжал отрабатывать технику рисования. Яркими и живыми выглядели и другие детские работы : «Вышла курочка гулять», где дети рисовали цыплят кулачком, дорисовывая детали. Работы своей красочностью и необычностью выполнения еще больше заинтересовали детей. Они с не терпением ждали занятий и с удовольствием покрывали пятнышками, мазками, штрихами силуэты предметов, листы бумаги, изображая ягоды для снеговиков, зимний пейзаж, елочки с игрушками, украшали ведерки. Дети готовы были многократно повторять то или иное действие. И чем лучше получалось у них движение, тем с большим удовольствием они его повторяли, радуясь своему успеху.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети приобрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги. Начали чувствовать себя
маленькими художниками, им интересно рисовать пальчиками, делать
забавный рисунок собственной ладошкой или пальчиком. Ведь дети любят быстро
достигать результата в своей работе.
Работая с детьми, я отметила, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, а напротив у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Так же применение нетрадиционных техник рисования позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей. Непосредственно рисуя пальчиками, ладонью и кулачком дети познают свойства краски (густоту, твердость, вязкость, а добавляя воду, получать различные оттенки. Развивается тактильная чувствительность, цветоразличение. Рисуя и экспериментируя, дети задают вопросы мне, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности работы. Так дети учатся планировать свою работу. Используя нетрадиционную технику рисования, я обратила внимание как у детей «загораются глазки». У них появляется радостное настроение, и нет никакого страха перед тем, что у них не получиться. Рисуя, они не утомляются, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, развивается уверенность в своих силах, развивается пространственное мышление, развивается мелкая моторика рук, появляется усидчивость и внимательность. Все они, без исключения, быстро и охотно включаются в работу на занятиях, а после её выполнения очень эмоционально реагируют на результат своего труда – свой рисунок. Маленькие творцы с удовольствием демонстрируют её своим родителям, бабушкам, братьям и сёстрам, погружают их в это увлекательное занятие и с гордостью несут из дома рисунки выполненные вместе с родными. Таким образом, становится понятно, что занятия с использование нетрадиционного рисования могут оказать неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогают мне найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию с родителями. За время работы с дошкольниками, обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Работу по нетрадиционному рисованию с детьми я продолжу и в средней группе, где способ рисования постепенно усложнится. Он будет заключаться в смешивании красок, где каждый пальчик будет обмакиваться в разные по цвету краски и наносить мазки, в добавлении нетрадиционных техник и материалов. Таким способом дети будут рисовать пушистых зверей (лисичку, мишку и тд). Такой способ даст быстрый и положительный результат в творческой работе.
Хочу представить вашему вниманию работы детей второй младшей группы, нарисованные ладошкой, пальчиком, ватными палочками.