МААМ-картинки

Система работы по патриотическому воспитанию в ДОУ

Ольга Матюшинец
Система работы по патриотическому воспитанию в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Особое место в работе нашего учреждения отведено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства.

Публикация «Система работы по патриотическому воспитанию в ДОУ» размещена в разделах

В нашем детском саду воспитание патриотизма начинается с детьми 3-4 летнего возраста. Воспитатели стараются раскрыть им смысл понятия «Родина», что требует особого методического подхода. Начинается эта работа с показа 3-4 летнему малышу картин

«великого художника» - природы. При этом более важен не объем знаний, а создание ярких образов русского леса, зимушки-зимы, золотой осенней поры, зеленого весеннего наряда, русской березки, солнечного одуванчика и т. д. Важно «влюбить» ребенка в

родную природу! Преподаватель экологии, теперь и воспитатель подготовительной группы Ларина О. Н. применяет различные приемы и методы для достижения цели воспитания патриотизма путем формирования чувств любви к природе. Одна из форм воспитания любви к родной природе – пешие прогулки в парк, на речку Оредеж. Преподаватель вместе с детьми и воспитателями совершает туда прогулки чтобы проникнуть в тайны лесопарка, жизнь его обитателей, полюбоваться его красотой. Они приходят туда как гости, которые не должны нарушать жизнь хозяев, вести себя скромно, соблюдать правила поведения в природе. Доброе отношение к лесопарку и его обитателям помогает дошкольникам лучше разобраться в законах и тайнах природы. Дети непосредственны, открыты для общения с природой, они хотят и могут многое узнать. Важно помочь им в этом, научить их видеть и слышать, наблюдать природу.

Работа по группам организована по природным циклам (осень, зима, весна, лето. Создавая положительный эмоциональный настрой, педагог наблюдения детей и свой рассказ дополняет чтением стихов, коротких рассказов, загадками, подвижными играми. В этом участвуют и дети и их родители. Постепенно от прогулки к прогулке у детей складывается прекрасный образ родного уголка природы, появляются свои любимые места, куда они с удовольствием сходит в выходной день с родителями. Это и маленький парк возле замка, и лесопарк за речкой Оредеж, и два родника в нашей деревне. Все это закладывает основы патриотизма. Чувство любви к природе – одно из слагаемых патриотизма. Задача, которую мы пытаемся решить – это использовать богатый образовательный и воспитательный потенциал, заложенный в ближайшем природном окружении.

Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, ёмкий образ Родины возник уже у дошкольников. Свои впечатления от увиденного, услышанного на тематических

прогулках, экскурсиях ребёнок передаёт в творческих работах. Для воспитателей творческие работы детей - важнейший источник анализа своей деятельности, тем более что, как правило, это позволяет объединить усилия педагога экологического воспитания, музыкального руководителя. Перечислю виды творческих работ после прогулок, экскурсий, изучения отдельных тем в старшей и подготовительной группах:рисунки по впечатлениям детей с рассказами, записанными воспитателями, коллективная работа – рисунок и аппликация, последовательный рассказ о путешествии в картинках, поделки из природного материала, выполненные детьми самостоятельно или в сотворчестве с родителями, изготовление и обыгрывание макетов домов после экскурсии по улицам поселка, коллективное придумывание сказок с иллюстрациями. Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний, летний) обычно заканчивается праздником, на котором ребята проявляют себя в мире музыки и художественного слова (танцуют, придумывают движения под музыку, читают стихи, поют песни, обыгрывают экологические сказки и т. д.).Традиционно у нас проводятся праздники «Прощай, лето!», «Осень золотая», «Зимушка-Зима», «Здравствуй, здравствуй, Новый год!», «Коляда», «Поздравляем защитников Отечества!», «Широкая масленица», «Праздник наших мам», «Весна красна», «До свидания, детский сад, здравствуй школа!». В подготовке к проведении праздника участвуют все воспитатели, педагоги, родители. На праздник приглашают мам, пап, бабушек, дедушек. Обязательно готовится выставка творческих работ (рисунки, лепка, коллективные аппликации, поделки из природного материала, роспись игрушек и т. д., разучиваются песни, хороводы, танцы и другое. Всё это объединяется в единый сценарий, где находится место каждому педагогу, и каждому ребёнку. Музыкальный руководитель Степановская Н. М. никогда заранее не знакомит детей со сценарием, неожиданно для детей и появление своих педагогов в костюмах и определённых ролях. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой, своей деревней надолго останется в памяти ребёнка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Воспитывать патриота нужно на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах по которым жила могучая Россия. Но при этом надо помнить и о сегодняшнем дне, вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.

Работу в этом направлении в нашем саду ведут все воспитатели и педагоги. А вот Холодинская Т. И., воспитатель старшей группы, уже не один год отрабатывает методику патриотического воспитания путем изучения быта, традиций русского народа. Для этого в нашем детском саду созданы великолепные условия: собран богатый материал в русской горнице, благодаря которому дети знакомятся с жилищем русского человека: с избой, рубленой из бревен, печью, которая «всему голова». Можно дать представления о предметах быта: мебели (лавки, столы, сундуки, люльки); посуде (глиняной, чугунной, деревянной); предметах обихода (коромысло, кочерга, ухват, прялка). Дать сведения об одежде (порты рубаха, понёва, передник); о продуктах питания (хлеб, щи, каша, блины, пироги, мясо, молоко, кисель, квас, мёд) Вызвать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей, помощи, ярмаркам; выражению приветствия, благодарности, пожелания (здравствуйте, милости прошу, спасибо, мир вашему дому) Дать представления о народных праздниках: Рождество, колядки, Масленица. Каждый педагог убеждает своих воспитанников в том, что Россия может гордиться своими достойными художественными традициями и промыслами, талантливыми руками русских мастеров. Городетская, жостовская, хохломская росписи, дымковская, филимоновская игрушки и многие другие виды народного искусства известны детям благодаря Тамаре Илларионовне и другим воспитателям. Ребята с любовью относятся к изделиям народных умельцев: рассматривают их, играют с ними, а потом с большим интересом осваивают приёмы их изготовления.

Это ощущение «малой родины» дети получают при изучении социальной сферы нашей деревни, её тружеников. Куда же пролегли маршруты путешествий наших дошкольников, что стало объектом их познания?

1. Помещения детского сада, их назначение, труд людей, работающих там. Ведь удовлетворить всегдашнее любопытство, ответить на извечный вопрос «Что там, за поворотом?» можно и шагая по коридорам и службам детского сада ( проводилась серия экскурсий: в прачечную, медицинский кабинет, на кухню и т. д.). Вот так шаг за шагом, входим мы в окружающую жизнь.

2. Нам посчастливилось в том, что начальная школа – это часть нашего общего учреждения. Поэтому для старшей и подготовительной группы посещение школы является не редким случаем, а систематическим мероприятием, так как ведётся работа по преемственности между начальной ступенью образования и обучением в детском саду под руководством завуча школы Николаевой И. В.

3. Вне садика дети познакомились с домом культуры и богатейшей библиотекой в нашей деревне, с почтой и ведущим научно-исследовательским учреждением по земледелию, растениеводству, селекции и семеноводству т. е научно-исследовательским институтом сельского хозяйства, который находится в центре нашей Белогорки. И теперь дети знают, почему главная улица в Белогорке называется Институтская.

4. Гордость нашей деревни – усадьба Елисеевых (в народе его называют «Елисеевский замок») и чудо архитектуры на крутом скалистом берегу Оредежа Никольская церковь. Дети узнали, что инициатором и вдохновителем передачи Никольской церкви в Белогорке христианской общине стал известный ленинградский композитор И. И. Шварц, живущий в здешних местах и болеющий душой за сохранение родного края.

Дети наглядно видят историю нашей деревни и чувствуют, какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Я думаю, что даже уехав из родных мест на долгие годы, наши дети будут с теплотой их вспоминать, рассказывать о красоте своего родного края.

Одним из показателей любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на её защиту, чему не мало примеров в истории нашей страны. Надо обязательно рассказывать об этом дошкольникам. Воспитатели знакомят ребят с самим понятием «защитник Отечества» и конкретизируют его с помощью рассказов о конкретных людях, вставших в лихую годину на защиту Родины. Надо дать представления детям о войне, какой долгой и жестокой она была, о героизме и подвигах наших солдат. Мы планируем провести экскурсии по памятным местам Великой Отечественной войны. После экскурсии будет проводиться дальнейшая работа. Это будут рассказы детей о впечатлениях от экскурсии, рисунки, изделия из бумаги. Например, ребята из старшей группы планируют выполнить в технике оригами солдатскую пилотку, а подготовительная группа на занятиях аппликацией сделает боевые машины «Катюши». Стало доброй традицией в нашем саду приглашать на праздник Победы участников войны, членов семьи наших воспитанников. Рассказы прабабушек и прадедушек всегда вызывали уважение и гордость за тех, кто защищал Родину во время войны. Многим ребятам захотелось узнать, есть ли в их семьях такие герои, а значит «кирпичики» в патриотическое воспитание прочно заложены. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребёнка.

Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Частью истории и культуры страны является государственная символика. Современные герб и флаг России имеют глубокие исторические корни. Поэтому целесообразно начинать работу по ознакомлению детей с гербом и флагом нашей страны, основываясь на эстетической стороне государственных символов, их связи с фольклором. Педагогический опыт подтверждает, что ознакомление с гербом и флагом страны – существенный потенциал для нравственного воспитания у детей не только патриотизма, но и коллективизма, гуманистических ценностей, а также формирования социальных навыков поведения, общения.

Публикации по теме:

Конкурс конспектов занятий по патриотическому воспитанию дошкольников ПОЛОЖЕНИЕ конкурса конспектов интегрированной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию. Цель: активизация профессиональной.

Работа с родителями. «Положение о совете отцов» Положение о совете отцов. 1. Общее положение. *Совет отцов является общественным родительским органом и создан для осуществления следующих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по патриотическому воспитанию в ДОУ
Опубликовано: 11 декабря 2013 в 23:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы по патриотическому воспитанию в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Матюшинец в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД