ТАТЬЯНА НОСКОВА
Система работы ПМПК. Роль ПМПК. в отборе детей с речевой патологией в специализированные ДОУ (группы)
Вступление
Роль ПМПК (психолого-медико-педагогические консультации) в диагностике, лечении и воспитании детей с отклонениями в развитии велика. Ведь часто родители не в силах оценить степень дефекта ребёнка и просто не знают как максимально эффективно ему помочь.
Публикация «Система работы ПМПК, Роль ПМПК,в отборе детей с речевой патологией в специализированные ДОУ (группы)» размещена в разделах
Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на ПМПК, которые создаются для достоверной диагностики отклонений развития у детей, определения их специальных образовательных потребностей, для консультирования родителей по вопросам нарушений у детей.
Направление детей на ПМПК для приема в группу компенсирующей или оздоровительной направленности осуществляется профильными врачами-специалистами «Детских поликлиник».
Состав и организация работы ПМПК регламентированы «Положением о психолого-медико-педагогической комиссии»
В состав комиссии входят:
-педагог-психолог;
-учителя-дефектологи ( по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог);
-учитель-логопед;
-педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский,
-социальный педагог.
При необходимости в состав комиссии могут быть включены и другие работники.
На ПМПК возложена ответственность за выявление и учет всех детей с отклонениями в развитии. От ПМПК могут поступать предложения по дальнейшему развитию (или реорганизации) системы специализированной помощи.
Задачи ПМПК
выявление и комплексное обследовании детей с отклонениями в развитии и «группы риска» разработка индивидуальных реабилитационных программ рекомендации по формам обучения и воспитания «проблемных» детей, подростков, юношей.
В более широком смысле ПМПК решают следующие задачи:
- разработка и осуществление медико-психолого-педагогической помощи населению с целью предупреждения отклонений в физическом и психическом развитии детей,
- своевременное выявление и комплексное обследование детей раннего, дошкольного и школьного возраста, выявляя нарушения физического, интеллектуального и эмоционального развития с целью оказания им лечебно-педагогической коррекционной помощи;
- помощь населению в предупреждении возможных отклонений в психическом и физическом развитии детей;
- обследование детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их готовности к школьному обучению и определение формы их обучения,
- разработка индивидуальных рекомендации по лечению, обучению и воспитанию детей;
- оказание консультативной помощи родителям, методической помощи педагогам.
Комплекс мер, предпринимаемых ПМПК :
- психолого-медико-педагогического содействия развитию личности,
-социально-педагогической помощи по абилитации, реабилитации и социальной адаптации лиц с различными формами отклонений в развитии психических функций, нарушениями речи, интеллекта, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с проблемами в обучении, общении, поведении.
Основные направления деятельности комиссии
проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении; оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
При необходимости ПМПК пересматривают ранее установленные детям диагнозы (заключения, для чего ребенок направляется на дополнительное обследование в медицинское (лечебное) или научно-исследовательское учреждение.
ПМПК работают в сотрудничестве с органами и учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами по трудоустройству, общественными организациями.
Результаты обследования ребенка отражаются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии, которое является основанием для направления ребенка с согласия родителей (иных законных представителей) в специальное образовательное учреждение, для организации обучения на дому или для направления в образовательные учреждения интегрированного обучения.
На основе психолого-педагогической классификации (по Р. Е. Левиной) все нарушения речи у детей подразделяются на две группы.
Первая группа Вторая группа
нарушения средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).
нарушения в применении средств общения (заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения)
Данная классификация позволила выделить общие проявления речевой патологии при разных формах аномального развития речи у детей и разработать методы логопедического воздействия в работе с детским коллективом (группой, классом). В рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений в дошкольных образовательных учреждениях создаются следующие группы :
— для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН);
— для детей с общим недоразвитием речи (ОНР);
— для детей с заиканием.
При наличии достаточного контингента детей, имеющих однородную форму речевой патологии (ринолалия, дизартрия, создаются специальные группы для этих категорий детей. Могут открываться также группы для детей с нарушением произношения отдельных звуков.
Вывод:
Создание групп различного профиля позволяет осуществлять дифференцированное обучение и воспитание дошкольников с речевой патологией.
Отбор детей с нарушениями речи в логопедические группы при массовых детских садах и их комплектование проводится психолого-медико-педагогической комиссией с согласия родителей (законных представителей или лиц их заменяющих) в мае-сентябре каждого учебного года.
С целью более точного диагностирования детей в условиях ПМПК ДОУ представляются следующие документы членам комиссии:
1. Сведения о ребенке.
2. Заключения врачей о состоянии здоровья ребенка (педиатра, невропатолога, отоларинголога и др.).
3. Логопедическая характеристика, в которой анализируется речевое развитие ребенка на данный момент: состояние звукопроизношения, степень сформированности лексико-грамматических средств языка, уровень развития связной речи. Основные выводы подкрепляются соответствующими примерами (пробелы в фонетическом и фонематическом развитии, нарушения слоговой структуры, аграмматизмы, лексические ошибки и т. д.). В конце характеристики должны быть сформулированы предварительное логопе-дическое заключение и рекомендации к зачислению ребенка в группу соответствующего профиля.
При необходимости представляются характеристики психолога, воспитателя, где отмечаются особенности поведения ребенка, уровень сформированности психических функций и степень усвоения программного материала по всем видам учебной деятельности, заключение психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ (если ребенок обследовался его специалистами.
При комплектовании логопедических групп необходимо соблюдать следующие принципы.
Принцип отграничения. Данный принцип предполагает отграничение детей с нарушениями речи от детей с другими проблемами в психофизическом развитии. В логопедические группы зачисляются дети с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.
Дошкольники, имеющие нарушения речи, обусловленные снижением слуха, задержкой психического развития (ЗПР, умственной отсталостью, ранним детским аутизмом, а также с нарушением опорно-двигательного аппарата, с выраженным психопатоподобным поведением, с эпилептическими припадками, дети-инвалиды, не обслуживающие себя, в логопедические группы не принимаются.
В случае не зачисления ребенка в логопедическую группу необходимо родителям обосновать причину отказа и дать соответствующие рекомендации по определению дальнейшего образовательного маршрута. Однако в практике бывают ситуации, когда после зачисления и некоторого времени пребывания ребенка в логопедической групп, выявляются снижение слуха, интеллекта или другие нарушения психофизического развития. Вопрос об обязательном отчислении или переводе его в специализированное учреждение соответствующего профиля решает ПМПК
Возрастной принцип. Каждая отдельная логопедическая группа формируется из детей одинакового возраста.
Принцип дифференцированного обучения. Этот принцип предполагает объединение дошкольников, имеющих различные речевые заключения, в одну группу по сходству уровня речевого развития (приблизительно одинаковое состояние фонетики, лексики, грамматики, связной речи). Например, ребенок с заключением «Дизартрия» может быть зачислен в группу для детей с ФФН (нарушено звукопроизношение, не сформированы фонематические процессы, а может быть зачислен в группу для детей с ОНР (не сформированы фонетико-фонематические процессы, лексико-грамматический строй рыка и связная речь).
В группу для детей с заиканием зачисляются дети с расстройством коммуникативной функции речи. Наряду с заиканием у них могут быть не сформированы отдельные или все компоненты речевой системы.
Структура роевого дефекта и степень его выраженности определяют приоритетные задачи логопедической работы по каждому профилю группы.
Задачи работы с дошкольниками, имеющими ФФН, — формирование фонематического слуха, фонематического восприятия, правильного произношения звуков, их дифференциация, навыков полноценна звуко-слогового анализа, синтеза и подготовка к обучению грамоте.
Задачи работы с дошкольниками, имеющими ОНР, заключаются в формировки психологической базы речи, лексико-грамматических средств языка, слоговой структуры слова, звукопроизношения и фонематических процессов, связной речи, а также в подготовке детей к овладению грамотой в школе.
Основная задача в работе с дошкольниками, имеющими нарушение темпо-ритмической организации речи (заикание, — воспитание у них правильных навыков плавной речи в постепенно усложняющихся формах речевого высказывания, развитие выразительных средств языка.
«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», определяет наполняемость логопедических групп в зависимости от речевой патологии детей и их возраста.
Профиль группы Возраст Количество детей
Группы для детей с тяжелыми нару-шениями речи: общее недоразвитие речи общее недоразвитие речи заикание заикание с 3 лет старше 3 лет с 3 лет старше 3 лет до 6 человек до 10 человек до 6 человек до 10 человек
Группы для детей с фонетико-фоне-матическим недоразвитием речи старше 3 лет до 12 человек
Срок пребывания детей в логопедической группе определяет ПМПК, он зависит от степени тяжести речевого нарушения, от возраста ребенка.
Речевое заключение Возраст Срок обучения
Общее недоразвитие речи: I уровень речевого развития II уровень речевого развития III уровень речевого развития с 3 лет
с 4 лет
с 4—5 лет 3—4 года
3 года
2 года
Фонетико-фонематическое недоразвитие с 5 лет 1 год
Фонетико-фонематическое недоразвитие у ребенка с дизартрией, с ринолалией. с 4—5 лет 2 года
Заикание с 2 лет
с 4—5 лет 1—2 года
2 года
Фонетическое недоразвитие с 5 лет 6 мес.
По окончании установленного срока обучения и воспитания в логопедической группе дети, нуждающиеся в продолжении обучения, обследуются специалистами психолого-медико-педагогической комиссии. Основанием для продления срока обучения могут быть тяжесть дефекта, пропуски занятий и другие объективные причины.
Выпускники логопедических групп, не достигшие семилетнего возраста, переводятся в группу общего типа.
При выпуске детей из подготовительной логопедической группы ПМПК определяет тип учебного заведения: массовая общеобразовательная школа (возможно продолжение обучения на логопункте, школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Ребенок в возрасте семи лет может пройти повторный курс обучения в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения только по заключению психоневролога при наличии соответствующих показаний.
Заключение:
Широкие полномочия ПМПК выводят коррекционную педагогику и специальную
психологию на качественно новый уровень.