Надежда Поспелова
Система оценивания образовательных достижений воспитанников
Система оценивания образовательных достижений воспитанников.
ФГОС дошкольного образования включает в себя требования в разработке образовательной программы дошкольного образования направленного на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей и индивидуальных, и опирается на достижения детьми необходимого и достаточного развития следующей ступени общего начального образования, на основе индивидуального подхода к детям. ФГОС дошкольного образования включает в себя требования к: структуре основных образовательных программ; к условиям реализации основных образовательных программ; результатам освоения основных образовательных программ. В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не предусматривает освоение образовательных программ с сопровождением промежуточных и итоговых аттестаций.
Публикация «Система оценивания образовательных достижений воспитанников» размещена в разделах
В статье 3.2.3 ФГОС дошкольного образования, отмечается, что при реализации Программы проводится оценка индивидуального развития ребенка. «…оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежайщей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно решения задач: индивидуального образования ребенка и оптимизации работы с группой детей. При необходимости используется психологическая диагностика развития ребенка, но допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Педагогическая диагностика образовательных достижений воспитанников в детском саду основывается на базе основных знаний, умений и навыков которыми обладает ребенок.
Родитель (законный представитель) по статье 64.3 может обеспечить дошкольное образование или в форме семейного образования, или в образовательных организациях. Один родитель дает только элементы самообслуживания, другой родитель может дать определенные знания ребенку в разных областях.
Педагог, знакомясь с ребенком в адаптационный период, беседует с родителями. В это время педагог первую очередь рассматривает ближнюю (актуальную) сферу развития ребенка: это особенности поведения и характера воспитанника, особенности взаимодействия со сверстниками, родителями, взрослыми, особенности психических процессов - (восприятия, мышления, воображения, памяти, речи) опираясь на возрастные особенности детей. Это и есть первичная оценка знаний ребенка.
Обучение детей в детском саду проходит во всех режимных моментах, в непосредственной образовательной деятельности, а так же в игровой деятельности. Главный вид деятельности ребенка – это игра. Игра – это метод обучения, передача опыта от старшего поколения младшему. Непосредственная образовательная деятельность построенная на игре, помогает педагогу закрепить новые знания, а так же проверить как дети усвоили материал. Система оценки достижений индивидуально каждым ребенком – один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения образовательной программы, направленного на качество образования, что и помогает определить оценочную деятельность как педагога, так и обучающего. Комплексный подход к оценке результатов образования, это три группы результатов образования : личностные, межпредметные и предметные. У каждого ребенка есть определенные задатки и способности, однако не все они развиваются. А так же стоит учитывать, что каждый ребенок развивается по своей траектории. Л. С. Выготский в своих трудах отводил ведущую роль обучению, при решении соотношения обучения и умственного развития. Ученый считал: что, процесс развития ребенка, не совпадает с развитием обучения, а идет вслед за ним. Л. С. Выготский выделил два уровня развития: зону актуального развития и зону ближнего развития. Обучение должно создавать зону ближайшего развития. Поэтому обучение должно быть ориентировано на завтрашний день детского развития.
Система оценивания образовательных достижений воспитанников включает в себя : игра, в которой ребенку даются задачи в различной форме; опрос детей; итог непосредственно образовательной деятельности; выставка рисунков, поделок; участие в конкурсах, викторинах; накопительная система оценивания; проектная деятельность и т. д.
Структура системы оценки достижений воспитанников используется, педагогом, как профессиональный инструмент для планирования дальнейшей индивидуальной и групповой работы с детьми по Программе; внутренняя оценка (самооценка); внешняя оценка организации, в том числе независимая профессиональная и общественная.
Оценка результатов освоения: субъективные методы – письменный, устный опрос, проекты, портфолио, практические работы; объективные – тестирование, анкетирование.
Методы оценивания – это способы теоретического обследования и практического осуществления.
Формы оценивания – установленная форма, взятая за образец.
Программами установлена система мониторинга развития детей и их динамики образовательных достижений, основанных на наблюдении и включают себя: педагогическое наблюдение за детьми в игре, спонтанной и специально организованной деятельности; педагогическая диагностика, для эффективности дальнейших педагогических действий; карты развития ребенка; различные шкалы индивидуального развития; анализ продуктов детской деятельности; детские портфолио фиксирующие достижения ребенка. Это создает инструментарий для педагогической диагностики, и позволяет фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в зоне ближайшего развития.