Получи документы

Система фрагментов театральных занятий средствами классической музыки

Светлана Морозова
Система фрагментов театральных занятий средствами классической музыки
▼ Скачать + Заказать документы

«Влияние музыки на детей благодатно,

и чем ранее они начнут они испытывать его на себе,

тем лучше для них.

она наполнит гармонией мира их юные души, разовьет в них предощущение таинства жизни»

В. Г. Белинский

Задание 1

Вспомнить сказку «О спящей царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.

- Как рисует поэт портрет королевы? (ответы)

Песенное творчество (музыкальные импровизации) :

Спойте за королеву:

- Скажи-ка, зеркальце, мне - кто всех прекрасней в нашей стране?

Спойте за зеркальце:

Публикация «Система фрагментов театральных занятий средствами классической музыки» размещена в разделах

- Вы хороши собой, королева, но все, же прекраснее юная дева.

Задание 2

Когда человек плачет, то на глаза навертываются слезы. Ну, а когда смеется как будто ничего, только рот улыбается. На самом деле у нас появляются смешинки. Они невидимы, как воздух. Смешинки похожи на узенькие лучики робкого солнца. Всегда ли бывают смешинки? Ни всегда. Вот ударил забияка девочку и смеется. А смешинок нет. И смех недобрый, кислый, как гнилое яблоко. А сказочный Ванюша-дурачок, когда на печке по городу к царю едет, смешон, да душа у него добрая. И мы весело смеемся и радуемся за своего любимого героя. Смешинки так и распирают наши складки у губ, рот, щеки. И на лице у нас появляется улыбка.

Музыкой можно передать улыбку, веселое настроение, а можно и смешинки. Вот «Вальс-шутка» Д. Шостаковича и получился похожим на такие смешинки.

Слушание и музыкально – слуховой анализ :

«Вальс-шутка» Д. Шостаковича.

Задание 3

Великий музыкальный сказочник Н. А. Римский-Корсаков очень точно нарисовал музыкальные портреты главных лиц в опере «Золотой петушок».

Сатирическая фигура царя Додона. Еще до того, как Додон произносит свои первые слова, мы слышим, как он пытается изобразить важную и могучую персону. А на самом деле он смешон и глупо пыжится, раздувается. Его маршеобразная тема звучит все громче и громче, но сдвинуться с места не может, и начинает царь себя жалеть: «. могучему Додону тяжело носить корону»

Слушание: «Темы царя Додона» из пролога оперы «Золотой петушок»

Н. А. Римского-Корсакова

- Попробуйте сравнить образ царя Додона и царя Гороха из сказки Ершова «Конёк-Горбунок» (ответы)

Слушание: «Царь Горох» из балета Р. Щедрина «Конек-Горбунок»

Звездочет показан в опере мудрым старцем, знающим все тайны жизни и на земле, и на небе. Медленно чередуются в его теме плавные аккорды, высоко звучит его голос, а еще выше, словно мерцающие звезды, позванивают колокольчики. Вспомните его последние слова: «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок».

Главный герой оперы - Золотой петушок и две его темы одновременно содержат в себе изобразительность (крик петушка) и выразительность:

тревожная интонация: «Берегись, будь начеку!» спокойная: «Царствуй, лежа на боку».

- Поиграем в композиторов?

Задание: сочинить и исполнить любую из тем Золотого петушка.

Песенное или инструментальное творчество

(музыкальные импровизации)

А вот как нарисовал портрет Петушка Н. А. Римский - Корсаков.

Слушание темы Петушка

Задание 4

Вот сказка, в которой развитие имеется в самой музыке, независимо от её исполнения. Если мы прочитаем сказку «Петя и волк», не слушая музыку, то увидим, что в тексте описаны различные события, главные герои совершают разные поступки, меняется их настроение и т. д.

То же самое происходит и в музыке. Музыка выражает все, что чувствуют и думают Петя, дедушка, охотники и очеловеченные птичка. Кошка, утка и волк. Как же развиваются музыкальные темы этих персонажей? Давайте снова обратимся к музыкальным страницам С. С. Прокофьева.

- Из беззаботного мальчика Петя вырастает в героя, не оставившего своих друзей в беде.

Слушание темы Пети в развитии (группа струнных инструментов)

- Постоянно ворчащий дедушка, добрый, обеспокоенный за Петю.

Слушание темы дедушки в развитии (фагот)

(Ребята самостоятельно выделяют три части в сказке)

В симфонической сказке три части:

- Спокойная, безмятежная жизнь Пети с дедушкой и Петиных друзей.

- Начиная с появления волка и до его поимки, действие сказки наполняется главными событиями - опасными, тревожными, волнующими, приводящими к победе друзей над злым волком.

- Заключительное торжество.

Слушание тем утки, кошки и волка в развитии.

(гобой, кларнет, валторны)

- Музыка без развития не бывает. В сказке «Петя и волк» сопоставление и столкновение различных тембров, связанных с действующими лицами симфонической сказки, способствует развитию музыки.

Задание 5

Музыка - искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом. Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой, неподвижность.

Н. А. Римский - Корсаков создал 15 опер. Излюбленной темой этого композитора в искусстве стала русская сказка.

На сказочно – легендарные сюжеты написаны оперы «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Садко», «Золотой петушок».

«В сущности, мой род - это сказка, былина и непременно русские»

(Н. А. Римский - Корсаков)

Больше 200 лет назад написана опера «Садко». В основу композитором были положены две былины: «Спор Садко с купцами» и «Садко на дне морском».

1. Перед нами во всем своем многообразии - жизнь и быт богатого торгового города. В опере - плясовые, хороводные, протяжные песни, былины, скоморошечьи наигрыши; есть и подлинно народные мелодии.

2. Сказочно - волшебные образы, для которых композитор изобрел сложные и смелые музыкальные характеристики.

Примеры: музыка Морского царя, грозная песня варяжского гостя, мелодически изукрашенная песня индийского гостя; прекрасен образ Волховы.

Слушание фрагментов из оперы «Садко»

Симфоническая картина «Океан-море синее» завораживает, делает зримыми и упругие перекаты волн, и морские дали.

- Как композитор передает характер моря: то спокойного и безмятежного, то взволнованного и грозного? В чем здесь секрет?

Слушание: «Океан-море синее»

Ответы ребят:

- Величественная, торжественная по своему характеру музыка.

Медленная, очень плавная, повторяющаяся мелодия и размеренный аккомпанемент в низком регистре создают впечатление бесконечной глади океана, его глубины и мощи.

Задание 6

Всем вам хорошо известна русская народная сказка «Снегурочка». Однако в основу оперы Н. А. Римский - Корсаков внес сюжет пьесы А. Островского.

Действие оперы происходит в сказочной стране царя Берендея. Снегурочка, дочь Мороза и Весны - Красны, стремится из глухого леса к людям - нравятся ей их песни.

Слушание: «Арии Снегурочки» («С подружками по ягоду ходить»)

- Какое настроение передано в арии? (ария - сольный музыкальный номер в опере, который характеризует героя, дает ему музыкальный портрет)

- Близки ли интонации арии народным песням?

- Какой инструмент симфонического оркестра вторит высокому (сопрано)

прозрачному голосу Снегурочки?

Чудесный венок, подаренный Снегурочке Весной-Красной, рождает в ее сердце прекрасное человеческое чувство - любовь. Но. под лучами Ярилы - Солнца тает Снегурочка, волшебное дитя природы. Прислушайтесь к голосу девушки. Каково ее душевное состояние?

Слушание: «Сцена таяния» из оперы «Снегурочка»

(ответы ребят)

- Как звучит музыка в «Сцене таяния» : взволнованно, трепетно, восторженно, игриво, мечтательно, безмятежно, светло, радостно?

(ребята выбирают подходящие слова)

-Задание: дать словесный портрет Снегурочке в начале оперы и в тот момент, когда она полюбила.

Задание 7

Всем вам хорошо знакома сказка французского писателя Шарля Перро «Спящая красавица». П И. Чайковский сочинил музыку к одноименному балету. Она помогает почувствовать и пережить все происходящее в этой сказке. Главные события происходят на балу. Главная героиня балета - принцесса Аврора. Представьте себе торжество по случаю дня рождения принцессы. Пышно разодетый королевский двор, короля, королеву.

«Кто прекрасней всех принцесс? Горы вы спросите, лес,

Вы спросите даль и степи, камышей высоких трепет.

В свой чудесный день рожденья по волшебному веленью

И умом наделена, и красой одарена.

Кто прекрасней всех принцесс? Вы спросите горы, лес.

Шепчет лес, и молвят горы - нет прекраснее Авроры!»

Недаром и музыка, с которой она появляется, красивая, волшебная, блестящая и сказочная.

Слушание: «Вальс» из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского

В вальсе плавно кружатся пары, движения танца напоминают падающие листья, да и музыка, как порыв ветра, то стремительна, то заставляет нас парить в воздухе, едва касаясь земли.

Вальс у П. И. Чайковского как интересный рассказ, иногда о чем-то грустном, иногда захватывающе радостный, но всегда трогательный, как грезы. Так иногда случается с нами после хорошего сна, когда утром долго лежишь, не двигаясь, вспоминая что-то приятное или рисуя в своем воображении занимательные картины. Чайковский писал вальсы, как поэт пишет стихи, вкладывая в них свои самые сокровенные переживания, писал с таким же усердием и любовью. Как мы трудимся над подарком маме, желая сделать ей непременно хорошее.

-Задание: вслушайтесь в музыку «Вальса».

-Как она меняется с появлением интонаций феи Карабос?

Представьте себе все происходящее на сцене.

Повторное слушание: «Вальса»

Представьте себя режиссером балетного спектакля.

-Какие ваши пожелания, замечания смогли бы помочь почувствовать развитие действия:

1. артистам балета,

2. музыкантам-исполнителям

- Как вы понимаете слова: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта»?

Задание 8

Длинными, зимними вечерами под завывание вьюги А. С. Пушкину рассказывала сказки его няня. Они всегда начинались одинаково: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были.»

А как начинаются музыкальные сказки?

Слушание: «Океан-море синее» вступление к опере «Сказка о царе Салтане»

Сегодня всем известны царь Салтан и царь Додон, царевна Лебедь и Шамаханская царица. В каждой сказке есть волшебство, есть свое чудо.

Сказочное чудо сказок А. С. Пушкина композитор Н. А. Римский - Корсаков передал в своей музыке. Послушайте вступление к опере-сказке «Золотой петушок»

Слушание увертюры к опере.

- Помогла ли музыка почувствовать красоту пушкинской сказки?

Задание 9

Звучит перезвон колоколов «Города Леденца» Н. А. Римского-Корсакова.

Что такое конфеты - леденцы вы все прекрасно знаете. Во времена Н. А. Римского-Корсакова леденцы были прозрачными, разноцветными, как драгоценные камешки, и продавались в очень красивой упаковке. Для простого люда леденцы были просто сказочными угощением, да и сахар был тогда в диковинку. Поэтому само название «Город Леденец» говорит нам о диковинной, необыкновенной красоте сказочного города, обнесенного высокой каменной стеной с угловыми дозорными башнями (показ рисунка).

Из узких высоких башенных окошек видны трубы глашатаев - людей, в чьи

обязанности входило оповещать население о разных событиях с помощью трубных сигналов.

Слушание фрагмента колокольного звона «Города Леденца»

Задание 10

Давайте попробуем инсценировать встречу царя Салтана и купцов, прибывших из царства славного Гвидона (текст от автора читает педагог)

Педагог: Пристают к заставе гости,

Царь Салтан зовет их в гости.

Их он кормит и поит и ответ держать велит.

(муз. импровизации - песенное творчество ребят:

сочинение мелодии на заданный текст) :

Салтан:(ребёнок) Ладно ль за морем, аль худо

И какое в свете чудо?

Дети декламируют словами из сказки о 1 чуде - белке.

(показ рисунка)

Вопросы: 1. Как вы считаете, уважаемые купцы, какой жанр и характер

передает образ белочки.

2. Какие музыкальные инструменты можно использовать, для того,

чтобы белка могла «просвистать» свою песенку в хрустальном

домике, под елью.

(ответы ребят, игра на металлофоне)

Н. А. Римский-Корсаков придал этой русской народной мелодии причудливо-фантастическое, хрустальное звучание при помощи флейты - пикколо, которая придает характер насвистывания; щелкающий характер звучания достигается благодаря ксилофону. А теперь попробуйте определить инструмент, подчеркивающий самый сказочный образ хрустального дома.

Слушание: «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»,

«Белка» Н. А. Римского-Корсакова

- Инструмент как пианино, но гораздо меньше он.

Вместо струн внутри пластины, слышен нежный перезвон

Если клавиш кто коснется. Как же инструмент зовется? (челеста)

Педагог: «Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.»

(вызывается вторая группа купцов, показ рисунков и рассказ о втором чуде - богатырях)

Задания: 1. Дать словесный портрет богатырям.

2. Назвать инструменты симфонического оркестра, благодаря которым композитор может нарисовать их яркие «как жар» доспехи.

Слушание: «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»

«33 богатыря» Н. А. Римского-Корсакова

(музыкально-слуховой анализ фрагмента)

- Музыка богатырей нарастает постепенно. В ней слышится рокот разбушевавшейся морской стихии и завывание ветра. Этот звуковой фон, на котором выступают богатыри, создается различными группами музыкальных инструментов. Образ создается сильный, несокрушимый. Богатыри предстают в тембровой характеристике медных духовых инструментов.

Педагог: «Пристают к заставе гости.»

(вызывается третья группа купцов, показывают рисунки Царевны - Лебеди и отвечают на вопросы царя Салтана)

Вопросы педагога: 1. Какими выразительными музыкальными средствами в

первой части, можно показать, что птица-лебедь

скользит по воде, взмахивает крыльями?

2. Как будет происходить развитие музыки в момент

превращения птицы в девушку - Царевну-Лебедь?

Слушание: «Лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане»

(музыкально-слуховой анализ)

Н. А. Римский - Корсаков показал явление третьего чуда в сопровождении арфы - нежного и пленительного инструмента, который передает скольжение птицы по глади моря. Пение лебеди-птице поручено гобою.

Постепенно мелодия преобразуется. Птица превращается в Царевну, чем вызывает восторг Гвидона, его беспредельное восхищение. Наступает кульминация - оркестр достигает высшей полноты и яркости. В общем потоке звучания выделяются тембры медных духовых инструментов, ведущих свою торжественную мелодию.

Повторное слушание всех «чудес» оперы

Оркестр достигает такой живописности, что становятся понятными безграничные возможности музыки в передаче всего, что нас окружает.

Не все знают, что Н. А. Римский - Корсаков обладал уникальным свойством: у него был цветной слух, т. е. каждую музыкальную тональность он видел в определенном цвете: коричневом, синем и т. д. Сочиняя свои произведения, Николай Андреевич воспринимал муз. характеристики своих героев в зависимости от цвета звучащих в их партиях нот.

Публикации по теме:

«Три чуда». Интегрированное занятие для старших дошкольников с использованием классической музыки, поэзии и живописи Музыкальный руководитель: Сказки Пушкина мы знаем Любим очень и читаем, Изучаем наизусть. В них живет наш русский дух! И одну из этих сказок.

Адаптация младших школьников средствами музыки Начало обучения в школе является одним из наиболее значимых и сложных моментов в психологическом, социально-педагогическом, а так же физическом.

Консультация для родителей «Влияние классической музыки на детей» Влияние классической музыки на детей. В современном мире много разных музыкальных направлений. Музыку слушают все и взрослые и дети. Музыка.

Конспект НОД по восприятию классической музыки «Путешествие по странам»Конспект НОД по восприятию классической музыки «Путешествие по странам» Цель: продолжать знакомить детей с творчеством П. И. Чайковского «Детский альбом» Задачи: 1. развивать эстетику, воображение, музыкальный.

Моделирование эмоций средствами музыки. В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают.

Музыкальный досуг «Осенние сестрички» для старших дошкольников с использованием классической музыкиМузыкальный досуг «Осенние сестрички» для старших дошкольников с использованием классической музыки Музыкальный досуг "Осенние сестрички" для старших дошкольников. Звучит "Сентябрь" Чайковского, дети входят в зал и останавливаются свободно.

Нравственное патриотическое воспитание старших дошкольников средствами музыкиНравственное патриотическое воспитание старших дошкольников средствами музыки "Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников средствами музыки"Тема моего инновационного опыта "Нравственно патриотическое.

Опыт работы «Всестороннее развитие детей средствами музыки и ритмических движений» С 2007 года работаю над темой "Всестороннее развитие детей средствами музыки и ритмических движений". Использую программу "От рождения до.

Влияние классической музыки на эстетическое развитие дошкольников Обращение к классике чрезвычайно актуально в условиях снижения культурного уровня современного общества "в котором всё более вытесняется.

Воспитание ребенка средствами музыкиВоспитание ребенка средствами музыки Воспитание ребенка средствами музыки 1 слайд Воспитание ребенка средствами музыки – это тема никогда не потеряет своей актуальности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система фрагментов театральных занятий средствами классической музыки
Опубликовано: 22 января 2017 в 18:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система фрагментов театральных занятий средствами классической музыки» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Морозова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД