Светлана Морозова
Система фрагментов театральных занятий средствами классической музыки
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние музыки на детей благодатно,
и чем ранее они начнут они испытывать его на себе,
тем лучше для них.
она наполнит гармонией мира их юные души, разовьет в них предощущение таинства жизни»
В. Г. Белинский
Задание 1
Вспомнить сказку «О спящей царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.
- Как рисует поэт портрет королевы? (ответы)
Песенное творчество (музыкальные импровизации) :
Спойте за королеву:
- Скажи-ка, зеркальце, мне - кто всех прекрасней в нашей стране?
Спойте за зеркальце:
Публикация «Система фрагментов театральных занятий средствами классической музыки» размещена в разделах
- Вы хороши собой, королева, но все, же прекраснее юная дева.
Задание 2
Когда человек плачет, то на глаза навертываются слезы. Ну, а когда смеется как будто ничего, только рот улыбается. На самом деле у нас появляются смешинки. Они невидимы, как воздух. Смешинки похожи на узенькие лучики робкого солнца. Всегда ли бывают смешинки? Ни всегда. Вот ударил забияка девочку и смеется. А смешинок нет. И смех недобрый, кислый, как гнилое яблоко. А сказочный Ванюша-дурачок, когда на печке по городу к царю едет, смешон, да душа у него добрая. И мы весело смеемся и радуемся за своего любимого героя. Смешинки так и распирают наши складки у губ, рот, щеки. И на лице у нас появляется улыбка.
Музыкой можно передать улыбку, веселое настроение, а можно и смешинки. Вот «Вальс-шутка» Д. Шостаковича и получился похожим на такие смешинки.
Слушание и музыкально – слуховой анализ :
«Вальс-шутка» Д. Шостаковича.
Задание 3
Великий музыкальный сказочник Н. А. Римский-Корсаков очень точно нарисовал музыкальные портреты главных лиц в опере «Золотой петушок».
Сатирическая фигура царя Додона. Еще до того, как Додон произносит свои первые слова, мы слышим, как он пытается изобразить важную и могучую персону. А на самом деле он смешон и глупо пыжится, раздувается. Его маршеобразная тема звучит все громче и громче, но сдвинуться с места не может, и начинает царь себя жалеть: «. могучему Додону тяжело носить корону»
Слушание: «Темы царя Додона» из пролога оперы «Золотой петушок»
Н. А. Римского-Корсакова
- Попробуйте сравнить образ царя Додона и царя Гороха из сказки Ершова «Конёк-Горбунок» (ответы)
Слушание: «Царь Горох» из балета Р. Щедрина «Конек-Горбунок»
Звездочет показан в опере мудрым старцем, знающим все тайны жизни и на земле, и на небе. Медленно чередуются в его теме плавные аккорды, высоко звучит его голос, а еще выше, словно мерцающие звезды, позванивают колокольчики. Вспомните его последние слова: «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок».
Главный герой оперы - Золотой петушок и две его темы одновременно содержат в себе изобразительность (крик петушка) и выразительность:
тревожная интонация: «Берегись, будь начеку!» спокойная: «Царствуй, лежа на боку».
- Поиграем в композиторов?
Задание: сочинить и исполнить любую из тем Золотого петушка.
Песенное или инструментальное творчество
(музыкальные импровизации)
А вот как нарисовал портрет Петушка Н. А. Римский - Корсаков.
Слушание темы Петушка
Задание 4
Вот сказка, в которой развитие имеется в самой музыке, независимо от её исполнения. Если мы прочитаем сказку «Петя и волк», не слушая музыку, то увидим, что в тексте описаны различные события, главные герои совершают разные поступки, меняется их настроение и т. д.
То же самое происходит и в музыке. Музыка выражает все, что чувствуют и думают Петя, дедушка, охотники и очеловеченные птичка. Кошка, утка и волк. Как же развиваются музыкальные темы этих персонажей? Давайте снова обратимся к музыкальным страницам С. С. Прокофьева.
- Из беззаботного мальчика Петя вырастает в героя, не оставившего своих друзей в беде.
Слушание темы Пети в развитии (группа струнных инструментов)
- Постоянно ворчащий дедушка, добрый, обеспокоенный за Петю.
Слушание темы дедушки в развитии (фагот)
(Ребята самостоятельно выделяют три части в сказке)
В симфонической сказке три части:
- Спокойная, безмятежная жизнь Пети с дедушкой и Петиных друзей.
- Начиная с появления волка и до его поимки, действие сказки наполняется главными событиями - опасными, тревожными, волнующими, приводящими к победе друзей над злым волком.
- Заключительное торжество.
Слушание тем утки, кошки и волка в развитии.
(гобой, кларнет, валторны)
- Музыка без развития не бывает. В сказке «Петя и волк» сопоставление и столкновение различных тембров, связанных с действующими лицами симфонической сказки, способствует развитию музыки.
Задание 5
Музыка - искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом. Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой, неподвижность.
Н. А. Римский - Корсаков создал 15 опер. Излюбленной темой этого композитора в искусстве стала русская сказка.
На сказочно – легендарные сюжеты написаны оперы «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Садко», «Золотой петушок».
«В сущности, мой род - это сказка, былина и непременно русские»
(Н. А. Римский - Корсаков)
Больше 200 лет назад написана опера «Садко». В основу композитором были положены две былины: «Спор Садко с купцами» и «Садко на дне морском».
1. Перед нами во всем своем многообразии - жизнь и быт богатого торгового города. В опере - плясовые, хороводные, протяжные песни, былины, скоморошечьи наигрыши; есть и подлинно народные мелодии.
2. Сказочно - волшебные образы, для которых композитор изобрел сложные и смелые музыкальные характеристики.
Примеры: музыка Морского царя, грозная песня варяжского гостя, мелодически изукрашенная песня индийского гостя; прекрасен образ Волховы.
Слушание фрагментов из оперы «Садко»
Симфоническая картина «Океан-море синее» завораживает, делает зримыми и упругие перекаты волн, и морские дали.
- Как композитор передает характер моря: то спокойного и безмятежного, то взволнованного и грозного? В чем здесь секрет?
Слушание: «Океан-море синее»
Ответы ребят:
- Величественная, торжественная по своему характеру музыка.
Медленная, очень плавная, повторяющаяся мелодия и размеренный аккомпанемент в низком регистре создают впечатление бесконечной глади океана, его глубины и мощи.
Задание 6
Всем вам хорошо известна русская народная сказка «Снегурочка». Однако в основу оперы Н. А. Римский - Корсаков внес сюжет пьесы А. Островского.
Действие оперы происходит в сказочной стране царя Берендея. Снегурочка, дочь Мороза и Весны - Красны, стремится из глухого леса к людям - нравятся ей их песни.
Слушание: «Арии Снегурочки» («С подружками по ягоду ходить»)
- Какое настроение передано в арии? (ария - сольный музыкальный номер в опере, который характеризует героя, дает ему музыкальный портрет)
- Близки ли интонации арии народным песням?
- Какой инструмент симфонического оркестра вторит высокому (сопрано)
прозрачному голосу Снегурочки?
Чудесный венок, подаренный Снегурочке Весной-Красной, рождает в ее сердце прекрасное человеческое чувство - любовь. Но. под лучами Ярилы - Солнца тает Снегурочка, волшебное дитя природы. Прислушайтесь к голосу девушки. Каково ее душевное состояние?
Слушание: «Сцена таяния» из оперы «Снегурочка»
(ответы ребят)
- Как звучит музыка в «Сцене таяния» : взволнованно, трепетно, восторженно, игриво, мечтательно, безмятежно, светло, радостно?
(ребята выбирают подходящие слова)
-Задание: дать словесный портрет Снегурочке в начале оперы и в тот момент, когда она полюбила.
Задание 7
Всем вам хорошо знакома сказка французского писателя Шарля Перро «Спящая красавица». П И. Чайковский сочинил музыку к одноименному балету. Она помогает почувствовать и пережить все происходящее в этой сказке. Главные события происходят на балу. Главная героиня балета - принцесса Аврора. Представьте себе торжество по случаю дня рождения принцессы. Пышно разодетый королевский двор, короля, королеву.
«Кто прекрасней всех принцесс? Горы вы спросите, лес,
Вы спросите даль и степи, камышей высоких трепет.
В свой чудесный день рожденья по волшебному веленью
И умом наделена, и красой одарена.
Кто прекрасней всех принцесс? Вы спросите горы, лес.
Шепчет лес, и молвят горы - нет прекраснее Авроры!»
Недаром и музыка, с которой она появляется, красивая, волшебная, блестящая и сказочная.
Слушание: «Вальс» из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского
В вальсе плавно кружатся пары, движения танца напоминают падающие листья, да и музыка, как порыв ветра, то стремительна, то заставляет нас парить в воздухе, едва касаясь земли.
Вальс у П. И. Чайковского как интересный рассказ, иногда о чем-то грустном, иногда захватывающе радостный, но всегда трогательный, как грезы. Так иногда случается с нами после хорошего сна, когда утром долго лежишь, не двигаясь, вспоминая что-то приятное или рисуя в своем воображении занимательные картины. Чайковский писал вальсы, как поэт пишет стихи, вкладывая в них свои самые сокровенные переживания, писал с таким же усердием и любовью. Как мы трудимся над подарком маме, желая сделать ей непременно хорошее.
-Задание: вслушайтесь в музыку «Вальса».
-Как она меняется с появлением интонаций феи Карабос?
Представьте себе все происходящее на сцене.
Повторное слушание: «Вальса»
Представьте себя режиссером балетного спектакля.
-Какие ваши пожелания, замечания смогли бы помочь почувствовать развитие действия:
1. артистам балета,
2. музыкантам-исполнителям
- Как вы понимаете слова: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта»?
Задание 8
Длинными, зимними вечерами под завывание вьюги А. С. Пушкину рассказывала сказки его няня. Они всегда начинались одинаково: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были.»
А как начинаются музыкальные сказки?
Слушание: «Океан-море синее» вступление к опере «Сказка о царе Салтане»
Сегодня всем известны царь Салтан и царь Додон, царевна Лебедь и Шамаханская царица. В каждой сказке есть волшебство, есть свое чудо.
Сказочное чудо сказок А. С. Пушкина композитор Н. А. Римский - Корсаков передал в своей музыке. Послушайте вступление к опере-сказке «Золотой петушок»
Слушание увертюры к опере.
- Помогла ли музыка почувствовать красоту пушкинской сказки?
Задание 9
Звучит перезвон колоколов «Города Леденца» Н. А. Римского-Корсакова.
Что такое конфеты - леденцы вы все прекрасно знаете. Во времена Н. А. Римского-Корсакова леденцы были прозрачными, разноцветными, как драгоценные камешки, и продавались в очень красивой упаковке. Для простого люда леденцы были просто сказочными угощением, да и сахар был тогда в диковинку. Поэтому само название «Город Леденец» говорит нам о диковинной, необыкновенной красоте сказочного города, обнесенного высокой каменной стеной с угловыми дозорными башнями (показ рисунка).
Из узких высоких башенных окошек видны трубы глашатаев - людей, в чьи
обязанности входило оповещать население о разных событиях с помощью трубных сигналов.
Слушание фрагмента колокольного звона «Города Леденца»
Задание 10
Давайте попробуем инсценировать встречу царя Салтана и купцов, прибывших из царства славного Гвидона (текст от автора читает педагог)
Педагог: Пристают к заставе гости,
Царь Салтан зовет их в гости.
Их он кормит и поит и ответ держать велит.
(муз. импровизации - песенное творчество ребят:
сочинение мелодии на заданный текст) :
Салтан:(ребёнок) Ладно ль за морем, аль худо
И какое в свете чудо?
Дети декламируют словами из сказки о 1 чуде - белке.
(показ рисунка)
Вопросы: 1. Как вы считаете, уважаемые купцы, какой жанр и характер
передает образ белочки.
2. Какие музыкальные инструменты можно использовать, для того,
чтобы белка могла «просвистать» свою песенку в хрустальном
домике, под елью.
(ответы ребят, игра на металлофоне)
Н. А. Римский-Корсаков придал этой русской народной мелодии причудливо-фантастическое, хрустальное звучание при помощи флейты - пикколо, которая придает характер насвистывания; щелкающий характер звучания достигается благодаря ксилофону. А теперь попробуйте определить инструмент, подчеркивающий самый сказочный образ хрустального дома.
Слушание: «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»,
«Белка» Н. А. Римского-Корсакова
- Инструмент как пианино, но гораздо меньше он.
Вместо струн внутри пластины, слышен нежный перезвон
Если клавиш кто коснется. Как же инструмент зовется? (челеста)
Педагог: «Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.»
(вызывается вторая группа купцов, показ рисунков и рассказ о втором чуде - богатырях)
Задания: 1. Дать словесный портрет богатырям.
2. Назвать инструменты симфонического оркестра, благодаря которым композитор может нарисовать их яркие «как жар» доспехи.
Слушание: «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»
«33 богатыря» Н. А. Римского-Корсакова
(музыкально-слуховой анализ фрагмента)
- Музыка богатырей нарастает постепенно. В ней слышится рокот разбушевавшейся морской стихии и завывание ветра. Этот звуковой фон, на котором выступают богатыри, создается различными группами музыкальных инструментов. Образ создается сильный, несокрушимый. Богатыри предстают в тембровой характеристике медных духовых инструментов.
Педагог: «Пристают к заставе гости.»
(вызывается третья группа купцов, показывают рисунки Царевны - Лебеди и отвечают на вопросы царя Салтана)
Вопросы педагога: 1. Какими выразительными музыкальными средствами в
первой части, можно показать, что птица-лебедь
скользит по воде, взмахивает крыльями?
2. Как будет происходить развитие музыки в момент
превращения птицы в девушку - Царевну-Лебедь?
Слушание: «Лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане»
(музыкально-слуховой анализ)
Н. А. Римский - Корсаков показал явление третьего чуда в сопровождении арфы - нежного и пленительного инструмента, который передает скольжение птицы по глади моря. Пение лебеди-птице поручено гобою.
Постепенно мелодия преобразуется. Птица превращается в Царевну, чем вызывает восторг Гвидона, его беспредельное восхищение. Наступает кульминация - оркестр достигает высшей полноты и яркости. В общем потоке звучания выделяются тембры медных духовых инструментов, ведущих свою торжественную мелодию.
Повторное слушание всех «чудес» оперы
Оркестр достигает такой живописности, что становятся понятными безграничные возможности музыки в передаче всего, что нас окружает.
Не все знают, что Н. А. Римский - Корсаков обладал уникальным свойством: у него был цветной слух, т. е. каждую музыкальную тональность он видел в определенном цвете: коричневом, синем и т. д. Сочиняя свои произведения, Николай Андреевич воспринимал муз. характеристики своих героев в зависимости от цвета звучащих в их партиях нот.