Елена Белова
Система дидактических игр к программе «Истоки» на примере первого года обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел Тема Вид дидактической игры Задачи Ход игры
Первый год обучения
СЛОВО Любимое имя Предметная
«Поющие имена» 1. Научить создавать образ имени во время его озвучивания
2. Развивать музыкальные навыки
3. Воспитать чувство гордости за свое имя
4. Создать радостное настроение Воспитатель детям представляет куклу и говорит, что его зовут Ванечка. Нужно передать куклу по кругу и назвать свое ласковое имя. Затем педагог дает задание пропеть свое имя и попробовать услышать, какое оно легкое, воздушное, красивое. Дети передают куклу по кругу и пропевают свои имена. В конце игры они перечисляют, каким представляется их имя.
Публикация «Система дидактических игр к программе „Истоки“ на примере первого года обучения» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Настольная
«Имя в цвете» 1. Дать знания об ассоциациях, с которыми можно представить свое имя, продолжить создавать образ имени.
2. Развивать воображение, умение различать цвета.
3. Развивать умение работать в парах.
4. Вызвать радостные эмоции Дети работают в парах. Перед ними на середине стола лежат карточки разных цветов. Воспитатель предлагает им ассоциировать свои имена с природными объектами. Например, берем красную карточку и говорим: «Мое имя красное, как теплое солнышко», берем белую карточку: «мое имя белое, как воздушные облака» и т. д. Назвав имя, ребенок откладывает карточку в своей стороне. Итог: в середине стола не должно остаться карточек. Если с ответом затрудняется, то предлагается ребенку в паре помочь своему товарищу.
Словесная
«Имена в стихах» 1. Формировать представления о многообразии имен
2. Развивать способность рассказывать стихи, развивать память
3. Воспитывать уважение ко всем именам Ребятам было задано домашнее задание выучить стихи или потешки о русских именах. Дети зачитывают с интонацией стихи и русские потешки. В конце воспитатель предлагает перечислить все услышанные имена в том виде, в каком они озвучивались в стихах. Делаем выводы о многообразии имен.
Доброе слово Предметная
«Добрые слова» 1. Обогатить активный словарь детей понятиями «добрых слов».
2. Развить мотивацию детей на высказывание «добрых слов».
3. Воспитать в детях доброжелательность к окружающим людям. Воспитатель называет слово и предлагает определить, является ли это слово «добрым» или нет. Воспитатель помещает лучики с «добрыми» словами вокруг солнышка на фланелеграфе. Если ребенок предлагает «неправильное слово», солнышко закрывает туча.
Настольная
«Собери ромашку» 1. Обогатить активный словарь детей понятиями «добрых слов».
2. Развить способность работать в команде.
3. Воспитать чувство коллективизма. Дети работают в группах. На столах лежит желтый круг – центр от ромашки и отдельно лепестки. Ребятам в группе предлагается собрать ромашку. Каждый лепесток – это доброе слово. Чем больше лепестков у ромашки, тем она добрее и красивее. Побеждает группа, в которой ромашка с большим количеством лепестков.
Словесная
«Отгадай волшебное слово» 1. Закрепить знания о добрых словах.
2. Развить способности слушать друг друга и отвечать поочереди
3. Воспитать уважение к своим товарищам в процессе совместной игры
Воспитатель загадывает загадки про волшебные слова. В конце игры определяются дети, кто больше всех отгадал загадок. Им аплодирует вся группа
Ласковая песня Предметная
«Красивые мелодии» 1. Обогатить знания о многообразии колыбельных песен
2. Развить музыкальный слух
3. Воспитать любовь к русским песням Воспитатель предлагает детям прослушать куплеты колыбельных песен разных народов. Затем происходит обсуждение этих песен, находятся сходство и отличия. Воспитатель подводит ребят к тому, что русские колыбельные самые красивые.
Настольная
«Найди песню» 1. Обогатить знания о песнях
2. Развить память и мышление
3. Воспитать уважительное отношение друг другу, работая в команде
4. Создать радостные эмоции На столах лежат карточки с персонажами из мультфильмов и изображения содержания конкретной песни. Например, крошка Енот и карточка с изображением дружбы ребят. Нужно совместить все карточки
Словесная
«Уложи куклу спать» 1. Обучать обращению с игрушками
2. Развивать музыкальные способности
3. Воспитать любовь к народным традициям Воспитатель предлагает детям спеть колыбельную своей кукле такую, какую поет им их мама
Праздничная песня Предметная
«Собери Новый год» 1. Сформировать знания о праздновании Нового года
2. Развить наглядно-образное мышление
3. Приобщить детей к традиции празднования Нового года Воспитатель предлагает вспомнить ребятам, какие предметы характеризуют Новый год. В комнате спрятаны эти предметы. Ребятам предлагается их найти, тогда и Новый год к нам придет.
Настольная
«Наряди Рождественскую елку» 1. Приобщить детей к традиции празднования Рождества.
2. Закрепить знание названий цветов и основных форм.
3. Развить умение совмещать геометрическую форму (елочную игрушку) с соответствующей формой на елке. Воспитатель предлагает детям рассмотреть елку и украсить ее игрушками (геометрическими формами разных цветов). Детям необходимо рассказать, какой формы и цвета игрушки, висящие на елке.
Словесная
«Праздничная песня» 1. Выучить слова рождественской песни
2. Развить музыкальный слух
3. Развить способности умения петь хором Ребята разучивают песню, поют ее и выполняют под нее движения.
ОБРАЗ Любимый образ Предметная
«Моя мама» 1. Сформировать образ любимой мамы
2. Научить добрым высказываниям о маме
Дети на занятии используют фотографии своих мам в разных видах деятельности (на природе, на работе, дома и т. д.) . Воспитатель предлагает по фотографиям составить образ мамы, зачитывая рассказ. По действиям рассказа дети показывают фото мам и описывают их.
Настольная
«Портрет мамы» 1. Продолжить формировать образ мамы
2. Развить творческие способности
3. Воспитать любовь к своей маме Перед каждым ребенком лежит листок бумаги и различные части головы в разных интерпретациях. Ребята собирают портрет мамы, выбирая понравившиеся им волосы, губы и т. д., приближенные к настоящему образу мамы.
Словесная
«Образ мамы» 1. Продолжить формировать образ мамы
2. Развить речевые способности
3. Воспитать любовь к своей маме Воспитатель предлагает продолжить детям, сидящим в круге, предложение.
-Моя мама самая красивая, потому что…
- Моя мама самая добрая, потому что…
- Моя мама самая любимая, потому что…
Образ света Предметная
«Солнышко» 1. Формировать образ солнышка
2. Развивать способности описывать этот образ
3. Воспитать любовь к природе На фланелеграфе прикреплено солнышко. Каждый его лучик – это качество солнышко. Дети описывают эти качества
Настольная
«Солнышко лучистое» 1. Продолжить формировать образ солнышка.
2. Научить выбирать нужные изображения и описывать их
3. 3. Воспитать любовь к природе Необходимо подобрать правильные картинки, кому помогает солнышко. Например, на картинках изображены звери днем и ночью, цветок днем и ночью, люди радуются солнышку, поле с урожаем и т. д.
Словесная
«Я чувствую» 1. Формировать интерес к природе
2. Развивать речевую активность
3. Сформировать эмоции по отношению к природе Воспитатель предлагает ребятам посетить лес ( искусственно создается среда леса: макет дерева, звучат пение птиц, журчит ручеек т. д.) . Ребята сидят на стульчиках и закрывают глаза. Нужно описать свои чувства по отношению к природе, продолжив фразы:
- Я чувствую…
- Я слышу…
-Я вижу…
Добрый мир Предметная
«Добрый мир» 1. Сформировать мотивацию на совершение добрых поступков, оказание помощи другим людям.
2. Развить умение оценивать поступки.
3. Воспитать в детях чувства сопереживания, толерантности. Воспитатель раздает детям маленькие карточки, на которых изображены добрые поступки людей, оказывающие помощь другим. Дети по очереди показывают всем играющим свою карточку и говорят: «На картинке мальчик помогает перейти дорогу бабушке». Игра заканчивается, когда все дети завершают свои рассказы.
Настольная
«Собери картинку» 1. Сформировать мотивацию на совершение добрых поступков, оказание помощи другим людям.
2. Развить умение оценивать поступки.
3. Воспитать в детях чувства сопереживания, толерантности.
Детям раздаются пазлы от картинки. Они должны ее собрать и описать, что на ней изображено.
Словесная
«Вышла курочка гулять» 1. Обучить движениям хороводной игры.
2. Воспитание уважение к маме.
3. Научить получать удовольствие от совместного дела. Воспитатель играет роль курочки, а дети – цыплят. Во время игры воспитатель все движения выполняет вместе с детьми в соответствии с текстом (идут друг за другом по кругу и высоко поднимают ноги, останавливаются, грозят пальчиком и т. д.) .
КНИГА Добрая книга Предметная
«Сказки» 1. Продолжить формировать интерес к русским народным сказкам.
2. Развить умение распознавать сказки по загадкам.
3. Мотивировать на прочтение вместе с родителями других русских народных сказок. Воспитатель загадывает детям загадки. Ребята должны отгадать, какая сказка является ответом на загадку.
Настольная
«Кто поможет дедушке» 1. Продолжить формировать интерес к русским народным сказкам.
2. Развить у детей фантазию.
3. Воспитать уважение к старшим (пожилым) людям.
4. Научить получать удовольствие от совместных дел в коллективе. Воспитатель на фланелеграфе выкладывает репку и дедушку и просит детей сказать: «Кто поможет дедушке?» Дети выбирают как персонажей сказки «Репка», так и других животных и сказочных героев, рассказывают, кто и каким образом может помочь дедушке.
Словесная
«Репка» 1. Выучить с детьми хороводную песню, движения.
2. Способствовать развитию интереса к русским народным сказкам.
3. Продолжить формировать в детях чувство коллективизма, ответственности, взаимопомощи. Воспитатель обучает песне детей. Ребята берутся за руки и становятся в круг. Один ребенок – репка – присаживается в центр круга. Все поют песню