Елена Земскова
Синдром гиперактивности. Коррекционные игры для детей с СДВГ
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое гиперактивность? Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям невнимательность, отвлекаемость,импульсивность,повышенную двигательную активность. При этом уровень интеллектуального развития может превышать среднюю возрастную норму.
Синонимы гиперактивности - СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, гиперкенетический синдром, СГНВ (синдром гиперактивности с недостатком внимания).
Публикация «Синдром гиперактивности, Коррекционные игры для детей с сдвг» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Игры для детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Как правило, в основе заболевания лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД,поражение лобных долей головного мозга, отвечающих за планомерность действий и за самоконтроль поведения. Наличие заболевания может определить врач невропатолог после проведения специальной диагностики. Он же и назначает медикиментозное лечение при наличии к нему показаний.
На данный момент врачи выделяют 3 группы причин возникновения гиперактивности :
1. наследственная предрасположенность;
2. органические поражения головного мозга в ходе: перинатального, пренатального развития,перенесённых черепно-мозговых травм, нейроинфекций (менингит, энцифалит).
3. социально-психологическая травма,обусловленная неправильным воспитанием, нездоровой обстановкой в семье, условиями проживания.
КАК ЖЕ ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЁНКА?
Чтобы выявить такого ребёнка в группе детского сада, необходимо длительное наблюдение, беседы с родителями, другими педагогами.
Признаки гиперактивности (по П. Бейкер и М. Алворд) можно условно разделить на 3 группы: Дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, имульсивность.
1 группа ДЕФИЦИТ АКТИВНОГО ВНИМАНИЯ.
-непоследователен, ему трудно удерживать внимание.
-не слушает, когда к нему обращаются.
-с большим интересом берётся за дело, но до конца его не доводит.
-испытывает трудности в организации.
-часто теряет вещи.
-не любит выполнять задания умственного характера,требующих усидчивости.
2 группа ДВИГАТЕЛЬНАЯ РАСТОРМОЖЕННОСТЬ.
-постоянно ёрзает.
-проявляет признаки беспокойства.
-спит немного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве, сон беспокойный.
-очень говорлив.
3 группа ИМПУЛЬСИВНОСТЬ.
-отвечает не дослушав вопроса.
-плохо сосредотачивает внимание.
-не может контролировать и регулировать свои действия.
-при выполнении заданий ведёт себя по разному и показывает разные результаты.
Очень часто педагоги задают такой вопрос:" Что же делать, если обнаружен такой ребёнок,а диагноз в медицинской карте не выставлен?"
В этом случае в тактичной форме воспитатель может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу, невропатологу.
ПОМОЩЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЁНКУ.
Гиперактивный ребёнок физически не может длительное время внимательно слушать восптателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Для начала необходимо обеспечить тренировку одной функции.
Каждый воспитатель обязан помнить, такому ребёнку легче работать в начале дня, а также в начале занятия. Работая один на один со взрослым, ребёнок почти не проявляет признаков гиперактивности, по этому с ним эффективнее проводить работу в индивидуальной форме, так он успешнее справляется с заданиями. Нагрузка должна соответствовать его возможностям, гиперактивный ребёнок работает продуктивно лишь первые 10 минут и не надо заставлять его работать дольше, это не имеет смысла и к тому же вызовет негативное отношение к познавательной деятельности. Разумнее будет переключить его внимание на другой вид деятельности.
ПРВИЛА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ.
-работать с ребёнком в начале дня.
-уменьшить рабочую нагрузку.
-делить работу на более короткие, но частые периоды.
-быть драмматичным, экспрессивным педагогом.
-посадить ребёнк во время занятий ближе к педагогу.
-использовать тактильный контакт.
-договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
-давать короткие, чёткие, конкретные инструкции.
-поощрять ребёнка сразу за проявленные достижения, спокойное поведение.
-оставаться спокойным.
ВО ЧТО ИГРАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ.
Для воспитателей могу рекомендавать следующие коррекционные игры, снижающие подвижность, вырабатывающие самоконтроль, произвольность поведения, повышающие активное внимание.
1. "НАЙДИ ОТЛИЧИЕ" (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)
ЦЕЛЬ: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ход игры : ребёнок рисует любую несложную картинку и передаёт её взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось.
2. "ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ" (И. В. Шевцова)
ЦЕЛЬ: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.
ход игры : взрослый подбирает 5-7 мелких предметов различных фактур.
Ребёнку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверёк" и касаться ласковыми лапками. Ребёнок с закрытыми глазами должен угадать какой предмет прикасался.
3. "КРИЧАЛКИ-ШЕПТАЛКИ-МОЛЧАЛКИ" (И. В. Шевцова)
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Ход игры : из разноцветного картона необходимо вырезать 3 ладошки: красного цвета, желтого, синего. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - "кричалку", можно бегать, кричать, сильно шуметь; жёлтая ладонь - "шепталка"- можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" - синяя ладонь - дети должны замереть на месте и не разговаривать, не шевелиться.
4."ПЕРЕДАЙ МЯЧ" (Н. Л. Кряжева)
Цель: снять излишнюю двигательную активность.
Ход игры : стоя в кругу, играющие как можно быстрее стараются передать мяч, не уронив его, соседу, кто ошибся, выходит из игры.
5."ЗЕВАКИ" (М. И. Чистякова)
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом.
Ход игры : все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего, дети останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.
Это лишь некоторые игры, вы можете подобрать и свои, главное, чтобы они были направлены на повышение самоконтроля, повышение внимание, снижение импульсивности, агрессии.