Папки-передвижки

Шпаргалка для родителей. Психологические особенности детей

Татьяна Леонидова
Шпаргалка для родителей. Психологические особенности детей
▼ Скачать + Заказать документы

Нарушение речи

Что должно насторожить родителей в речи ребенка

Симптомы речевых нарушений бывают разными: это скудный словарный запас (малыш плохо запоминает слова, путает окончания, мало говорит, использует обобщения, плохое понимание слов или фраз, неспособность воспроизводить определенные звуки. Самый известный дефект – заикание, при котором нарушается ритм и плавность речи

О проблемах с речью у малышей могут свидетельствовать следующие особенности:

Месяц жизни (к концу месяца)

Что у малыша не получается

1 Не плачет, когда хочет есть или испытывает неудобства

4 Не улыбается в ответ, когда с ним разговаривают

5 Не выдает звуков и звукосочетаний. Не ищет взглядом вещи, на которые показывает взрослый

7 Не умеет обращать на себя внимание взрослых с помощью звуков

9 До сих пор нет слов, состоящих из двух повторяющихся слогов (ма-ма, ба-ба, на-на)

10 Ребенок не владеет 8-ю слогами. Не качает головой в знак отрицания, не делает ручкой «пока-пока»

12 Не говорит ни слова, нет реакции на простые просьбы («дай мячик»)

15 Не может сказать даже «мама», «папа»

19 Не говорит осмысленных слов. Не показывает пальчиком на части тела, о которых говорит родитель

29 Не понимает, в чем отличие между «большим» и «маленьким»

Если указанные проблемы наблюдаются, стоит посетить консультацию:

-отоларинголога (возможно, малыш плохо говорит, потому что не слышит);

-невропатолога (проверить, нет ли органических повреждений ЦНС, речевых центров мозговой коры);

-детского психолога, психиатра, дефектолога (выяснить, в каком состоянии пребывает невербальный интеллект ребенка).

-логопеда (проведет окончательную диагностику).

Нарушение интеллекта

Симптомы

Если младенцу 1 год, то на задержку развития может указывать следующее:

• малыш поздно начал держать головку, гулить, приподниматься и так далее;

• у мальчика или девочки отсутствует координации в поведении;

• ребенок мало двигается;

• малыш неспособен держать вещи либо плохо сжимает предметы;

• восприятие вещей и явлений сопровождается слабой эмоциональностью.

Если ребенку уже исполнилось два года, то выявить отставание в физическом и умственном развитии можно по следующим симптомам:

• отсутствие реакции на собственное имя, на простые вопросы;

• слюнотечение обильное, складывается впечатление, будто железы «не выключаются»;

• нарушение сна – малыш поздно ложится, рано встает, открывает глаза среди ночи, отдыхает урывками;

• капризность и плаксивость;

• агрессия, судя по отзывам родителей и опыту специалистов, – типичное проявление отставания в развитии;

• отсутствие попыток сосредоточиться – ребенку сложно удержать внимание на определенном предмете.

Признаки у детей до 3 лет

В этом возрасте диагностировать нарушение проще. Родители могут отслеживать, как малыш общается со взрослыми и детьми, способен ли он усваивать новую информацию. Насторожить должны следующие симптомы:

1. Бедный словарный запас. Ребенок знает не более 20 слов и не все их использует.

2. ОНР – нарушения речевого развития.

3. Отсутствие базовой картинки об окружающем мире. Ребенок не может назвать животных, предметы, части тела.

4. Неспособность связанно выражать свои мысли. Малыш высказывается непонятно, отдельными предложениями.

Нарушение эмоционально – волевой сферы

Основные внешние проявления:

• Быстрое психическое утомление реб нка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что реб нку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.

• Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.

• Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии.

• Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью.

• Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Реб нок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми.

• Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому реб нок с неудовольствием бер тся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате

• Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряж нная плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.

• Чрезмерная импульсивность реб нка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий. • Избегание близких контактов с окружающими людьми. Реб нок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т. п.

Нарушение зрения

Признаки нарушений

• Неспособность смотреть на лица родителей и улыбаться, неспособность следовать глазами за их лицами в 6-8 недель.

• Особенно в первые 3 месяца, отсутствие способности к визуальному контакту, отсутствие способности видеть / наблюдать / следить за светом или объектами.

• Невозможность сфокусироваться и следовать глазами к 3-х месячному возрасту.

• Зрачки выглядят белыми, беловато-серыми, желтыми или облачными, а не черными (Leucocoria).

• Зрачковая асимметрия

• Маленькие или слишком большие или недоразвитые или выпуклые глазные яблоки

• Облачная непрозрачная роговица

• Косоглазие (особенно после 4-х месяцев, глаза смотрят внутрь или в разные стороны).

• Опущенное веко

• Быстрое движение глаз из стороны в сторону или трепетание, подергивание (нистагм) в глазах

• Чувствительность глаз к свету. Лицо ребенка не поворачивается к источнику яркого света или наоборот, лицо поворачивается в темную сторону в комнате.

• Отсутствует движение глаз для поиска объектов

• Рассматривание предметов с приближением их к лицу.

• Ребенок на видит объектов, на которые указывают

• Постоянное потирание глаз или частое моргание

• Непрерывные колебательные движения тела

• Ребенок смотрит на объекты, особенно на расстоянии, с косоглазием

• Ребенок не видит разницы между днем и ночью.

Нарушение слуха

Признаки

До двухлетнего возраста ребенок очень много экспериментирует, учиться двигаться, а также «пробует на вкус» звуки и слова.

У ребенка может быть нарушение слуха, если в двухлетнем возрасте он:

• Не понимает и не использует множество новых слов;

• Не может назвать предметы на рисунке или в естественном окружении;

• Не выполняет простых указаний, например, «Возьми куклу», «Иди к маме» или «Смотри на собачку»;

• Не может назвать части тела или изображение на рисунке, когда вы называете их;

• Не ставит простых вопросов, таких как: «Что это?», «Кто это?», «Где Катя?», не отвечает на них;

• Не составляет слова в простые предложения, такие как «Папа, на!» или «Хочу банан»

В трехлетнем возрасте ребенок уже хорошо умеет ходить (или, скорее, бегать) и выражать свои мысли и чувства.

У ребенка может быть нарушение слуха, если он:

• Не умеет говорить простыми предложениями;

• Не понимает антонимов, таких как «большой/маленький», «вверх/вниз», «стой/иди»;

• Не говорит со знакомыми людьми, или общается так, что его не понимают;

• Не спрашивает и не понимает слова «Почему?»;

• Не выполняет более сложных указаний, таких как «Пойди в свою комнату и возьми одеяло»;

• Не понимает новых слов и не запоминает их.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть пятая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть вторая) Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть вторая) Уважаемые родители, уважаемые.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Шпаргалка для родителей. Психологические особенности детей
Опубликовано: 4 февраля 2025 в 11:41
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Шпаргалка для родителей. Психологические особенности детей» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Леонидова (УИ 2723505) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД