Инна Сукнева Ананьева
Методические рекомендации по организации школьного фестиваля-конкурса «Лучший исполнитель в экзерсисе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №4»
Методическая разработка
Школьный фестиваль-конкурс
«Лучший исполнитель в экзерсисе»
Сукнева Инна Сергеевна
преподаватель хореографических дисциплин
г. Ангарск
2022 г.
Содержание.
Пояснительная записка…1
Основная часть…. 2
Учебно-познавательная активность обучающихся…. 2
Публикация «Методические рекомендации по организации школьного фестиваля-конкурса „Лучший исполнитель в экзерсисе“» размещена в разделах
2.1.1 Вид и методы обучения…. 2
2.2. Средства творческой активности, мышления, мировоззрения…3
2.3. Методические рекомендации….3
3. Заключение…. 4. 4. Список литературы….5
5. Приложения…. 6
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В наше современное время, дополнительное предпрофессиональное образование рассматривается, как важнейшая составляющая образовательного пространства. «Образовательная деятельность детских школ искусств должна быть направлена на: выявление одарённых детей в раннем возрасте, создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания…осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств». Важный аспект – профессиональное образование. По окончании обучения в школе искусств, получив свидетельство о предпрофессиональном образовании, перед педагогом стоит задача мотивации детей на профессиональный уровень.
Современному педагогу, в своей практике, невозможно обойтись без различных методик, которые бы активизировали организацию образовательного творческого процесса, который бы в свою очередь, вывел обучающихся на профессиональный уровень. А также создание авторских методик позволяет передать и поделиться своим положительным опытом с коллегами и обучающимися.
Актуальность и значимость методической разработки – Создание условий и творческой площадки для мотивации детей на профессиональное образование. Приобщение обучающихся к творческой, интересной профессии хореографа. Конкурсная подача этого мероприятия поможет ученикам мобилизовать своё творческое воображение.
Цель работы – подготовка и проведение школьного фестиваля - конкурса «Лучший исполнитель в экзерсисе»
Задачи:
- Стимулировать учебно-познавательную активность обучающихся в сфере хореографического искусства;
- Применение теоретических и методических знаний, обучающихся на практике;
- Развивать творческую активность, мышление, мировоззрение;
- Выявление и поддержка одарённых детей в области хореографического искусства.
Для успешной реализации конкурса огромную роль сыграли подобранные преподавателем вид обучения, методы и средства обучения. В данной методической разработке представлен опыт проведения фестеваля - конкурса в детской школе искусств «Лучший исполнитель в экзерсисе» с обучающимися выпускного класс (нормативный срок обучения 5 лет) хореографического отделения. Конкурс придуман в необычном формате. Это не выступление на сцене, в костюмах, как принято. Это конкурс учебного экзерсиса (тренажа, проводимого у станка или на середине зала).
Конкурс помог преподавателям определить уровень готовности учеников к выпускным экзаменам по специализированным предметам: «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Современный танец», а обучающимся, творчески раскрыть свой потенциал и правильно применить, полученный «багаж» знаний за весь период обучения.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Учебно-познавательная активность обучающихся
Во многих школах искусств, на хореографических отделениях ведётся 5-летнее обучение. За этот промежуток времени даётся максимальный объём информации по учебным предметам. Основным предметом является «Классический танец» - это база, на котором в последствии выстраиваются предметы: народно-сценический и современный танец. Классическому танцу уделяется больше времени, т. к. он требует хороших природных данных и физической выносливости, ориентирован на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с высшими достижениями мировой и отечественной хореографической культуры.
Народно-сценическому и современному танцу выделяется меньше времени. Но, как показывает преподавательский опыт, эти предметы вызывают не малый интерес у обучающихся. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа. Кроме того, занятия народно-сценическим танцем позволяют обучающимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных национальностей, в значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки.
На уроках современного танца, обучающиеся физически раскрепощаются, многие движения делаются в партере, что позволяет приукрасить движения, музыкальное сопровождение помогает мыслить более свободно, по-особенному выражаются эмоции и чувства.
2.1.1. Вид и методы обучения
В основе фестиваля-конкурса «Лучший исполнитель в экзерсисе» лежит творческая идея, через которую обучающиеся смогут проверить свои творческие возможности, фантазию, физические навыки. Такой вид обучения называется модульный – осознание системы (логически завершённой части учебного материала, обязательно сопровождаемого контролем знаний и умений, обучающихся). Обучающиеся смогут проверить и применить свои знания по трё м основным специализированным предметам: классическому, народно-сценическому и современному танцам. Конкурсный вариант поможет стимулировать соревновательный процесс.
Метод формирования умений и навыков по применению знаний на практике – практический метод обучения - метод проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Такой метод поможет проверить свои знания и осуществить задуманные творческие наработки.
Согласно положению конкурса (Приложение 1, обучающиеся заполняют заявку (Приложение 2) на участие в конкурсе, где указывают свои данные, название комбинации и название музыкального материала. Заявка подаётся за две недели до конкурса, за это время обучающимся даё тся возможность самостоятельно придумать учебные комбинации по предметам: «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Современный танец». Музыкальный материал они находят и подбирают, к заданным комбинациям, самостоятельно в интернет ресурсах. После каждого пройденного тура жюри выставляет оценки, комбинации, набравшие большинство баллов, учувствуют в показе на выпускных экзаменах – метод стимулирования и мотивации обучающихся. После каждого тура, на обсуждение приглашаются обучающиеся, где исправляются ошибки и даются рекомендации. Ведь чтобы придумать комбинацию по определённому предмету нужно знать методику исполнения заданного движения, рассчитать музыку, сделать и показать материал в художественном образе. Такой метод обучения называется – проектный; самостоятельное анализирование заданной ситуации и умение находить решение. Этот метод помогает объединить исследовательские, поисковые, творческие методы и приёмы обучения.
По завершению конкурса, жюри выбирает лучшие комбинации для показа на выпускных экзаменах. Обучающимся, чьи комбинации прошли на экзамены, предстоит рассказать, показать и научить своих одноклассников своему материалу. Здесь будут использованы словесный, наглядный и практический методы обучения.
Таким образом, можно сделать вывод, что такая целенаправленная форма обучения педагогического процесса поможет преподавателю проверить теоретические знания учеников, методику выполнения движения, музыкальный вкус и эмоциональную подачу движений. А также активизировать мотивацию на дальнейшее профессиональное образование.
2.2. Средства обучения для развития творческой активности, мышления и мировоззрение обучающихся
Одним из средств обучения является печатный вид (книги, учебные пособия). Конкурсные работы обучающихся – это опыт, накопленный за весь период обучения. Не мало важную роль здесь играют и теоретические дисциплины: «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Музыкальная литература», «История хореографического творчества». Эти предметы помогают ребятам лучше сориентироваться в подборе музыкального материала, просчитать такты, подобрать нужный характер музыкальной композиции. Например, по народно-сценическому экзерсису нужно определиться с национальностью и характером заданного движения, подобрать подходящий музыкальный материал и исполнить в соответствующей манере. Расширить мировоззрение в области хореографии, обучающимся, помогают посещение концертов не только профессиональных танцевальных коллективов, но и посещение симфонических оркестров, а также участие в конкурсах, фестивалях.
Таким образом, демонстрационный вид тоже является средством для самосовершенствования. Равно как и аудиовизуальные (концерты, класс-концерты и т. д.) средства помогают найти нужный материал и поддерживают интерес к хореографическому искусству.
2.3. Методические рекомендации при организации конкурса
В организации школьного конкурса важно учитывать тот факт, что обучающимся придётся впервые окунуться в творческий процесс самостоятельно. Преподаватель должен контролировать, направлять, подсказывать, помогать в поиске неординарных, креативных решений. Учитывая, что времени на занятиях по учебному плану может быть недостаточно по предметам «Народно-сценического танца», «Современного танца», здесь сыграет полезную роль съёмка материала на телефон и отсылка преподавателю в неурочное время. Важно учитывать, что способности (физические, психологические) у обучающихся разные. Технические возможности тоже могут не совпадать. Поэтому преподавателю нужно подойти к каждому ученику дифференцированно, индивидуально. Цель такого подхода - обучение каждого обучающегося на уровне его возможностей, способностей и особенностей.
Такого характера конкурс рекомендуется проводить в выпускном классе, когда у обучающихся есть в «копилке» определённый опыт знаний, умений и навыков.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной методической разработке рассмотрен школьный фестиваль-конкурс «Лучший исполнитель в экзерсисе», который успешно прошёл в 2020 году в стенах МБУДО «Детская школа искусств №4» г. Ангарска.
Цель и задачи, поставленные в данной методической разработке достигнуты, благодаря применению модульного вида обучения, методам : практическому, проектному, стимулирования и средствам обучения: печатный, демонстрационный, аудиовизуальный. Рекомендуемый конкурс позволяет расширить возможности преподавателя и обучающихся, экономит время на уроке. Представленный конкурсный, соревновательный материал, в данной методической разработке, обеспечивает заинтересованность обучающихся в предмете, учебно-познавательной деятельности, способствует расширению творческого воображения, фантазии. Исследовательская, творческая деятельность интересна ученикам, здесь они могут проявить себя с индивидуальной стороны. Такой вид подхода к изучаемым предметам помогает определиться ученикам с будущей профессией.
Конкурс можно применить как в средних учебных заведениях, так и в высших, на хореографических отделениях, в самодеятельных хореографических коллективах.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боровиков Л. И. Организация системы воспитательной работы и внеурочной деятельности образовательного учреждения в условиях ФГОСа. Методическое пособие – Новосибирск, 2013.
2. Буйлова Л. Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время-новые подходы: Методическое пособие – М. ,2015.
3. Буйлова Л. Н., Буданова Г. П. Дополнительное образование. Нормативные документы и материалы. – М., 2008.
4. Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: Учебное пособие. – М., 2004.
5. Горский В. А. Попова Г. Н. Дополнительное образование детей как социально -культурное явление. – М., 2004.
6. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся: сборник статей. – М., 2006.
7. Матюнин Б. Г. Нетрадиционная педагогика. – М., 1994.
8. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Художественная одарённость детей, ё выявление и развитие. – Дубна, 2006.
9. Модель деятельности-творческий поиск. Материалы научно-практической конференции. – М., 2009.
10. Развитие инновационных процессов в учреждениях дополнительного образования детей. – Омск, 2007.
Приложение 1
К школьному фестивалю-конкурсу
«Лучший исполнитель в экзерсисе»
ПОЛОЖЕНИЕ
Настоящее положение определяет порядок организации и проведения школьного фестиваля-конкурс «Лучший исполнитель в экзерсисе». Конкурс проводитсая в очном формате. Организатором конкурса являются преподаватели хореографического отделения МБУДО «ДШИ№4» г. Ангарска.
1. Цели и задачи конкурса
Цель: Выявление и стимулирование обучающихся к дальнейшему развитию творческих способностей в области хореографии.
Задачи: - Выявление и анализ проблем в построении экзерсиса на уроках хореографических дисциплин.
- Оказание методической помощи участникам конкурса для дальнейшего развития и творческого роста.
- Поддержка интереса обучающихся к хореографическим дисциплинам.
- Профориентационная поддержка детей.
2. Сроки проведения конкурса.
Ознакомление с Положением конкурса (Приложение 2, заявки на конкурс (Приложение 1) принимаются с 30.10-14.11 (включительно)
Конкурс «Школьный экзерсис» проводится в III тура по следующим номинациям:
I Тур – 17 ноября 2020 г. Экзерсис классического танца.
II Тур – 24 ноября 2020 г. Экзерсис народного танца.
III Тур – 1 декабря 2020 г. Экзерсис современного танца.
4 декабря 2020 г. Состоится оглашение результатов конкурса. Обсуждение конкурсного материала. Награждение
3. Условия участия в конкурсе и порядок предоставления конкурсных работ.
3.1. К участию в конкурсе приглашаются обучающиеся 5 класса (выпускники) хореографического отделения ДШИ№4 г. Ангарска.
3.2. Заявка для участия в конкурсе заполняется на каждый тур.
Образец заполнения Заявки (Приложение1).
3.3. Перед исполнением комбинации, обучающимися озвучивается название комбинации и музыкальный фрагмент. Исполнение обучающимися придуманной комбинации исполняется с двух ноги.
3.4. Конкурсные задания.
- Классический танец- Развёрнутый поклон (3/4) – 16 тактов, фраппе (2/4) – 32 такта, фондю (6/8) – 64 такта. Комбинации могут быть исполнены как у станка, так и на середине;
- Народный танец – Развёрнутый поклон (2/8) – 16 тактов, «Каблучное» (4/8) – 32 такта, «Выстукивание» (4/8) – 32 такта. Комбинации могут быть исполнены как у станка, так и на середине, кроме комбинации «Каблучное».
Обратить внимание на разнохарактерность комбинаций!
- Современный танец. Развёрнутый поклон (2/4) – 16 тактов, разогрев (2/4) – 32 такта, адажио (4/4) – 32 такта;
Комбинации могут быть исполнены как у станка, так и на середине.
4.5. Музыкальный материал, для каждого учебного предмета, подбирается обучающимися самостоятельно.
4.6. Победившие работы, в дальнейшем будут включены в выпускные экзамены по предметам «Классический танец», «Народный танец», «Современный танец».
4. Жюри конкурса.
Жюри формируется из администрации МБУДО ДШИ№4, преподавателей и концертмейстеров хореографического отделения.
5.1. Классический танец – Юшкова Елена Альбертовна, заведующая отделением хореографии, имеет I квалификационную категорию, преподаватель хореографических дисциплин;
- Сукнёва Инна Сергеевна, преподаватель высшей квалификационной категории, преподаватель хореографических дисциплин;
- Дубровская Юлия Владимировна – заместитель директора по УВР МБУДО ДШИ№4.
5.2. Народный танец - Юшкова Елена Альбертовна, заведующая отделением хореографии, имеет I квалификационную категорию, преподаватель хореографических дисциплин;
- Сукнёва Инна Сергеевна, преподаватель высшей квалификационной категории, преподаватель хореографических дисциплин;
- Чувашов Валерий Филиппович, концертмейстер по народному танцу.
5.3. Современный танец - Юшкова Елена Альбертовна, заведующая отделением хореографии, имеет I квалификационную категорию, преподаватель хореографических дисциплин.
- Сукнёва Инна Сергеевна, преподаватель высшей квалификационной категории, преподаватель хореографических дисциплин.
- Гранёва Татьяна Николаевна, концертмейстер по классическому танцу.
5. Критерии оценок.
Жюри конкурса оценивает выступления обучающихся по 5-ти бальной системе, в соответствии со следующими критериями:
- Исполнительское мастерство, уровень владения техникой, логичность и сложность материала.
- Методичность исполнения.
- Оригинальность, предоставленного материала (допускается использование предметов, фрагменты костюмов)
- Артистизм, характер и манера исполнения комбинации.
- Соответствие музыкального материала и придуманной комбинации.
6. Награждение победителей.
После каждого тура, жюри выставляет итоговую оценку. Результаты суммируются в IV туре. Таким образом выявляется победитель по наибольшему количеству баллов.
Победители награждаются дипломами I, II, III, IV степени. Результаты озвучиваются 4 декабря.