Андреева Юлия
Методы проведения школьной экскурсии
▼ Скачать +Заказ
Проведение экскурсии с обучающимися начальных классов в природу по различным темам: растительный и животный мир леса, поля, водоемы и т. д…
Группа: ДВ-2-18
Принципы и методы организации экскурсий
Школьная экскурсия есть форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой.
Публикация «Методы проведения школьной экскурсии» размещена в разделах
Экскурсии входят в систему уроков по ряду тем, изучаемых в основном весной и осенью в курсах ботаники, зоологии и общей биологии.
Содержание экскурсий имеет непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом, и в то же время полученные представления, результаты наблюдений и собранное в природе используются на многих последующих уроках.
Учитель заранее в годовом плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед намеченной экскурсией создает для учащихся ситуацию необходимости ознакомления с изученными явлениями в самой природе. При этом выделяются вопросы, которые нужно выяснить в природе, даются задания для повторения и предварительного ознакомления с материалом в плане подготовки к экскурсии. Учитель предусматривает и обратную связь с экскурсией после ее проведения : что следует потом вспомнить из увиденного и как использовать собранный материал для демонстраций и практических работ.
На экскурсиях учащиеся испытывают эмоции эстетического характера. Живое восприятие красоты природы вызывает любовь к русской природе, к Родине.
Методы проведения экскурсий приучают учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать устанавливать связи явлений, находить нужные объекты, приобретать навыки самостоятельной натуралистической работы — навыки элементарного исследования природы.
На экскурсиях собирается материал (с учетом охраны природы, используемый в дальнейшем на уроках, внеурочных и внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора живых объектов коллекционирования и гербаризации.
Экскурсии в сельскохозяйственное производство, на опытноселекционные станции, в плодовые питомники, показывающие применение биологических знаний на практике, многообразные сорта растений и породы животных, созданные человеком, условия, повышающие урожайность растений и продуктивность животных, знакомят учащихся с управляемой человеком природой, что имеет большое познавательное и воспитательное значение.
Уточнение и расширение биологических понятий, воспитание мировоззрения мышления, эстетических чувств, приобретение умений наблюдать в природе — все эти возможности учителю нужно иметь в виду при проведении экскурсий
Подготовка к экскурсии. Каждая экскурсия требует тщательной подготовки плана проведения. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, ставятся вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределяются задания для наблюдений и сборов.
Нельзя вести экскурсантов в неизвестную или малоизвестную местность. Предварительно, за день-два, учителю необходимо осмотреть местность, найти наиболее типичные объекты изучения и определить маршрут, места остановок для объяснений, самостоятельных наблюдений учащихся, сбора материала, обобщающей беседы. При этой рекогносцировке намечается время переходов, остановок и отдыха. На экскурсии применяются различные методы : рассказ, беседа, демонстрация, самостоятельные практические работы по заданиям (наблюдения, распознавание, сбор объектов). Особое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии. Необходимо предусмотреть снаряжение. На каждую группу учащихся должны быть: компас, лупа, лопатка, топорик, метр, веревка для ограничения площадок, этикетки, папки для гербария, морилки, баночки, сачок и др. в зависимости от темы и класса. Но главное — познавательная подготовка учащихся. Нужно, чтобы они знали, что надо увидеть, рассмотреть, узнать в природе.
В классе учитель делает вступление на тему экскурсии, распределяет учащихся на группы и вручает им задания, отметив вопросы, которые нуждаются в предварительной дополнительной работе по литературе. Например, вопросы по экскурсии в лес требуют углубления по книгам (о светолюбивых и теневыносливых породах, биологических особенностях растений, о распространении семян и др. : В. Корсунская «Приключения плодов и семян», «Детская литература», 1953; Н. Верзилин и В. Корсунская «Лес и жизнь», «Детская литература», 1966, и др.). Отдельным учащимся даются задания по ботаническим атласам или школьным определителям подготовиться к узнаванию 2—4 растений.
К экскурсиям, посвященным позвоночным животным, в особенности птицам и млекопитающим, учитель дает отдельным учащимся задания ознакомиться с двумя видами птиц (размер, окраска оперения, места гнездования, питание, пение). Такие задания, данные 10 учащимся, позволят на экскурсии распознать 20 птиц. Такие же задания даются учащимся и по двум видам млекопитающих (следы, запасы и остатки пищи, повадки, норы). На экскурсии, если не удается увидеть самих животных, можно наблюдать их следы и среду жизни. Предварительно полученные знания отдельных учащихся используются при проведении экскурсии.
Все требования к организации экскурсий, подготовке к ним, указанные в отношении ботанических и зоологических экскурсий, соблюдаются и для IХ—Х классов. Только особое внимание обращается на самостоятельность работы учащихся.
Элементы самостоятельности включаются в методы проведения экскурсии уже в V—VI классах : учащимся дают одно за другим короткие поручения найти и собрать объекты, но с последующим обязательным подведением итогов к концу экскурсии. Выполнение каждого отдельного поручения проверяется учителем прежде, чем дети приступают к следующему.
«Десять заповедей экскурсионного дела»
1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь ее тему и составь ее план.
3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.
4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать. 5. Избегай длинных объяснений.
6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями : они их забудут.
8. Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть все видно.
9. Не утомляй излишне экскурсантов : они перестанут тебя слушать.
10. Закрепи экскурсию в памяти учеников последующей проработкой материала.