Папки-передвижки

Методы проведения школьной экскурсии

Андреева Юлия
Методы проведения школьной экскурсии
▼ Скачать +Заказ

Проведение экскурсии с обучающимися начальных классов в природу по различным темам: растительный и животный мир леса, поля, водоемы и т. д…

Группа: ДВ-2-18

Принципы и методы организации экскурсий

Школьная экскурсия есть форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой.

Публикация «Методы проведения школьной экскурсии» размещена в разделах

Экскурсии входят в систему уроков по ряду тем, изучаемых в основном весной и осенью в курсах ботаники, зоологии и общей биологии.

Содержание экскурсий имеет непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом, и в то же время полученные представления, результаты наблюдений и собранное в природе используются на многих последующих уроках.

Учитель заранее в годовом плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед намеченной экскурсией создает для учащихся ситуацию необходимости ознакомления с изученными явлениями в самой природе. При этом выделяются вопросы, которые нужно выяснить в природе, даются задания для повторения и предварительного ознакомления с материалом в плане подготовки к экскурсии. Учитель предусматривает и обратную связь с экскурсией после ее проведения : что следует потом вспомнить из увиденного и как использовать собранный материал для демонстраций и практических работ.

На экскурсиях учащиеся испытывают эмоции эстетического характера. Живое восприятие красоты природы вызывает любовь к русской природе, к Родине.

Методы проведения экскурсий приучают учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать устанавливать связи явлений, находить нужные объекты, приобретать навыки самостоятельной натуралистической работы — навыки элементарного исследования природы.

На экскурсиях собирается материал (с учетом охраны природы, используемый в дальнейшем на уроках, внеурочных и внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора живых объектов коллекционирования и гербаризации.

Экскурсии в сельскохозяйственное производство, на опытноселекционные станции, в плодовые питомники, показывающие применение биологических знаний на практике, многообразные сорта растений и породы животных, созданные человеком, условия, повышающие урожайность растений и продуктивность животных, знакомят учащихся с управляемой человеком природой, что имеет большое познавательное и воспитательное значение.

Уточнение и расширение биологических понятий, воспитание мировоззрения мышления, эстетических чувств, приобретение умений наблюдать в природе — все эти возможности учителю нужно иметь в виду при проведении экскурсий

Подготовка к экскурсии. Каждая экскурсия требует тщательной подготовки плана проведения. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, ставятся вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределяются задания для наблюдений и сборов.

Нельзя вести экскурсантов в неизвестную или малоизвестную местность. Предварительно, за день-два, учителю необходимо осмотреть местность, найти наиболее типичные объекты изучения и определить маршрут, места остановок для объяснений, самостоятельных наблюдений учащихся, сбора материала, обобщающей беседы. При этой рекогносцировке намечается время переходов, остановок и отдыха. На экскурсии применяются различные методы : рассказ, беседа, демонстрация, самостоятельные практические работы по заданиям (наблюдения, распознавание, сбор объектов). Особое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии. Необходимо предусмотреть снаряжение. На каждую группу учащихся должны быть: компас, лупа, лопатка, топорик, метр, веревка для ограничения площадок, этикетки, папки для гербария, морилки, баночки, сачок и др. в зависимости от темы и класса. Но главное — познавательная подготовка учащихся. Нужно, чтобы они знали, что надо увидеть, рассмотреть, узнать в природе.

В классе учитель делает вступление на тему экскурсии, распределяет учащихся на группы и вручает им задания, отметив вопросы, которые нуждаются в предварительной дополнительной работе по литературе. Например, вопросы по экскурсии в лес требуют углубления по книгам (о светолюбивых и теневыносливых породах, биологических особенностях растений, о распространении семян и др. : В. Корсунская «Приключения плодов и семян», «Детская литература», 1953; Н. Верзилин и В. Корсунская «Лес и жизнь», «Детская литература», 1966, и др.). Отдельным учащимся даются задания по ботаническим атласам или школьным определителям подготовиться к узнаванию 2—4 растений.

К экскурсиям, посвященным позвоночным животным, в особенности птицам и млекопитающим, учитель дает отдельным учащимся задания ознакомиться с двумя видами птиц (размер, окраска оперения, места гнездования, питание, пение). Такие задания, данные 10 учащимся, позволят на экскурсии распознать 20 птиц. Такие же задания даются учащимся и по двум видам млекопитающих (следы, запасы и остатки пищи, повадки, норы). На экскурсии, если не удается увидеть самих животных, можно наблюдать их следы и среду жизни. Предварительно полученные знания отдельных учащихся используются при проведении экскурсии.

Все требования к организации экскурсий, подготовке к ним, указанные в отношении ботанических и зоологических экскурсий, соблюдаются и для IХ—Х классов. Только особое внимание обращается на самостоятельность работы учащихся.

Элементы самостоятельности включаются в методы проведения экскурсии уже в V—VI классах : учащимся дают одно за другим короткие поручения найти и собрать объекты, но с последующим обязательным подведением итогов к концу экскурсии. Выполнение каждого отдельного поручения проверяется учителем прежде, чем дети приступают к следующему.

«Десять заповедей экскурсионного дела»

1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь ее тему и составь ее план.

3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать. 5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями : они их забудут.

8. Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть все видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов : они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти учеников последующей проработкой материала.

Публикации по теме:

Детский исследовательский проект «Секреты школьной жизни»Детский исследовательский проект «Секреты школьной жизни» Этой весной, мне посчастливилось провести весело и насыщенно, ведь я готовила и провела несколько детских проектов. Это 1 проекта с моим.

Диагностика школьной зрелости Диагностика школьной зрелости. 1. Как тебя зовут___ Назови свою фамилию, имя отчество. Назвал: фамилию.

Фотоотчёт о делах школьной группы волонтёровФотоотчёт о делах школьной группы волонтёров Кто людям помогает – не тратит время зря, Прекрасными делами наполнится земля! Свободные минуты вы отдаете всем, Кто в помощи нуждается,.

Фотоотчет о проведении акции «С любовью к детям» в рамках проведения акции «Синяя лента»Фотоотчет о проведении акции «С любовью к детям» в рамках проведения акции «Синяя лента» Предлагаю вашему вниманию фотоотчет проведения акции «С любовью к детям». Но, сначала, хочу поделиться, что это за акция. Эта акция проходила.

Классный час «Знакомство со школьной службой медиации» Классный час:«Знакомство со ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ МЕДИАЦИИ» Организационный момент Вступительное слово Люди всегда старались понять мир и друг.

Положение о конкурсе «Создание школьной символики» I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Цель: Целью проведения конкурса «Создание Школьной символики» является создание герба, флага, для отображения особенностей.

Проценты в школьной жизни (6–11 классы) Проценты в школьной жизниС применением процентов мы встречаемся на каждом шагу! Можно найти их и в школьной жизни: определить процентное.

Сценарий презентации школьной агитбригады ЮИД Презентация агитбригады ЮИД УВК «школа-гимназия» №25 Школа номер двадцать пять О правилах движения пришла вам рассказать. Ум, смекалка.

Сценарий открытия школьной столовой Сценарий открытия школьной столовой МБОУ Малокирсановской сош -2017г. Музыка русская народная (3 девушки в русских народных сарафанах.

Справка о результатах школьной готовности первоклашек Справка о результатах диагностики «Психолого – педагогической оценки готовности ребенка к началу школьного обучения» (авторы диагностики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы проведения школьной экскурсии
Опубликовано: 26 октября 2020 в 10:58
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы проведения школьной экскурсии» (включая файлы) размещена пользователем Андреева Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД