Саад Александра
Схема развития проектирования образовательного процесса в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно- образовательному процессу. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства.
Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыслительной деятельности.
Публикация «Схема развития проектирования образовательного процесса в ДОУ» размещена в разделах
Схема развития любого вида деятельности в ДОУ такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.
Лесенка «Успеха» (освоение деятельности по А. А. Люблинской) :
4 ступенька, творчество (духовное познание себя). Воспитатель – «Очарованный зритель», Дети – «Артисты».
3 ступенька, самостоятельность, собственная познавательная деятельность. Воспитатель – дирижер, Дети – «Заботливые исполнители».
2 ступенька, воспроизводство под руководством наставника, «любознательность» «Вкусные собеседники». Ребенку хочется быть рядом с воспитателем.
1 ступенька - этап узнавания, «любопытство». Воспитатель – «Артист». Дети – «Очарованные зрители».
Необходимо учитывать основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, предложенные Н. А. Коротковой. А именно:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
•добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе). Основной формой и ведущим видом деятельности является игра и родственные ей виды деятельности.
Непосредственно - образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
При планировании и составлении расписания непосредственно - образовательной деятельности необходимо учитывать:
•общий объем непосредственно - образовательной деятельности в неделю;
•продолжительность периодов непрерывной непосредственно - образовательной деятельности;
•количество периодов непрерывной непосредственно - образовательной деятельности в течение дня;
•распределение периодов непрерывной непосредственно - образовательной деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину);
•перерывы между периодами непрерывной непосредственно - образовательной деятельности.
Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности «Режим дня» является главным документом, в котором отражается многообразие форм взаимодействия взрослых с детьми и самостоятельная деятельность воспитанников. Необходимым условием, обеспечивающим укрепление здоровья детей, является организация правильного режима дня. Главный принцип построения правильного режима - его соответствие возрастным психофизическим особенностям ребенка.
Оптимальный режим и его принципы:
• понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально загружены; необходимо обеспечить ребенку «легкое» вхождение в рабочую неделю и состояние удовлетворенности от пребывания в детском саду в конце недели;
• каждый день должен отличаться от предыдущего по характеру игровой и образовательной деятельностей, по месту и форме и организации;
• должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого педагога с детьми на основе неформального общения;
• учитывается время для совместных игр взрослых с детьми, причем инициатива должна принадлежать воспитанникам, а педагогам следует ее всячески поощрять;
• должно быть предусмотрено время для профилактических мероприятий, релаксационных, музыкальных пауз и психо - тренингов.
Режим дня МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №9»
г. о. Саранск (в холодный период)
Режимные процессы Время
Прием, осмотр, игры 07.00-08.10
Утренняя гимнастика 08.10-08.25
Индивидуальная работа, самостоятельные игры 08.25-08.35
Гигиенические процедуры : подготовка к завтраку 08.35-08.40
Завтрак 08.40-08.50
Самостоятельная деятельность, игры 08.50-09.00
Организованная образовательная деятельность педагога с детьми 09.00-10.50
Подготовка к прогулке, выход на прогулку 10.50-11.05
Прогулка: игры, наблюдения, индивидуальная работа, труд 11.05-12.35
Возвращение с прогулки, раздевание 12.35-12.50
Гигиенические процедуры : подготовка к обеду 12.50-12.55
Обед 12.55-13.15
Подготовка ко сну, дневной сон 13.15-15.00
Постепенный подъем, гимнастика пробуждения, воздушные процедуры 15.00-15.10
Полдник 15.10-15.15
Совместная деятельность педагога с детьми, игры, самостоятельная художественная деятельность, индивидуальная работа 15.15-16.35
Гигиенические процедуры : подготовка к ужину 16.35-16.40
Ужин 16.40-16.55
Подготовка к прогулке, выход на прогулку 16.55-17.10
Прогулка, уход детей домой 17.10-19.00
Возвращение с прогулки, игры, уход домой 18.00-19.00
Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно - образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность образовательного процесса в целом. Существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:
• объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
• выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно - образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ;
• четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
• выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
Алгоритм планирования и отслеживания результатов:
Шаг первый - выбор основы для построения тематического календаря. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год («Времена года», «Труд взрослых», «Безопасность на дорогах», «Новый год», «Москва», «Дом и семья» и т. д.). Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков, Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.).
Шаг второй - распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов.
Требования к планированию образовательной деятельности :
• основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
• на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
• обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи:
• Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
• Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
• Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
«Золотые правила» деятельностного подхода:
Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
Учи анализировать каждый этап работы;
Критикуя, стимулируй активность ребенка.
«Создавая вместе с ребенком культурно – значимую ситуацию образования педагог вступает в особое образовательное пространство – пространство проекта». Н. Б. Крылова.
Таким образом, можно сделать вывод, что метод проектов предусматривает полную интеграцию содержания образования и всех видов детской деятельности.
Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни.
Работая по методу проектной деятельности, можно сделать следующие выводы:
1. Метод проектной деятельности как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах воспитанников, самостоятельную активность воспитанников детского сада.
2. Использование метода проектной деятельности в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
3. Родители становятся активными участниками образовательными процесса. Сближаются позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.
Использование инновационной технологии проектирования способствует повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей; обучению воспитателей проектной деятельности, обеспечению внедрения в педагогический процесс данной технологии; стимулированию развития интеллектуальной и творческой инициативы воспитателей; расширению области специальных знаний педагогов, развитию их аналитических, информационных и практических умений; внедрению инновационных изменений в педагогический процесс; повышению качества образования дошкольников; повышению вовлеченности родителей в образовательный процесс и их удовлетворенности работой ДОУ.
Список использованных источников
1. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 320 с.
2. Гладченко, А. М. Комплексные занятия в ДОУ / А. М. Гладченко. - Харьков: Основа, 2018. – 285 с.
3. Крутий, К. Копилка игр для умных родителей и сообразительных ребятишек / К. Крутий, Л. Плетницкая. - Запорожье: ЛИПС ЛТД, 2016. – 148 с.
4. Михайлова, С. А. Игровые логические задачи для дошкольников / С. А. Михайлова. - М. : Просвещение, 2019. – 205 с.
5. Маценко, Т. М. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. Система занятий по игровой логике для детей 3-6 лет / Т. М. Маценко, Н. А. Баловень. - Харьков: Основа, 2011. – 305 с.
6. Тихомирова, Л. Ф. Познавательные способности / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия Холдинг, 2011. – 150 с.
7. Шевцова, А. А. Организация познавательной деятельности в ДОУ / А. А. Шевцова. - Харьков: Основа, 2009. – 308 с.
8. Юрченко, М. Ф. Все занятия в ДОУ / М. Ф. Юрченко. - Харьков: Основа, 2018. – 302 с.
9. Гогобидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: для бакалавров / А. Г. Гогобидзе, О. В. Солнцева. – СПб: Питер, 2013 – 463 с.
10. Сухарь, В. Л. Поиграй со мной: развивающие игры и упражнения / В. Л. Сухарь. - Харьков: Утро, 2019. – 149 с.