изабелла федорова
Шахматный проект с 3-х лет
▼ Скачать
Федорова Изабелла Иннокентьевна воспитатель первой категории г. Якутск
Содержание
1. Введение
2. Краткая аннотация проекта
3. Основное содержание проекта
4. Ожидаемый результат
5. Литература
Проект «Малыши играют в шахматы»
«Шахматы – превосходная школа
последовательного логического
мышления"
Сухомлинский
Введение
Публикация «Шахматный проект с 3-х лет» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Шахматы. Проекты, планы
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Человек, играющий в шахматы, — это интеллектуал с хорошей памятью, острым умом и стратегическим мышлением, считаем мы. И это верно: шахматы развивают мышление, тренируют память, логику, умение просчитывать ходы на шаг вперед. Но можно ли научить шахматам трехлетнего малыша? Да, можно.
Возраст от трех до шести лет — самая интенсивная фаза развития интеллекта. В это время происходит скачок в становлении всех познавательных способностей.
Навыки, полученные при игре, помогут ребенку стать терпеливым, усидчивым, настойчивым, а во взрослой жизни — планировать свои действия, анализировать ситуацию и выбирать правильное решение.
Но есть одно важное условие. Ребенок учится через игру. И шахматы тоже должны оставаться игрой — веселой, увлекательной, разнообразной.
Процесс обучения шахматам помогает детям ориентироваться на плоскости, учит их запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность и др.
Поэтому, начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.
Трехлетний ребенок-уже человек со своим особым внутренним миром, с привычками, желаниями, упорно себя утверждающий и отстаивающий свою самостоятельность.
Краткая аннотация проекта
Цель данного проекта — создание условий для личностного и интеллектуального развития детей, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Проект реализуется через образовательную деятельность, осуществляемую в совместной деятельности, во взаимодействии с семьями воспитанников, создание предметно-пространственной среды.
Основными субъектами, вовлеченными в осуществление проекта и для которых данный проект предназначен, являются воспитанники младшей группы, педагог, родители (законные представители). Цели и задачи проекта
Цель данного проекта - создание условий для личностного и интеллектуального развития детей, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Исходя из выше сказанного, вытекают следующие задачи:
Научить детей играть в шахматы в соответствии с правилами игры.
Ускорить интеллектуальное развитие дошкольников.
Выработать у детей навык постоянного принятия решения.
Выявить детей, которые далее пожелают заниматься шахматами.
Привить интерес и любовь детей к игре.
Популяризация шахматной игры среди детей дошкольного
образовательного учреждения и их родителей.
Процесс обучения игре воспитывает у детей привычку к преодолению трудностей и выполняет следующие функции:
Познавательная:
расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы);
развивает изобретательность и логическое мышление;
формирует устойчивый интерес дошкольников к игре в шахматы;
способствует освоению детьми основных шахматных понятий;
развивает умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
знакомит с правилами поведения партнёров во время игры, учит детей во время партии действовать в соответствии с этими правилами;
учит детей взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;
обеспечивает успешное овладение дошкольниками основополагающих принципов ведения шахматной партии;
содействует активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.
Воспитательная:
вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, а также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Эстетическая:
обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
Физическая:
побуждает уделять время физической культуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
Коррекционная:
помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Дидактические принципы занятий:
от простого к сложному,
от легкого к более трудному,
от известного к неизвестному, применяя элементы занимательности, новизны.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 10-15минут на протяжении восьми месяцев.
Основное содержание проекта
№
недели № занятия Тема Программные задачи Методические приёмы
1 1 Шахматная доска. Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из д/сказки «В стране шахматных чудес». Беседа по содержанию сказки.
2 Шахматная доска. Познакомить с шахматной доской : её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Чтение-инсценировка, д/и «Да нет»
2 3 Шахматная доска. Проспекты, улицы, переулки шахматной доски. Продолжить знакомить детей с шахматным королевством, Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия "горизонталь", "вертикаль", Показ, беседа. Чтение сказки «Шахматная беседка». И. Г. Сухина.
4 Шахматная доска. Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина Дидактическое задание «Диагональ».
3. 5 Шахматная доска. «Шахматная эстафета». Отрабатывать практические навыки. Схематическое изображение доски. «Составь доску», «Пройди и назови поле», «Шахматное лото».
6 Шахматные фигуры Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания Чтение сказки «Чудесные фигуры»
Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай – ка»
4. 7. Начальное положение Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет". Показ, объяснение. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».
8. Слон. Формировать представлений о шахматной фигуре «слон», Месте слона в начальном положении. Ходом слона, взятием. Разноцветные и одноцветные слоны. Понятием Легкая и тяжелая фигуры Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож» Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин».
5. 9. Слон. Закрепить представления о шахматной фигуре «слон», отработка практических навыков Отгадывание загадки о слоне
Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
10. Слон. Отрабатывать практические навыки. Практические навыки.
6. 11. Ладья. Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Чтение дидактической сказки «Я – Ладья». Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи.
12. Ладья. Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки».
Д/и «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» «Ограничение подвижности».
7. 13. Ладья против слона. Отрабатывать практические навыки игры ладьей. Развивать внимание, логическое мышление, смекалку, мелкую моторику Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Д/и «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона).
14. Ладья. Отрабатывать практические навыки
8. 15. Ферзь. Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура»
16. Ферзь против ладьи и слона. Закреплять знания и отрабатывать практические навыки игры ферзем. Практические упражнения.
9. 17. Конь. Познакомить с шахматной фигурой «Конь», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание, умение отстаивать свою позицию Рассказать и показать сложность ходов коня. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
18. Конь. Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Конь» Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Активизировать словарь. Показать позицию, в которой конь может ставить «вилку». Д/и «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух,
10 19. Конь против ферзя, ладьи, слона Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. Д/и «Волшебный мешочек»
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру».
Д/и «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» «Ограничение подвижности».
20. Пешка «Ни шагу назад!» Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Чтение дидактической сказки «Детский сад. Чудесная Пешка» Рассказ о пешке. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин». Д/и «Волшебный мешочек»
11. 21. Пешка. Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение. Дидактические задания «Сними часовых», «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Д/и «Захват контрольного поля»
22. Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня. Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое мнение. Д/и «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух). «Ограничение подвижности».
12. 23. Праздник пешки. Закрепить знания о том, как ходит пешка, что делать, если мешает своя пешка, можно ли вернуться на исходную позицию, является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка. Развивать находчивость, сообразительность речь. Соревнования.
24. Король. Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга».
13 25. Король. «Волшебный квадрат» Формировать представления о волшебном квадрате, который король использует в игре. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь. Рассказ о волшебном квадрате, который король использует в игре. «Двойной удар», «Взятие». Д/и «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Ограничение подвижности».
26. Турнир на чемпиона Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач. Практические навыки.
14. 27. Объяснить детям правила для играющих
«Тронул -ходи», «Ход сделан - обратно не вернёшь». Формировать представления об элементарных правилах. Развивать мелкую моторику. Беседа, показ, практическое упражнение.
28. Шах. Формировать представление о позиции «Шах» Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».
15 29. Шах. Закрепить представления детей о позиции «шах» развивать логического мышления умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать умение выслушивать других детей. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Д/и «Первый шах».
30. Шах и мат. Формировать представления о комбинациях «Шах», «Мат» Практические упражнения.
16. 31. Мат. Формировать представления о том, что мат - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций.
Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».
32. Мат в один ход. Закрепить представления детей о позиции «Мат» Развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».
17 33. Ничья. Формировать представлений о положении «Пат», выделение отличий пата от мата. Чтение сказки «Мат и пат», рассказ о позициях «мат» и «пат»
Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».
34. Ничья. Отрабатывать практические навыки.
18. 35. Игра в парах. Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы. Практические упражнения.
36. Рокировка. Познакомить с понятием «Рокировка» Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. Развивать творческое мышление, логическое мышление, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развитию интеллекта. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».
19. 37. Рокировка. Отрабатывать практические навыки.
Чтение сказки И. Сухина «Куда идёт король».
38. Провести турнир на лучшего игрока. Закрепить знания, почему слонов надо быстрее выводить в центр. Развивать сообразительность, находчивость.
20. 39. Тренировочная шахматная партия. Игра всеми фигурами. Овладение элементарными основами шахматной игры. Воспитание морально – волевых качеств ребят.
40. Шахматная нотация Закреплять знания детей о горизонтальных линиях, познакомить с их обозначениями. Закрепить цифры от 1 до 8. Практические навыки, рассматривание иллюстраций.
21. 41. Шахматная нотация. Закреплять знания детей о вертикальных линиях. Познакомить с их буквенными обозначениями. Упражнять в произношении латинских букв. (A,B,C,D,E,F,G,H). Практические навыки.
42. Эстафета. Закреплять умения правильно и быстро расставлять фигуры на исходную позицию, называя вслух поля, на которые они ставятся.
22. 43. Практические навыки: мат белыми в один ход Учить элементарным основам шахматной игры.
44. Практические навыки: лучший ход белых. Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.
23. 45. Практич. Навыки
лучший ход чёрных. Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.
46. Практические навыки «Грозный ферзь» -побей все чёрные фигуры, забирая каждым ходом по фигуре. Учить элементарным основам шахматной игры.
24. 47. Шахматная партия Дать общие представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми из начального положения. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Д/и «Два хода»
48. Шахматная партия. Закреплять представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.
25. 49 -50 Шахматная партия Закреплять представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.
26. 51. Шахматный праздник. Закрепить и расширить знания детей о правилах игры в шахматы. Развивать логическое мышление. Внимание, умение отгадывать загадки про шахматные фигуры. Знакомство детей с историей возникновения шахмат, интересными фактами из жизни шахматистов.
52. Первые ходы. Упражнять в планировании и продумывании первых ходов, отмечая. Что очень многое зависит от первых шагов на игровом поле. Игры в парах.
27. 53. Шахматная викторина с участием детей и взрослых». Закреплять знания игры в шахматы.
54. До свидания шахматная страна. Закреплять пройденный материал. Вспомнить, как ходят фигуры, что такое нотация, рокировка. Игра.
Ожидаемые результаты
• Дети имеют представление о шахматной доске, ориентируются на ней
• Различают и называют шахматные фигуры : ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
• Правильно расставляют шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение.
• Имеют представления о правилах игры, правильно их применяют
• Имеют представления об истории шахмат
• Владеют шахматными терминами : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, взятие, шах, мат, пат, ничья.
Список использованной литературы
Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы : Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. – М. : Просвещение, 1991
Казак Н. В., Казак А. А. Маленьким о шахматах. М., ВЛАДОС,
Карпов А. «Учитесь шахматам», Москва, «Эгмонт Россия Лтд», 1997
Петрушина Н. М. «Шахматные дебюты. 10 уроков для самых маленьких», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003
Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране. – М. : Педагогика, 1991.
Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких : Книга – сказка для совместного чтения родителей и детей. – М. : ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001
Хенкель В. Шахматы для начинающих М. : «Астрель» 2002
«Учусь играть в шахматы», составитель В. Третьякова, Москва, «Издательский центр «Терра», 1997
Чандлер М., Миллиган Х. «Шахматы для детей», Москва, 2011