Гребенюк Марина
Шахматный кружок для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с шахматной фигурой ферзь
1 ЧАСТЬ Шахматная доска
Воспитатель: Ребята наше знакомство с игрой в шахматы продолжается, чтобы попасть в волшебную шахматную страну, нужно ответить на несколько вопросов.
*Где родились шахматы?
*А где же происходят шахматные сражения?
Воспитатель: Конечно, на шахматной доске. Мы уже знакомы с вами с шахматной доской. Давайте вспомним, что мы знаем о ней.
Игра «Разминка»
- Какую форму имеет шахматная доска?
Публикация «Шахматный кружок для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Старшая группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
-Сколько полей в самых коротких диагоналях?
-Сколько на доске больших диагоналей?
-Бывают ли черно-белые диагонали?
- Покажите руками вертикаль.
- Покажите руками горизонталь.
- Для чего на доске нужны буквы и цифры?
- Зачем нужно знать точный адрес клетки?
Практическое занятие.
Определить адрес шахматного поля (3-4 задания для детей с фишками).
а1, е5, f6, h7, c4.
Воспитатель: Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая любимая игра у них «прятки». Ребята, а Вы любите играть? (Да).
Я Вам предлагаю поиграть в игру «Волшебный мешочек» (дети по очереди,
на ощупь, отгадывают шахматную фигуру и достают е из мешочка).
Игра «Большая и маленькая». (Поставить перед детьми шесть разных шахматных фигур. Попросить выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сторону. Потом снова выбрать самую высокую из оставшихся фигур и отставить в сторону и т. д. до самой маленькой фигуры)
Игра "Что изменилось?». (На магнитной доске - 6 фигур, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет. Дети должны определить все произошедшие изменения).
Физкультминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомн м. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
2 ЧАСТЬ ферзь и его ходы.
Ферзь (Ф) ходит по горизонтали и по вертикали, как ладья, и по диагонали, как слон. Это как две фигуры в одной! У ферзя есть корона, зубцы которой указывают во все направления (подсказка для того, чтобы запомнить, как ходит ферзь). Ферзь в начале игры становится на клетку своего цвета: белый ферзь – на белую (d1, а черный – на черную (d8). Ценность ферзя равна 9 пешкам. Стоя в центре доски, эта фигура контролирует 27 полей. Ферзь не может перескакивать через другие фигуры. В начальной позиции ходов не имеет.
Практическое занятие.
Работа детей на шахматной доске с фигурой ферзя. Знакомим с ходами ферзя.
Ферзь ходит во все стороны по вертикали, горизонтали и диагонали на любое число полей доски. Ферзь – важная фигура.
Игра "Расставь фигуры" (дети должны правильно расставить фигуры в первоначальное положение).
3 часть ИТОГ
Итак, всё шахматное войско перед вами!
(на доске прикреплены фигуры в начальном положении)
А в заключение давайте проговорим, что мы с вами сегодня вспомнили и что узнали:
Какие шахматные фигуры вы знаете?
А сколько фигур в шахматной армии?
Как ходит каждая шахматная фигура?
Вы хотите дальше учиться игре в шахматы?
Наше знакомство с шахматной страной будет продолжаться, и мы с вами научимся играть в эту удивительную игру.