Гузель Шакирова
«Шаги к творчеству». Авторская разработка. Пособие для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Шапшинский детский сад «Аленушка» Высокогорского муниципального района РТ
Авторская разработка воспитателя Шакировой Г. Х.
«Шаги к творчеству»(цикл занятий
для детей 5-7 лет).
Пособие позволит комплексно решить образовательные задачи:
- развивать образное мышление;
- сформировать мотивацию учения;
- сформировать приемы умственных действий;
- увеличить концентрацию внимания и объем памяти;
- воспитать интерес к предмету и процессу познания в целом.
Занятие 1.
Тема: КВН.
Разминка.
Публикация «„Шаги к творчеству“, Авторская разработка, Пособие для детей 5–7 лет» размещена в разделах
1. Что за домик стоит в поле пустой без хозяев?
2. Автор стихотворных строк :
О чем поют воробушки в последний день зимы?
3. Бычок с каким-то бочком черного цвета?
4. Кто позвонил К. И. Чуковскому по телефону после слона?
5. Чем тушили синее море в «Путанице» ?
6. Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать?
7. Стихи А. Барто для детей.
Задания.
Запомни:
Поговорка-мудрость;
Стихотворение-поэт;
Страница-буква;
Загадка-вопрос.
Запомнили? А сейчас а буду называть первое слово из пары,а второе произнесите вы.
Вставьте пропущенные слова в поговорках.
Держи…. на макушке.
Не бросай …на ветер.
Как аукнется, так и ….
Не имей сто рублей,а имей….
Делать из мухи….
Кто автор этих произведений.
«Стойкий оловянный солдатик».
«Лисичкин хлеб».
«Тараканище».
«Сказка о рыбаке и рыбке».
«Заплатка».
«У лукоморья дуб зеленый….».
«Конек-Горбунок».
В одном произведении К Чуковского врача называли не по имени,а … догадались, о ком идет речь? Подумайте как можно было бы назвать этих героев сказок и расскозов?
Курочка-Ряба-….
Лиса –Лапотница…
Хаврошечка….
Занятие 2.
Тема:В мире животных.
Разминка:
1. Кто из зверей самый упрямый?
2. От какого животного произошли люди?
3. Какое животное живет в хатке?
4. Кто спит зимой?
5. Птица поющая по утрам.
6. Чем питается дятел?
7. Кто строит муравейник?
8. «Полосатая лошадь».
9. Животное с длинной шеей.
10. У какого животного есть иголки.
11. Лев- дикое или домашнее животное.
Задания.
Назовите название сказок в названии которых есть волк. Вспомните сказку «Три поросенка». Жалко ли вам поросят? Как вы относитесь к поступкам героев? Придумайте сказку- наоборот «Три волка».
Вспомните кто где живет и постарайтесь правильно соединить слова в двух колонках:
Улей медведь
Дупло курица
Нора лиса
Гнездо собака
Сарай волк
Берлога оса
Курятник ласточка
Конура белка
Логово корова
Назовите одним или двумя словами.
Лев, бегемот, кенгуру.
Судак,окунь,сазан.
Муха,таракан,жук.
Сельдь,акула,треска.
Медведь,волк,лиса.
Коза,овца корова.
Утка,гусь,курица.
Назовите животных, которые являются героями татарских народных сказок.
Занятие 3.
Тема: Профессии.
Разминка.
1. Где выступают акробаты?
2. Кто приносит нам газеты?
3. Место где можно купить продукты.
4. Кто управляет хором?
5. Где можно купить лекарства?
Задания.
Послушайте отрывок из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?»
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Нужные работники-
Столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
Сначала мы берем бревно
И пилим доски,
Длинные и плоские.
Эти доски вот так
Зажимает стол-верстак.
Ответьте на вопросы:
Почему нужно столько профессий?
Назовите сказочных героев-лодырей и героев трудолюбивых.
Сделайте рисунок на тему: «Кем я буду?»
Соедините правильно слова из двух групп.
Лекарства- Художник
Ткань- Водитель
Дом- школа
Книга- Фармацевт
Песня- Пекарь
Учитель- Машинист
Машина- Музыкант
Вагон- Библиотека
Хлеб- Строитель
Картина- Портной
Попробуйте сделать цепочку из слов в таком порядке по образцу:
Больница-врач,укол,халат,палата,больной.
Занятие 4.
Разминка.
Тема: Овощи и фрукты.
Разминка
1. Сказка про овощи.
2. Что крупнее вишня или слива.
3. Что есть внутри капусты.
4. Корнеплод бордового цвета.
5. Овощ от которого «плачут».
6. Сушеная слива.
7. Второй хлеб.
8. Узкий,длинный, гладкий.
9. У этой красавицы зеленой сто рубах.
10. Красная, длинная, сладкая.
Задания.
Как одним словом можно назвать каждую группу слов.
Груша,яблоко,слива.
Капуста,картофель,морковь,свекла.
Смородина,малина,крыжовник,вишня.
Петрушка,лук,сельдерей.
Узнай по определениям про что говорится.
Рисовая,гречневая,овсяная-…
Яблочный,томатный,сливовый-….
Малосольный,свежий,соленый-….
Послушайте стихотворение Я. Кима «Яблоко».
Яблоко, спелое, красное,сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим поделю.
Я теперь попробуем описать другие фрукты такими же красивыми и «вкусными» словами.
Давайте придумаем чудо-овощи, чудо- фрукты, которых не существует и нарисуем их.
Занятие 5.
Тема: Птицы.
Разминка
1. Назовите самую маленькую птицу в мире.
2. Птица с красной грудкой.
3. Какая птица ночью не спит.
4. Птица приносящая на «письмо на хвосте».
5. Назовите птиц,которые улетают осенью в теплые края.
6. Птица которая не умеет летать.
7. Самая голосистая птица.
8. Птичка с малиновым беретом.
Задания
Вспомните птиц, чем они питаются и продолжите.
Грач-птица…
Сокол – птица….
Снегирь- птица….
Слова в помощь: насекомоядная, хищная,зерноядная.
Теперь вспомним где живут птицы.
Орел-живет на …
Журавль- живет в…
Дикий гусь- живет на …
Слова в помощь: болоте, озере, скалах.
Соедините слова из двух колонок и объясните пчему птиц так называют.
Мудрая сорока
Голосиситый цапля
Сизый сова
Длинноногая голубь
Стрекочущая соловей
Занятие 6.
Тема: «Растения»
Разминка.
1. Самое жгучее растение.
2. Дерево – символ Нового года.
3. Как называется часть дерева на которой находятся ветви.
4. Цветок, который еще не распустился.
5. Папа Карло из этого сделал Буратино.
6. Растение-липучка.
Задания.
Послушайте рассказ Н. Сладкова «Крапивница и Лимонница».
- Терпеть не могу непонятных имен! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны не растут даже? Вот я: у меня на крапиву аппетит- я Крапивница! У нее на капусту аппетит- она Капустница! Просто все и понятно!
- А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту! У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам, обжорам этого не понять….
Вот видите какие есть интересные любители покушать растения. А кто знает полезна ли крапива?
Назови одним словом.
Поганка, мухомор, желчный гриб.
Мать- и мачеха, подорожник, зверобой.
Клен, береза, дуб.
Кактус,фиалка,фикус.
Опята,подберезовики,подосиновики.
Петуния,роза,цинния.
Свекла,капуста,морковь.
Послушайте и постарайтесь запомнить.
Осот
Лебеда
Крапива
Ландыш
Буран
Изморозь
Сколько слов я произнесла? Есть ли в этой группе навания трав? Перечислите их.
Есть ли навания цветов? Перечислите их.
В сколько групп можно объединить эти слова.
Занятие 7
Тема. «Спорт»
1. Как называются летние коньки?
2. Где сидят зрители на стадионе?
3. Кто в хоккее стоит в воротах?
4. Победитель соревнований.
5. Аэробика,каратэ,плавание-это….
6. Что соблюдают в игре?
Задания.
Подбери пару к словам.
Мяч лед
Ракетка сетка
Клюшка волан
Коньки лед
Назови противоположные слова.
Смех.
Прыгать-…
Взлет-…
Вредно-…
Победа-…
Здоровый-…
Послушайте стихотворение, приготовьтесь ответить на вопрос.
Что это было?
Я шел зимою вдоль болота
В галошах,
В шляпе и в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических крючках.
Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки,
Присел, подпрыгнул и исчез.
И долго я стоял у речки,
И долго думал, сняв очки :
Какие странные дощечки,
И непонятные крючк!
(Хармс. Д.)
Игра «Кто ты?»
Если ты пойдешь на стадион,там ты кто?
На лыжах-…
В карате-…
На коньках-…
В футболе-…
С призом-….
Используемая литература
1. Агаева Е. Л. ,Брофман В. В. Чего на свете не бывает. -М. :Просвещение,1991
2. Венгер Л. А. ,Марцинковская Т. Д. ,Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. -М. : Знание,1994.
3. ВинокуроваН. К. Развитие творческих способностей учащихся. /-М. :ОЦ Педагогический поиск,1999.
4. Грановская Р. М. ,Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. -СПб. : OMS,1994.
5. Закирова К. В. На поляне детства. -Казань. : Редакционно-издательский центр,2011.
6 .Клеймихина Т. В. ,Крейнина С. А. От незнайки до….-СПб. : Акцидент,1996.
7. Потапова Л. М. Детям о природе. Ярославль: Академия развития. 2000.
МБДОУ «Шапшинский детский сад «Аленушка» Высокогорского муниципального района РТ
Авторская разработка воспитателя Шакировой Г. Х.
«Шаги к творчеству»(цикл занятий
для детей 5-7 лет).
Пособие позволит комплексно решить образовательные задачи:
- развивать образное мышление;
- сформировать мотивацию учения;
- сформировать приемы умственных действий;
- увеличить концентрацию внимания и объем памяти;
- воспитать интерес к предмету и процессу познания в целом.
Занятие 1.
Тема: КВН.
Разминка.
1. Что за домик стоит в поле пустой без хозяев?
2. Автор стихотворных строк :
О чем поют воробушки в последний день зимы?
3. Бычок с каким-то бочком черного цвета?
4. Кто позвонил К. И. Чуковскому по телефону после слона?
5. Чем тушили синее море в «Путанице» ?
6. Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать?
7. Стихи А. Барто для детей.
Задания.
Запомни:
Поговорка-мудрость;
Стихотворение-поэт;
Страница-буква;
Загадка-вопрос.
Запомнили? А сейчас а буду называть первое слово из пары,а второе произнесите вы.
Вставьте пропущенные слова в поговорках.
Держи…. на макушке.
Не бросай …на ветер.
Как аукнется, так и ….
Не имей сто рублей,а имей….
Делать из мухи….
Кто автор этих произведений.
«Стойкий оловянный солдатик».
«Лисичкин хлеб».
«Тараканище».
«Сказка о рыбаке и рыбке».
«Заплатка».
«У лукоморья дуб зеленый….».
«Конек-Горбунок».
В одном произведении К Чуковского врача называли не по имени,а … догадались, о ком идет речь? Подумайте как можно было бы назвать этих героев сказок и расскозов?
Курочка-Ряба-….
Лиса –Лапотница…
Хаврошечка….
Занятие 2.
Тема:В мире животных.
Разминка:
1. Кто из зверей самый упрямый?
2. От какого животного произошли люди?
3. Какое животное живет в хатке?
4. Кто спит зимой?
5. Птица поющая по утрам.
6. Чем питается дятел?
7. Кто строит муравейник?
8. «Полосатая лошадь».
9. Животное с длинной шеей.
10. У какого животного есть иголки.
11. Лев- дикое или домашнее животное.
Задания.
Назовите название сказок в названии которых есть волк. Вспомните сказку «Три поросенка». Жалко ли вам поросят? Как вы относитесь к поступкам героев? Придумайте сказку- наоборот «Три волка».
Вспомните кто где живет и постарайтесь правильно соединить слова в двух колонках:
Улей медведь
Дупло курица
Нора лиса
Гнездо собака
Сарай волк
Берлога оса
Курятник ласточка
Конура белка
Логово корова
Назовите одним или двумя словами.
Лев, бегемот, кенгуру.
Судак,окунь,сазан.
Муха,таракан,жук.
Сельдь,акула,треска.
Медведь,волк,лиса.
Коза,овца корова.
Утка,гусь,курица.
Назовите животных, которые являются героями татарских народных сказок.
Занятие 3.
Тема: Профессии.
Разминка.
1. Где выступают акробаты?
2. Кто приносит нам газеты?
3. Место где можно купить продукты.
4. Кто управляет хором?
5. Где можно купить лекарства?
Задания.
Послушайте отрывок из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?»
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Нужные работники-
Столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
Сначала мы берем бревно
И пилим доски,
Длинные и плоские.
Эти доски вот так
Зажимает стол-верстак.
Ответьте на вопросы:
Почему нужно столько профессий?
Назовите сказочных героев-лодырей и героев трудолюбивых.
Сделайте рисунок на тему: «Кем я буду?»
Соедините правильно слова из двух групп.
Лекарства- Художник
Ткань- Водитель
Дом- школа
Книга- Фармацевт
Песня- Пекарь
Учитель- Машинист
Машина- Музыкант
Вагон- Библиотека
Хлеб- Строитель
Картина- Портной
Попробуйте сделать цепочку из слов в таком порядке по образцу:
Больница-врач,укол,халат,палата,больной.
Занятие 4.
Разминка.
Тема: Овощи и фрукты.
Разминка
1. Сказка про овощи.
2. Что крупнее вишня или слива.
3. Что есть внутри капусты.
4. Корнеплод бордового цвета.
5. Овощ от которого «плачут».
6. Сушеная слива.
7. Второй хлеб.
8. Узкий,длинный, гладкий.
9. У этой красавицы зеленой сто рубах.
10. Красная, длинная, сладкая.
Задания.
Как одним словом можно назвать каждую группу слов.
Груша,яблоко,слива.
Капуста,картофель,морковь,свекла.
Смородина,малина,крыжовник,вишня.
Петрушка,лук,сельдерей.
Узнай по определениям про что говорится.
Рисовая,гречневая,овсяная-…
Яблочный,томатный,сливовый-….
Малосольный,свежий,соленый-….
Послушайте стихотворение Я. Кима «Яблоко».
Яблоко, спелое, красное,сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим поделю.
Я теперь попробуем описать другие фрукты такими же красивыми и «вкусными» словами.
Давайте придумаем чудо-овощи, чудо- фрукты, которых не существует и нарисуем их.
Занятие 5.
Тема: Птицы.
Разминка
1. Назовите самую маленькую птицу в мире.
2. Птица с красной грудкой.
3. Какая птица ночью не спит.
4. Птица приносящая на «письмо на хвосте».
5. Назовите птиц,которые улетают осенью в теплые края.
6. Птица которая не умеет летать.
7. Самая голосистая птица.
8. Птичка с малиновым беретом.
Задания
Вспомните птиц, чем они питаются и продолжите.
Грач-птица…
Сокол – птица….
Снегирь- птица….
Слова в помощь: насекомоядная, хищная,зерноядная.
Теперь вспомним где живут птицы.
Орел-живет на …
Журавль- живет в…
Дикий гусь- живет на …
Слова в помощь: болоте, озере, скалах.
Соедините слова из двух колонок и объясните пчему птиц так называют.
Мудрая сорока
Голосиситый цапля
Сизый сова
Длинноногая голубь
Стрекочущая соловей
Занятие 6.
Тема: «Растения»
Разминка.
1. Самое жгучее растение.
2. Дерево – символ Нового года.
3. Как называется часть дерева на которой находятся ветви.
4. Цветок, который еще не распустился.
5. Папа Карло из этого сделал Буратино.
6. Растение-липучка.
Задания.
Послушайте рассказ Н. Сладкова «Крапивница и Лимонница».
- Терпеть не могу непонятных имен! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны не растут даже? Вот я: у меня на крапиву аппетит- я Крапивница! У нее на капусту аппетит- она Капустница! Просто все и понятно!
- А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту! У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам, обжорам этого не понять….
Вот видите какие есть интересные любители покушать растения. А кто знает полезна ли крапива?
Назови одним словом.
Поганка, мухомор, желчный гриб.
Мать- и мачеха, подорожник, зверобой.
Клен, береза, дуб.
Кактус,фиалка,фикус.
Опята,подберезовики,подосиновики.
Петуния,роза,цинния.
Свекла,капуста,морковь.
Послушайте и постарайтесь запомнить.
Осот
Лебеда
Крапива
Ландыш
Буран
Изморозь
Сколько слов я произнесла? Есть ли в этой группе навания трав? Перечислите их.
Есть ли навания цветов? Перечислите их.
В сколько групп можно объединить эти слова.
Занятие 7
Тема. «Спорт»
1. Как называются летние коньки?
2. Где сидят зрители на стадионе?
3. Кто в хоккее стоит в воротах?
4. Победитель соревнований.
5. Аэробика,каратэ,плавание-это….
6. Что соблюдают в игре?
Задания.
Подбери пару к словам.
Мяч лед
Ракетка сетка
Клюшка волан
Коньки лед
Назови противоположные слова.
Смех.
Прыгать-…
Взлет-…
Вредно-…
Победа-…
Здоровый-…
Послушайте стихотворение, приготовьтесь ответить на вопрос.
Что это было?
Я шел зимою вдоль болота
В галошах,
В шляпе и в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических крючках.
Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки,
Присел, подпрыгнул и исчез.
И долго я стоял у речки,
И долго думал, сняв очки :
Какие странные дощечки,
И непонятные крючк!
(Хармс. Д.)
Игра «Кто ты?»
Если ты пойдешь на стадион,там ты кто?
На лыжах-…
В карате-…
На коньках-…
В футболе-…
С призом-….
Используемая литература
1. Агаева Е. Л. ,Брофман В. В. Чего на свете не бывает. -М. :Просвещение,1991
2. Венгер Л. А. ,Марцинковская Т. Д. ,Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. -М. : Знание,1994.
3. ВинокуроваН. К. Развитие творческих способностей учащихся. /-М. :ОЦ Педагогический поиск,1999.
4. Грановская Р. М. ,Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. -СПб. : OMS,1994.
5. Закирова К. В. На поляне детства. -Казань. : Редакционно-издательский центр,2011.
6 .Клеймихина Т. В. ,Крейнина С. А. От незнайки до….-СПб. : Акцидент,1996.
7. Потапова Л. М. Детям о природе. Ярославль: Академия развития. 2000.