Ольга Шокурова
Сенсорные игры дома
▼ Скачать + Заказать документы
Почему игры, влияющие на органы чувств, помогают детскому мозгу развиваться? И почему лучшие игрушки — это обычная посуда, крупа и макароны, тесто и масса для лепки?
Наш мозг состоит из триллионов клеток — нейронов, и связей между ними — это синапсы. В первые три года мозг ребенка растет самыми быстрыми темпами. Младенец рождается с примерно 50 триллионами синапсов, в мозге трехлетнего ребенка их уже 1000 триллионов. Зрение, вкус, обоняние, осязание, слух помогают ребенку (а потом и взрослому) воспринимать окружающий мир разными способами.
Публикация «Сенсорные игры дома» размещена в разделах
Что такое сенсорные игры? Это игры, которые стимулируют органы чувства. Большинство сенсорных игр сосредоточены на стимулировании осязания, зрения и слуха — потому что они более доступны. Сенсорная стимуляция необходима для развития мозга ребенка: она помогает разиваться соответствующим синапсам, а затем и функциям, навыкам, умениям. Синапсы в мозге появляются или исчезают в зависимости от жизненного опыта — это называется нейропластичностью, способностью мозга изменять нервные пути или синапсы, чтобы «обучать» мозг. А чтобы мозг ребенка получил эти навыки обработки сенсорной информации, необходимо знакомить его с различными сенсорными переживаниями.
Сенсорные игры важны не только для малышей, но и для дошкольников и детей младшего возраста.
В чем польза сенсорных игр?
Когда для выполнения задания у ребенка возникает необходимость использовать несколько органов чувств, он получит больше из опыта и сохранит больше информации. Кстати, это правило работает и для взрослых! Помимо сенсорного развития, сенсорная деятельность также важна для других аспектов роста мозга, потому что любая игра, независимо от того, сенсорно-ориентированная или нет, полезна для развития ребенка. В процессе игр развивается творческое мышление, языковые, когнитивные, визуально-пространственные, социальные и эмоциональные навыки. Так как же начать внедрять сенсорные игры в повседневную жизнь? Это действительно просто — оглянитась вокруг и сможете заметить возможности для развития.
Вот 5 идей сенсорных игр для занятых родителей:
1. Превратите обычные домашние предметы в сенсорные игрушки. Вы, наверное, уже заметили, сколько удовольствия доставляют ребенку самые простые вещи: рулон бумажного полотенца, кастрюля с крышкой, коробка с пуговицами. Используйте их: из картонных трубок и палочек для суши можно сделать музыкальные инструменты, из бумаги — полезную вертушку, салфетки и фольгу можно просто мять. Раскладывание по контейнерам крупы или макарон развивает мелкую моторику, а еще ребенку можно предложить продевать спагетти в отверстия дуршлага или построить башню из губок для мытья посуды. Такие задания не развивают не только базовые двигательные навыки, но и помогают искать варианты решения.
2. Используйте пластилин и массу для лепки.
Для дошкольников пластилин и масса для лепки — отличные способы развития моторики рук, которые пригодятся, когда будет изучение букв и цифр и начнет формироваться почерк. Создавайте арт-объекты из пластилина в разной технике (можно отщипывать, катать, размазывать, перемешивать и т. д.) : для получения желаемых результатов потребуется время и терпение. И то, и другое — необходимые навыки в повседневном принятии решений и в жизни. Предложите ребенку попробовать самостоятельно сделать массу для лепки или слайм, отметить разницу.
3. Сделайте сенсорные бутылочки.
В прозрачные пластиковые бутылочки из-под воды налейте смесь воды и канцелярского клея или глицерина (в пропорции на две части воды и одна часть клея, добавьте в смесь немного пищевого красителя и две чайные ложки блесток. Закройте и встряхните бутылку — и наблюдайте вместе, как в водовороте оседают блестки.
4. Предложите закончить рисунок.
Нарисуйте на листе контур дерева — а затем предложите ребенку «вырастить» его: раскрасить карандашами или красками, обклеить кусочками бумаги или настоящими свежими или высушенными листьями, добавить плоды или цветы. Так на рисунке появятся разные текстуры и оттенки, которые выберет сам ребенок. А еще можно просто по очереди рисовать на бумаге закорючки или произвольные фигуры — и предлагать друг другу дорисовать их так, чтобы получилось что-то узнаваемое — человечек, животное, цветок или кораблик.
5. Создайте сенсорную доску или корзину.
Собирайте вместе с ребенком разные предметы, которые могут стимулировать органы чувств (и убедитесь, что ими безопасно пользоваться) : ткань и мех разной фактуры, наждачную бумагу или металлическую мочалку, мягкие кисточки, стеклянные шарики, кусочек душистого мыла или пробку, на которую вы капнули духи, погремушку, каштаны и желуди. Разложите предметы на столе так, чтобы все было перед глазами (или наоборот, положите все в коробку, чтобы вынимать оттуда по одном наугад). Берите каждый предмет в руки, трогайте, рассматривайте, нюхайте — и задавайте ребенку вопросы: что это, как это выглядит, как пахнет, какой звук издает? Это гладкое, или скользкое, или теплое? Так развивается еще и словарный запас!