Осокина Светлана Евгеньевна
Сенсорное воспитание в повседневной жизни ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание в повседневной жизни ребенка
Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает, прежде всего, обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека. Углубление и обогащение мироощущения ведет к формированию миропонимания, все более осознанного отношения к явлениям окружающего.
Публикация «Сенсорное воспитание в повседневной жизни ребенка» размещена в разделах
В условиях повседневной жизни, в процессе игр и труда дети воспринимают целый комплекс различных свойств и сторон явлений.
Одежда, которую ребенок надевает и снимает. Посуда, из которой он ест, постельные и туалетные принадлежности, которыми он пользуется, все это предметный мир, окружающий ребенка ежедневно. Для трехлетнего малыша носок, у которого надо отличить пятку от носка, башмак с правой и левой ноги - предметы, требующие пристального разглядывания и различения,
В дальнейшем предметы быта с их отличительными признаками делаются привычными, действия сними освоенными и не требующими особого внимания.
Для развития сенсорных способностей очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов : испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия сними. Детям нужно давать соответствующие задания, перенося предметы почувствовать меру их тяжести, беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру.
Сенсорное познание тесно связано с эстетическим восприятием : красиво хорошо расставленная на полках посуда, украшенные цветами столы, мелодично позванивают стеклянные сосуды, в их гранях солнечные лучи отражаются радугой.
Мир простых вещей воспринимается маленьким ребенком как чудесный, еще неведомый и прекрасный мир!
Знакомство с предметным миром осуществляется также в играх, когда дети воспроизводят бытовые ситуации. Миниатюрные игрушечные предметы возбуждают у детей приятные чувства, желание действовать с ними.
В любое время года дети испытывают радость от множества ощущений, которые дает природа.
Дети затевают разнообразные игры - бегают вокруг деревьев, прячутся за ними, обнимают руками стволы, сбегают с горки. Особенно привлекает детей вода: они опускают в ручей руки, бросают ветки и следят, как они уплывают по течению. Из трав плодов, корней, песка, воды готовят «кушанье».
Большое значение для познания имеют движения рук. Путем ощупывания, поглаживания предмета ребенок знакомится сего величиной, объемом, формой. Очень важно также для познания пространственных свойств движения взора по предмету.
Общение с природой обогащает слуховые впечатления. Необходимо учить детей вслушиваться в пение птиц, шум прибоя, дождя, в раскаты грома.
Вслушиваться можно и в звучащую человеческую речь: выделять в ней слова, а в словах - звуки, их повторения, сочетания: Известно, как любят дети считалки, скороговорки, в которых особое внимание уделяется звучанию слов, а иногда и звукосочетаниям.
Таким образом, сенсорная культура в повседневной жизни ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной, художественно-эстетической деятельности.