Валентина Барабанова
Сенсорное воспитание дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Барабанова В. А., воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 32 г. Владивостока»
Цель:
– научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
– создать основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности, полноценного усвоения знаний и навыков в старших группах детского сада.
Задачи:
Публикация «Сенсорное воспитание дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
– способствовать формированию у детей цветовых представлений, познакомить детей с цветами и их названиями, учить сравнивать предметы по цвету;
– учить детей узнавать и правильно называть геометрические фигуры, учить находить среди многих одну определенную фигуру, называть ее, учить выделять форму в отдельных предметах, пользуясь геометрическими образцами;
– учить детей устанавливать отношения между предметами по величине, располагать их в порядке убывания (нарастания);
– вырабатывать у детей умение воспринимать взаимное расположение предмета в пространстве, на плоскости;
– учить детей зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять предмет из частей;
– развивать логическое мышление, зрительное, тактильное восприятие, внимание, память.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить, так как этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем его мире.
Главное направление сенсорного воспитания состоит в вооружении ребенка сенсорной культурой, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
В своей практической деятельности я обратила внимание на то, что при поступлении в детский сад все меньше детей имеют представление о цвете, форме предметов, которое необходимо для овладения разными видами деятельности (рисование, аппликация, конструирование и т. д.).
В сентябре 2010 года (вторая младшая группа) я провела диагностику по сенсорному восприятию. Из 22 человек хорошо знали цвета 6 человек, имели представление о геометрической фигуре 8 человек.
Возникла необходимость овладения детьми знаниями о цвете, форме, размере предмета. Я решила, что легче всего добиться необходимых результатов посредством дидактических игр и упражнений. Изучив необходимую литературу, я начала свою работу с составления перспективного плана на учебный год. Затем необходимо было создать условия для практической деятельности детей. С помощью родителей я оснастила уголок сенсорики : были приобретены пирамидки разной величины и цветов, игры-вкладыши, мозаика, кубики, дидактические игры (цвета, формы). Затем из множества предлагаемых разными авторами дидактических игр я отобрала, по моему мнению, наиболее необходимые для данной группы детей, изготовила игры и перешла к практической деятельности.
Через 4 месяца по итогам диагностики из 22 человек хорошо знали и называли основные цвета 7 человек, отлично – 10 человек; форму предмета: хорошо – 13 человек, отлично – 9 человек; устанавливали отношения между тремя предметами по величине: хорошо – 16 человек, отлично – 3 человека.
В дальнейшем я продолжила индивидуальную работу с детьми, не овладевшими необходимыми навыками, закрепляя результаты со всей группой.
Планирую получить следующие результаты:
– научить детей различать промежуточные цвета и цветовые оттенки; научить получать цвет самостоятельно путем смешивания красок; составлять цветовой ряд по интенсивности цвета;
– научить различать и называть геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, круг, овал, ромб, треугольник, многоугольник; учить видеть форму отдельных предметов, пользуясь геометрическими образцами;
– продолжать учить устанавливать отношения между предметами по величине, составлять ряд из пяти и более предметов в порядке убывания, возрастания;
– научить детей хорошо ориентироваться в пространстве и на плоскости, различать право - лево, внизу - вверху;
– научить хорошо различать части суток.
Перспективный план по воспитанию сенсорной культуры ребенка
(дидактические игры и упражнения)
Сентябрь
1. Раскладывание резко отличающихся по цвету предметов на две группы.
2. Д/и «Воздушные шары».
3. Д/и «Выкладывание из мозаики предметов по заданию воспитателя».
4. Д/и «Улетающие шары».
5. Д/и «Пирамида».
Октябрь
1. Д/и «Воздушные шары».
2. Д/и «Улетающие шары».
3. Д/и «Спрячь мышку».
4. Д/и «Радуга».
5. Д/и «Пирамида».
Ноябрь
1. Д/и «Пирамида».
2. Д/и «Полосатые коврики».
3. Д/и «Зажги фонарик».
4. Д/и «Назови геометрическую фигуру».
5. Д/и «Найди предмет такой же формы».
6. Д/и «Найди пару».
Декабрь
1. Д/и «Воздушные шары».
2. Д/и «Волшебный мешочек».
3. Д/и «Составь узор».
4. Д/и «Пирамида».
5. Д/и «Открой замочек».
Январь
1. Д/и «Найди свой цветочек».
2. И/у «Найди такую же фигурку».
3. Д/и «Найди пару».
4. Д/и «Пирамида».
5. Д/и «Вкладыши».
Февраль
1. Д/и «Найди свой домик».
2. С/р игра «Накорми гостей».
3. И/у «Магазин игрушек».
4. И/у «Сравни пирамидки».
5. И/у «Угости мишек конфетами».
Март
1. И/у «Назови фигуру».
2. Д/и «Найди пару».
3. Д/и «Когда это бывает?» (День-ночь, утро-вечер).
4. Д/и «Пирамида».
5. И/у «Построим домик».
Апрель
1. Д/и «Сравни и подбери».
2. Д/и «Цвета».
3. Д/и «Продолжи ряд».
4. Д/и «Из каких фигур состоит предмет».
5. Д/и «Геометрическое домино».
Май
1. Д/и «Найди свой цветочек».
2. Д/и «Когда это бывает?» (День-ночь, утро-вечер).
3. Д/и «Найди лишнюю фигуру».
4. Д/и «Чудесный мешочек».
5. Д/и «Геометрическое домино».
«Воздушные шары»
Задачи:
– способствовать формированию у детей цветовых представлений;
– обучать соотносить цвета разнородных предметов.
Материал: полоска картона белого цвета, на которой нарисованы нитки семи цветов спектра, семь разноцветных картонных кружков – «воздушные шары», их цвет соответствует окраске ниток.
Воспитатель показывает детям полоску с нарисованными нитками, обращая внимание на то, что все они разного цвета. Затем показывает шарики, и так же обращает внимание детей на то, что они разноцветные. Воспитатель предлагает «привязать» шарик к соответствующей по цвету нитке. «Красный шарик - к красной нитке, желтый - к желтой и т. д.»
После этого дети пробуют выполнить задание. Если возникли трудности с выполнением задания, то воспитатель вначале сам подбирает и «привязывает» по два шарика на полоске таких детей, а остальные шарики предлагает найти и «привязать» самостоятельно.
Рекомендуемая длительность и повторность: продолжительность игры 15 минут, проводится 1-2 раза. (Рисунок 1).
Рисунок 1. Игра «Воздушные шары»
Цвета (пазлы)
Задачи:
– способствовать формированию у детей цветовых представлений, обратить внимание детей на то, что один и тот же цвет используется в окраске различных предметов;
– учить подбирать предметы одинаковые по окраске.
Материалы: большая карточка с изображением цвета, маленькие карточки-пазлы с изображением предметов разных цветов (по четыре каждого цвета).
Воспитатель раздает большие карточки по одной каждому ребенку. После этого каждый называет свой цвет, если играющий затрудняется, просят позвать другого играющего или воспитателя. Затем ведущий показывает по одной маленькие карточки с изображением предметов. Когда цвет совпадает с цветом большой карточки, играющий говорит «у меня». Ребенок должен узнать все четыре карточки своего цвета и собрать пазлы.
Второй вариант. Играющий сам выбирает из множества карточек карточки своего цвета.
Длительность игры 15 минут, проводится 1-2 раза.
Ознакомление с цветом проводится так же на занятиях по аппликации, лепке, изо-деятельности, где все время выделяется цвет предмета или его части, а так же в подвижных играх таких как: «Найди свой цвет», «Найди свою пару». (Рисунок 2).
Рисунок 2. Игра «Цвета (пазлы)»
«Вкладыши»
Задачи:
– учить находить среди множества геометрических фигур одну подходящую к отверстию;
– учить называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник);
– развивать логическое мышление.
Материал: пластмассовый разборный куб, в каждой стенке которого имеются отверстия, геометрические фигуры-вкладыши.
Ребенок достает все фигуры-вкладыши, берет одну, называет ее и ищет подходящее отверстие, опускает фигуру в отверстие. Очевидным плюсом этой игры является то, что если ребенок ошибся, то он поймет это сам (фигура не опустится в отверстие). На начальном этапе используются кубы, на каждой стороне которого только одно отверстие, в дальнейшем могут быть использованы другие модели.
Длительность и повторность: продолжительность 5-10 минут, проводится 1-2 раза. (Рисунок 3).
Рисунок 3. Игра «Вкладыши»
«Форма»
Задачи:
– учить узнавать и называть геометрические фигуры;
– учить детей выделять форму в контурах, пользуясь геометрическими образцами;
– учить сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами.
Материал: большая карточка с изображением геометрической фигуры, маленькие карточки-пазлы с изображением предметов разной формы (по четыре с каждой геометрической фигуры).
Воспитатель раздает большие карточки по одной каждому ребенку. После этого каждый играющий называет свою геометрическую фигуру. Если он затрудняется, просят назвать другого или воспитателя. Затем ведущий показывает по одной маленькой карточке с изображением предметов. Ребенок должен узнать все четыре карточки своей геометрической формы и собрать «пазлы».
Второй вариант: играющий сам выбирает из множества карточек карточки своей геометрической формы.
Длительность и повторность: продолжительность игры 15 минут, проводится 1-2 раза.
«Домино фигур»
Задачи:
– учить детей находить среди многих одну определенную фигуру, называть её;
– закреплять знания о геометрических фигурах;
– познакомить детей с фигурой многоугольник.
Материал: 28 карточек разделенных пополам, на каждой половинке изображена геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник, на карточках-«дублях» изображены две одинаковые фигуры, седьмой «дубль» состоит из двух пустых половинок.
В игре принимают участие 2-4 ребенка. Карточки выкладываются на стол фигурами вниз. Игра начинается с выкладывания карточки «дубль-пусто». За один ход ребенок подбирает и прикладывает одну нужную карточку к любому концу «дорожки» и называет фигуру. Если у играющего нет на карточке требуемой фигуры, он может взять дополнительную карточку. Если играющий не назовет фигуру, то не имеет права на очередной ход.
Длительность игры 10-15 минут, проводится 2-3 раза. (Рисунок 4).
Рисунок 4. Игра «Домино фигур»
«Пирамида»
Цель:
– учить детей устанавливать соотношения между объектами по величине, располагать их в порядке убывания величины.
Материал: пирамида, составленная из колец разной величины, нанизанных на стержень.
Воспитатель рассматривает пирамиду: «На стержне много колец, снимем их. Вот самое маленькое кольцо, это побольше, еще больше, самое большое кольцо». Затем воспитатель объясняет, что сначала надо надеть самое большое кольцо, затем кольцо поменьше, выбрать из оставшихся самое большое кольцо и т. д. Воспитатель предлагает собрать самостоятельно пирамиду и оценить результат. Если пирамида получилась ровная, задание выполнено правильно. Задание постепенно усложняется, берутся пирамиды с большим количеством колец.
Длительность и повторность: продолжительность составления пирамиды 3-5 минут, повторяется до полного овладения детьми действием. (Рисунок 5).
Рисунок 5. Игра «Пирамида»
Развиваем сенсорику и мелкую моторику.
Как возникла мысль о необходимости изменений в воспитании сенсорной культуры ребенка? После анализа результатов диагностики детей 4-5 лет. Результаты показали расхождение между достаточно хорошим интеллектуальным уровнем наших воспитанников и низким уровнем развития у них мелкой моторики. Некоторые дети не владели простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать правильно ложку, вилку, карандаш, умываться. В общении дети были малоактивны, помогали себе жестами, в звуковом отношении речь у некоторых детей невнятна, не эмоциональна, не достаточно громка. Известный физиолог В. М. Бехтерев доказал положительное влияние манипуляций рук на функции нервной высшей деятельности, на развитие речи, а значит, интеллекта. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит улучшить речь ребенка. Чтобы достичь наибольшего эффекта, работа по развитию мелкой моторики проводится в группе регулярно, стараюсь, чтобы задания приносили детям радость, не допускаю переутомления.
Мною разработан перспективный план работы по развитию мелкой моторики и координации движений рук, составлена диагностическая карта для определения уровня развития мелкой моторики рук детей. Также внесла изменения в предметно-развивающую среду группы, пополнив ее специфическими материалами: клубки ниток, прищепки, скрепки, различные крупы, природный материал, пуговицы, бисер и т. д.
Способствую овладению способами конструирования из бумаги для развития ручной умелости (правильно держать ножницы и действовать с ними; складывать, надрезать, резать бумагу).
В процессе рисования и раскрашивания предметов различной формы, величины, различных пропорций усваиваются умения сохранять определенное направление движения, подчиняя его размерам предмета по длине и ширине.
Разговорно-пальцевая деятельность наиболее естественна в детском театре. Например, «Театр картинок». Дети показывают картинки, я рассказываю сказку и она «оживает». Очень популярен у детей кукольный театр. Игры в театр помогают детям развить не только координацию рук, но и коммуникативные навыки: умение ясно выразить свои мысли, чувства, эмоции, умение слушать, слышать и понимать другого.
Совершенствовать координацию движений и пальцевую моторику помогают игры с песком и водой. Игры с песком позволяют снять детскую раздражительность, агрессивность, развивают фантазию, речь, стимулируют познавательные интересы. Игры с песком я провожу в теплое время года. Показываю, как можно, глубоко погрузив руки в песок, сжимать его, просеивать, т. е. делать самомассаж. Провожу упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы «ходят гулять» по песку, прыгают, играют на «пианино». Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, следов от ботинок, ступней (в жаркую погоду). Предлагаю детям сделать отпечатки геометрических форм на песке, закрепляя при этом их названия. Дети с удовольствием строят ходы и колодцы в песке, лепят из песка «угощение». Я предлагаю детям рисовать на песке палочкой, пальчиком. Это занятие вызывает у детей большой интерес. Очень нравится детям игра-забава «Играем в камешки». По нарисованному на песке контуру дети выкладывают камешками различные узоры.
Особую роль в развитии мелкой моторики рук играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости. К занятию рукоделием привлекаются дети на шестом году жизни. Точность и координация движений развиваются у ребенка в процессе пришивания пуговиц.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Поэтому я стараюсь создать условия для воспитания сенсорной культуры ребенка в сочетании с накоплением детьми двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Советы родителям
Наши пальчики играют.
Все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей, отмечают стимулирующее влияние на них функции руки. И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр мозга дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.
Современные разработки позволили ученым сделать вывод, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребенка. Это необходимо использовать в работе с детьми.
Я использую такие игры:
– Игры на развитие тактильного восприятия : «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками и на ощупь определяет, что это); «Горячее – холодное», «Мокрое – сухое».
– Игры с водой.
– Игры с нанизыванием: «Собери бусы», «Собери пирамидку», «Хоровод зверей», «Сушим одежду» (ребенок находит картинку с изображением названного предмета и нанизывает ее на шнурок, в картинке для этого сделано отверстие).
– Игры с пластилином.
– Игры с бумагой: «Снежинки» (1-й вариант — нарвать бумагу на мелкие кусочки; 2-й вариант — скатать шарики из бумаги); «Складывание из бумаги».
– Фольклорные пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик.», «Расскажи стихи руками».
– Игры на выкладывание: «Составление целого из частей» — разрезные картинки (2-4 части, кубики, мозаика.
При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:
– Игровые задания должны постепенно усложняться.
– Начинать игру можно только тогда, когда ребенок хочет играть.
– Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на другую игру, задание (во всем должна быть мера).
– Не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребенок неважно себя чувствует!
– Недопустимо переутомление ребенка в игре.
Перспективный план
Развитие мелкой моторики и координации движений рук
Средняя группа
Сентябрь
1. Пальчиковая игра под музыку «Пчелка».
2. «Дом, в котором я живу» – выкладывание из палочек дома.
3. «Я рисую» – рисование солнца на песке.
4. Игра «Шнуровка».
Октябрь
1. «Красивые листочки» – обводка трафаретов (картонные) листьев клёна, дуба и раскрашивание по устной инструкции.
2. Натюрморт «Дары осени» – обрывание по контуру овощей и фруктов из цветной бумаги и наклеивание их в альбом.
3. «Это птицы» – выкладывание птицы пластилиновыми жгутиками по контуру.
4. «Сорока-воровка» – нанизывание бус с отверстиями разного диаметра на леску.
Ноябрь
1. «Удобный инструмент» – обматывание палочки («ручки молотка») ниткой.
2. «Картинки из мозаики» – выкладывание ведра, лопаты из мозаики по схематическому рисунку.
3. «Сушка белья» – развешивание кукольной одежды на бельевой веревке и пристёгивание тугими прищепками.
4. «Склеим чашку» – собрать трафарет чашки, разрезанный на 6 частей.
Декабрь
1. «Строим высотный дом» – работа со строительным материалом.
2. «Пластилиновые жгутики» – выложить грузовик пластилиновыми жгутиками по контуру.
3. «В лесу родилась елочка» – обводка трафарета ёлки, штриховка слева направо, справа налево.
4. «Угощение для белочки» – лепка орешков и грибов.
Январь
1. Коллективная работа «У зайчонка день рождения» – дети самостоятельно выбирают трафареты диких животных и при помощи кусочков цветной бумаги заполняют объём фигуры по методу мозаики. Все трафареты приклеиваются к общему панно.
2. «Маленький конструктор» – выкладывание котёнка, щенка из готовых геометрических фигур (из цветной бумаги).
3. Коллективная работа «Птицы на кормушке» – дети отщипывают от большого куска пластилина маленькие комочки и примазывают их на трафарет птицы по всему объёму. Затем каждый ребенок «ставит» свою птицу на общую кормушку.
4. «Кто чем питается?» – сортировка крупы для птиц (перловка и горох).
Февраль
1. «Узнай, кто это?» – после предварительной беседы определение на ощупь фигурок «взрослых» и «детей» по плоскостным трафаретам.
2. Иллюстрация к сказке «Три медведя» – выкладывание из спичек по контуру стульев для Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки.
3. «Скульптор» – лепка медведя из пластилина.
4. «Воспитатель» – научим Неумейку шнуровать ботинки, застегивать крючки, пуговицы, кнопки.
Март
1-2. Открытка для мамы «Ветка мимозы» – На листе бумаги нарисованы контуры вазы и ветки мимозы. Вазу промазываем клеем и посыпаем гречкой. Для мимозы из клочков жёлтой бумаги, путем их скатывания делаем маленькие комочки; стебель и листочки вырезаем ножницами из зеленой бумаги и приклеиваем.
3. «Корм для птиц» – сортировка гречи, риса, и семечек подсолнуха.
4. «Чудеса из бумаги» – изготовление игрушек методом оригами.
Апрель
5. «Ловкие пальчики» - зашнуровать сапожок и завязать бантик.
6. «Кто чем питается?» – в «сухом бассейне» найти предмет на ощупь, назвать и сказать, кто это ест.
7. «Домик для птиц» – вылепить из пластилина гнездо и выстелить его изнутри мелкими клочками ваты.
8. «Почки распускаются» – отщипывание от зеленого куска пластилина маленьких комочков и примазывание их к веткам дерева, нарисованного на альбомном листе.
Май
1. «Разрезные картинки» – сложить картинку с изображением трактора, разрезанную на 8 частей.
2. «Наша дача» – выкладывание из спичек дома, забора, деревьев.
3. «Ловкие пальчики» – изготовление из проволоки цепи для украшения забора.
4. Аппликация «Красивая скатерть» – плетение скатерти из цветных бумажных полосок.
Диагностика развития мелкой моторики и координации движений рук
Задания для детей средней группы
1. «Пальчик с носиком здороваются». После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: кончика носа, мочки левого уха.
Оценка. Правильное выполненное задание – норма. Если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха, это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.
2. «Уложи монеты в коробку». На стол ставится картонная коробка размером 10х10см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробочку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.
Оценка. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки – 15 секунд, для другой – 20 секунд.
3. «Нарисуй пальцами кружочки». В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребёнок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).
Оценка. Задание не выполнено, если ребёнок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.
4. «Давай поздороваемся». Задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки. Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия – «поздороваемся»; б) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки.
Оценка. Если ребенок справился с приветствием – это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребёнок сжимает кисть противоположной руки, приподнимает плечи, открывает рот и так далее.