Лучший педагог года

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста

Вера Арсентьевна Набережных
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики, (Ф. Фребель, М. .Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Публикация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Сенсорное воспитание, направленное на формирования полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой степенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, является результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Результаты исследований показывают, что наиболее значительные возможности дети младшего дошкольного возраста обнаруживают в развитии восприятия и усвоения представлений о внешних свойствах предметов, но полная реализация этих возможностей происходит только в условиях специального организованного сенсорного развития.

Сенсорное воспитание предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредования – использованию сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорное воспитание предусматривает знакомство детей с сенсорными эталонами, являющимися образцами основных разноцветных разновидностей каждого свойства: шесть цветов, затем семь цветов спектра; пять геометрических форм; три градации величины.

Усвоение детьми сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс. Полное овладение ими происходит в школьном возрасте.

Первоначальный этап обучения сенсорного воспитания – это ознакомление детей с сенсорными эталонами, являющимися образцами основных разновидностей каждого свойства, дети сопоставляют эталоны между собой, подбирают одинаковые, запоминают их названия.

Затем детей учат более тонкой дифференциации усваиваемых ими эталонов: оттенками цветовых тонов. Вариантами геометрических форм, различающимися пропорциями и отдельными параметрами величины. У детей проявляется четкое представление о разновидностях каждого свойства. Все это дает возможность усвоить системные связи и зависимости между ними: расположение цветов в спектре, результаты их смешивания, последовательность светлотных оттенков, последовательность нарастания и убывания величины, группировку геометрических форм.

Усвоив представление о разновидностях каждого свойства, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов, то есть, усвоив сенсорные эталоны, они используют их в качестве «единиц измерения». Представления об эталонах цвета, формы, величины являются необходимым условием выполнения интересных для детей игровых и практических заданий

Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, но она невозможна без сенсорного развития.

Тесная связь умственного развития с сенсорным воспитанием обуславливается тем, что сенсорное воспитание осуществляется в процессе различных видов деятельности: изобразительной, конструирования, труда в природе и так далее, которые требуют активного участия как сенсорных, так и умственных процессов в их тесном взаимодействии.

Особый интерес к проблеме сенсорного воспитания проявляла М. М Манасеина, которая разработала оригинальную концепцию сенсорного развития и воспитания. Книга «О воспитании в первые годы жизни» - это краткая энциклопедия для молодой матери, в которой рассматривается широкий круг вопросов гигиены беременности, ухода за новорожденным, физического, сенсорного, умственного и нравственного воспитания.

Публикации по теме:

Дидактические игры, настольные пособия по сенсорному развитию.Дидактические игры, настольные пособия по сенсорному развитию. Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Самообразование «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»Самообразование «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Исследовательская деятельность по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» воспитателя Гореловой Е. С. 2012 Сенсорное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 января 2013 в 15:16
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Вера Арсентьевна Набережных в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД