Ольга Романова
Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое? Что какое?
(О сенсорном развитии)
Главной составляющей полноценного развития детей в младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, оно служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Публикация «Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, количестве, а также запахе, вкусе и т. д.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Одним из важнейших условий приобретения чувственного опыта является освоение ребенком принятых в нашей культуре образцов внешних свойств предметов:
- семь главных цветов спектра.
- величина (в сравнительной форме и не более двух свойств за один раз: большой и маленький, широкий и узкий, длинный и короткий).
- форма (сначала круг и шар, квадрат и куб, затем треугольник, прямоугольник, овал и т. д.).
- количество (сначала кроха должен освоить понятия «много» и «мало», потом уже можно переходить к конкретным цифрам).
Также с ранних лет малыша нужно знакомить с осязательным и слуховым представлениями. Осязание развивается при практическом «общении» с самыми разными предметами. Ребенку нужно их потрогать, только так он поймет, что такое холодный и горячий, шершавый и гладкий, скользкий и т. д.
Накопление детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. На основе этого опыта, с одной стороны, происходит упорядочение знаний, с другой – в свободной деятельности у ребенка закрепляются уже имеющиеся знания и умения. Мир такой большой, и помочь малышу разобраться в том, как он устроен, должны мы, взрослые.
Существует множество пособий и игр для развития восприятия и знакомства с сенсорными эталонами, но ведь мы сталкиваемся с ними повсюду: дома и на улице, в магазине и в автобусе и т. д. и этим можно воспользоваться.
Одеваясь и раздеваясь, обращайте внимание на цвет вашей одежды и одежды ребенка. Рассматривая одежду, называйте ее цвет, и учите находить такой же в других вариантах одежды и в других предметах. Одновременно вы будете расширять словарный запас ребенка. Пример: у меня красное платье, что еще красное есть у нас дома, найди такой же цвет? Что красное ты видишь на улице?
Знакомя детей с размером предметов, обращайте внимание на размер посуды в доме. У меня большая тарелка, а у тебя? А у кого больше. Какая у меня ладошка, а у тебя? А у папы? Одновременно вы учите ребенка согласовывать прилагательные с существительными: покажи, где у тебя большие машины? А где маленькие? Какие колеса у больших машин? А у маленьких? Добивайтесь от ребенка полных ответов. Этим вы не только развиваете у него сенсорное восприятие, но и развиваете его речь. Развиваете наблюдательность, внимание и память.
Выйдя на улицу, вы можете обратить внимание на размер предметов, которые вы встречаете. На большие и маленькие камни, машины, шаги. Навстречу вам идет собака. Какая она? Большая или маленькая? Кошка? Червячок? Бабочка? Оглянитесь вокруг: вот дома разной высоты, дорожки разной ширины, заборы разной длины, лужи разной глубины. Что-то близко, а что-то далеко; что-то легкое, а что- то тяжелое, твердое или мягкое, гладкое или шершавое и так до бесконечности.
Растения, животные, транспорт, люди вокруг, словом все, что окружает нас каждый день, может стать поводом для сенсорного развития ребенка.
Вы сами не можете не заметить, что вас окружают предметы разной формы. Обращайте внимание ребенка на окружающие его предметы, называйте их форму и учите ребенка правильно определять ее. Тарелка и блюдце имеют форму круга. Что еще круглое есть, Колеса у машины, пуговицы на платье, солнце в небе, воздушный шар, который вы купили ребенку. Рассматривая с ребенком предмет, учите определять его форму, цвет и размер. Эти машины у тебя большие, а эти маленькие, эти красные, а эти желтые. А какой формы книги? Коробка, в которой лежит новая игрушка? А какой формы дорожный знак? Одни знаки треугольные, а другие – квадратные. Кроме знакомства с формой предмета вы можете познакомить ребенка с дорожными знаками. Форма окон в доме? Прямоугольная.
Придя, например, в магазин или сидя в автобусе, можно обратить внимание ребенка на количественные отношения и на расположение предметов в пространстве. На этой полке продуктов мало, а на этой—много; машина близко, а трамвай—далеко.
Как сделать такое обучение ненавязчивым, как превратить его в увлекательную игру, вам подскажет ваша фантазия, а может быть и сам малыш. Можно, например, учить кукольную «дочку», а можно самому превратиться в рассеянного «профессора» или устроить игру-соревнование (кто первым найдет длинную палку; увидит красную машину и т. д.)
Таким образом, постоянно общаясь с ребенком, вы способствуете накоплению его сенсорного опыта, словарного запаса и развитию всех психических процессов. А самое главное – вы общаетесь со своим ребенком, интересуетесь его проблемами и способствуете установлению доверительных отношений со своим любимым человечком.