Получи документы

Сенсомоторные игры и упражнения во всестороннем развитии детей

Олеся Шведова
Сенсомоторные игры и упражнения во всестороннем развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы

Движения играют огромную роль в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Чем больше разнообразных движений совершает ребенок, тем больше в мозг поступает информации, тем активнее и его развитие.

Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает в разы.

Публикация «Сенсомоторные игры и упражнения во всестороннем развитии детей» размещена в разделах

У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждается от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их. Очень важно, как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения любой коррекционной работы над проблемами внимания, восприятия, мышления и других высших психических функций.

На данный момент, каждый шестой ребенок, который капризничает, вовсе не капризничает, а имеет значительное сенсорное нарушение, мешающее полноценно развиваться.

Например,

Нарушения обработки слуховой информации: дети боятся громких звуков, не переносят некоторых видов музыки (или музыку вообще, тембры голоса, часто закрывают уши руками часто не слышат, когда к ним обращаются, не любят шумного окружения.

Нарушения зрительной системы: ребенок не любит ходить по ступенькам, перешагивать препятствия, смотреть в глаза, предпочитает полумрак или темноту, капризничает при ярком свете, напрягается, рассматривая окружающих и предметы.

Нарушения тактильного восприятия: дети не любят играть с пластилином, песком, красками, боятся испачкаться клеем или грязью, избегают прикосновений к себе, сами не любят прикасаться ко многим предметам, резко реагируют на некоторые ткани из одежды, не терпят ходьбы босиком. Также отмечается снижение болевой и температурной чувствительности.

Моторные, вестибулярные дисфункции: при таких типах нарушений ребенок может отличаться неуклюжестью, неловкостью движений, избегать спортивных площадок, горок, игр с мячом, никак не осваивает катание на велосипеде, не залезает по перекладинам, плохо прыгает, опасно рискует в подвижных играх, пробует разные типы движений и пытается держаться, хвататься за все, т. к. чувствует себя неустойчиво. И основное отличие детей с подобными нарушениями — это сложность концентрации внимания, особенно, если окружающая среда насыщена теми раздражителями, к которым они особенно чувствительны. Дети склонны сменять игры, интересы, вид активности очень и очень быстро, в то же время отличаются тревожностью, присутствуют аффекты — избыточные эмоциональные реакции (резкие капризы, истерики, плач, частый смех, агрессивное поведение и т. п.).

Как только ребенок начинает активно двигаться - ползать, сидеть, стоять – развиваются моторные функции, затем формируется речь. Именно функции психики – моторные и сенсорные, а также способность всем этим сознательно управлять – являются базовыми. Если нарушено их формирование, то в дальнейшем появятся проблемы в развитии функций более высокого порядка – внимание, память, речь и мышление. Сенсомоторная коррекция построена таким образом, что как будто «возвращает» ребенка к самому раннему детству. На занятии система восприятия и движения выстраивается заново, компенсируя тем самым нарушения.

Решаются следующие задачи – ребенок учится чувствовать свое тело и пространство вокруг, развиваются зрительно-моторная координация, формируется правильное взаимодействие рук и ног, развивается внимание, ребенок учится управлять своим поведением.

Основные составляющие сенсомоторных игр и упражнений – это дыхательные упражнения. глазодвигательные, ползания, формирование межполушарного взаимодействия и формирование пространственных представлений. Все эти упражнения гармонично вплетаются в структуру занятий и могут использоваться как физкульминутки и динамические паузы, и чередоваться с работой за столом.

В зависимости от результатов диагностики подбирается комплекс сенсорных секвенций — упражнений, помогающих улучшить восприятие, передачу и обработку информации. Упражнения таковы, что дети воспринимают все в виде игры. Привычные бассейны с шариками, гамаки и качалки дополняются необычными приспособлениями, и ко всему есть свои цели движения. В бассейне нужно найти и собрать предметы, качаясь в гамачке или на балансире необходимо умудриться переложить игрушку из одной коробки в другую, поймать мячик.

Все это призвано восполнить отсутствие тех навыков, которые дети в силу особенностей развития недополучили в сенситивный период. Снижение чувствительности к раздражителям или, наоборот, насыщение сенсорного голода помогают восстановить равновесие и не тратить силы и ресурс мозга на защиту от воздействия окружающей среды. А значит — развиваться быстрее, активнее и гармоничнее, а это в конечном итоге и есть цель всех участников процесса обучения и развития.

За энергию и ресурс в нашем мозге отвечает мозжечок. Когда ребенок качается на качелях, прыгает на батуте, занимается на балансире или балансировочной подушке, пытается устоять на одной ноге, то таким образом мы напитываем мозг ресурсом и энергией, чтобы кора головного мозга ребенка, а вместе с ней и высшие психические функции (речь, память, внимание, мышление работали как часы).

В летний период стимулировать мозжечок гораздо проще, существует множество вариантов простых и в тоже время действенных способов - качели, горки, карусели, бордюры, различные спортивные сооружения и снаряды. В осенне-зимний период, на который приходится учебная деятельность, прогулок меньше, соответственно и движений меньше. Из естественных стимуляторов остается горка и хождение по сугробам. Конечно такого минимального воздействия не хватает, и очень часто уже под конец первых осенних месяцев мы замечаем признаки истощения ЦНС у детей.

На пирамиде обучения наглядно видно, как и по каким кирпичикам ребенок двигается, чтобы прийти к получению академических знаний. С самого появления на свет начинают стимулироваться и развиваться все сенсорные системы (тактильная, слуховая, зрительная, осязательная …., это база и основа, постепенно ребенок из полностью горизонтального положения вертикализируется и в активную фазу включается и сенсомоторное развитие (сюда входят схема тела, ориентировка в пространстве, равновесие, моторное планирование, дальше наслаивается перцептивно-моторное это координация глаз-рука, внимание, способность слышать и слушать речь и понимать ее, контроль за положением тела, и только на самой верхушке пирамиды ребенок и мы вместе с ним приходит получению академических знаний в нашем привычном классическом понимания и сюда уже входит повседневная деятельность, произвольность, контроль поведения и академическое обучение в школе.

Таким образом, если пропустить хоть одну ступень, если выпадет хоть один кирпичик, то вся пирамида разрушится, или не разрушится, то ребенок будет на обучение и восприятие новый знаний у умения затрачивать такой колоссальный ресурс мозга, что на выходе мы получим неадекватное поведенческие реакции и отсутствие какой-либо мотивации к учебной деятельности.

Исходя из моего опыта сенсомоторные игры — это очень большой вклад в развитие ребенка.

Вот примеры игр и упражнений, и что мы развиваем на пирамиде обучения с помощью этой игры.

Эти игры провести и группе детей, и рекомендовать родителям для домашнего использования.

Любимый всеми детьми сухой бассейн (наполненный рисом, фасолью, пшеном, это по сути самая первая игра на тактильное восприятие, и она же самая ранняя подготовка руки к письму. В бассейн прячутся любые фигурки насекомыми, транспорта и предлагается ребенку это найти, достать и ощупать, на пирамиде обучения - это работа над восприятием сенсорной информации.

Ритмическая парковка и любые повторяющееся фигурки (парковку можно заменить на расчерченный лист бумаги, либо малярный скотч, наклеенный на пол). (Моторное планирование — основа для развития так называемых управляющих функций, т. е. способностей, которые отвечают за реализацию серии последовательных действий, ведущих к определенной цели. Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, которые не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. Моторное же планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное. Младенец поднимает погремушку, кладет ложку в рот, переползает через порог. Вы можете отметить, что, выполняя эти движения впервые, малыш не спешит, каждый шаг совершает медленно – он использует моторное планирование. Как только эти действия становятся навыками, они перестают требовать моторного планирования и выполняются легко и быстро, без предварительного обдумывания. Например, для семи- или восьмилетних детей за этим стоит способность решать проблемы и доводить дело до конца, не отступаясь, пока проблемы не будут решены.)

Развитие зрительного восприятия - ищем определенный предмет в каждой ячейке. В качестве ячеек может быть и нейропланшет, и ритмические парковки, и расчерченный лист бумаги.

Кинезиологические мячики и мешочки (можно использовать на начальном этапе самые простые упражнения) перекладывание из правой руки в левую, поймать с одним отскоком двумя руками, поймать одной левой, одной правой и так далее. Для усложнения ребенка можно поставить на балансировочную подушку, включить метроном, чтоб ребенок делал упражнение в определенном ритме и приучался к контролю тела и движений. Использовать на начальном этапе лучше мешочки, они лучше лежать в руке, и ребенку легче понять задачу и легче с ним справляться, дальше можно переходить на мячики.

Ортоковрики, следочки и ладошки.

Игра прятки (зрительный гнозис, закрепление цвета, сенсорное насыщение) Под «ладошками» спрятаны «следы», причем цвет перепутан, нужно отыскать все следы и с группировать их по цвету с ладошками. Если игра проходить в группе детей, то можно устроить соревнование, кто быстрее соберет.

Игра Канатоходцы (работаем над равновесием, схемой тела, удержание когнитивной задачи, слуховое восприятие. На полу выложены следочки ввиде канатной дороги, стопа к стопе, задача детей пройти, не наступая на пол.

Дополнить упражнение слухоречевой инструкцией –

ПО канату мы идем, руки за спину кладем

ПО канату мы идем, руками уши мы мы потрем

ПО канату мы идем, руки на живот кладем и т. д., перечисляя то, что нужно в зависимости от целей.

Это совсем небольшой количество игр и упражнений, которые можно использовать.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию игры.

Игры для детей с нарушениями в развитии Игры- наиболее доступный и эффективный метод, дающий возможность воздействовать на ребенка при его непосредственной активной помощи. Игра.

Игры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать потребность к двигательной активности через игры и упражнения с мячом. Упражнений и игр с мячом большое разнообразие:мяч.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей»Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Разрешите предложить вам консультацию по теме.

Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенкаФормирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсомоторные игры и упражнения во всестороннем развитии детей
Опубликовано: 10 апреля 2022 в 15:05
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсомоторные игры и упражнения во всестороннем развитии детей» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Шведова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД