Ирина Кутуева
Сенсомоторное развитие дошкольника
▼ Скачать
Сенсомоторное развитие дошкольника
Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Российское законодательство – прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Особую актуальность реализация права на образование детей-инвалидов приобретает в связи с Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми. На государственном уровне был провозглашен главный принцип стандарта - поддержка и развитие каждого ребенка, вне зависимости от его особенностей
Публикация «Сенсомоторное развитие дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Важной составляющей частью психологического развития ребенка является накопление им сенсорно - моторного опыта. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия, узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Таким образом, восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно - моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника
Успешность решения задач по развитию сенсомоторных навыков у детей с ОВЗ через тестопластику во многом зависит от правильности выбора и использования методов работы.
В связи с этим возникла проблема: как способствовать сенсомоторных навыков у детей с ОВЗ через тестопластику, обеспечивающих накопление им сенсорно - моторного опыта
На первый взгляд может показаться, что сенсомоторное развитие ребенка – это естественный процесс, который осваивается на определенных этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит у детей без нарушений в развитии. Но, у детей с ОВЗ все происходит иначе, поскольку общая инертность психики, нарушения движения и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей среды. Установлено, что у детей с ОВЗ сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно
У многих детей с проблемами развития отмечается скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение ими мышечных ощущений, неточность проприоцептивных ощущений движения приводят к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием. Выделенные особенности восприятия ярко видны у детей с ОВЗ в младшем дошкольном возрасте и только под влиянием коррекционного обучения они постепенно сглаживаются. Развитие и формирование сенсорной деятельности у детей с ОВЗ опирается на сохранные органы чувств, движения, сопровождение всех видов практической деятельности речью.
Дети истытывают трудности зрительного восприятия:
- слабость обозрения предмета (то, что видит сразу обычный ребенок, дети с ОВЗ видят последовательно, значит, воспринимают медленно информацию и больше деталей «теряют»
- отсутствует стремление рассмотреть предмет во всех деталях
- позднее различение цвета предметов
Трудности тактильного восприятия:
- движения осуществляются не в полном объеме
- недоразвитие мелкой моторики
- нарушение зрительно-двигательной координации
На сегодняшний день в теории и практике дошкольного образования имеет место противоречие между повышенным вниманием ФГОС второго поколения к сенсомоторному и творческому развитию дошкольников и недостаточной научно-методической разработанностью процесса его развития в условиях детского сада. Выявленное противоречие определило проблему исследования и явилось основой актуальности для проведения моей экспериментальной работы – определения эффективности развития сенсомоторных навыков дошкольников с ОВЗ средствами тестопластики в совместной деятельности.
Тема нашей работы: Использование модульной технологии в ходе сенсорного развития детей с ОВЗ через тестопластику
Продумывая систему работы в данном направлении была создана предметно - окружающую среда для развития сенсорно – моторных функций у «особых» детей. Разработан и подобран методический материал. Все это помогло активизировать и развивать сенсорно – моторные функции детей с ОВЗ средствами тестопластики.
Ключевая идея опыты заключается в изучении приемов и форм работы по развитию сенсомоторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из теста.
Система условий обеспечивающая возможность достижения цели.
С начало мы составили перспективный план и конспекты занятий. В каждом конспекте выдерживая общую тематику. В процессе лепки дети делятся своими впечатлениями, придумывают истории по теме. Обязательно в непосредственно образовательную деятельность включаю пальчиковую гимнастику.
Дополнительное образование по тестопластике проводили во II половине дня, продолжительностью 25 минут. В неделю проводится 2 занятия по тестопластике.
Примерная структура занятий.
1. Организационный момент. (мотивация)
2. Коррекционное упражнение.
3. Рассматривание поделок из теста.
4. Показ педагога приемов лепки.
5. Планирующая речь детей.
6. Выполнение работы детьми.
7. Анализ выполненной работы.
Методы, применяемые по лепке разнообразны:
- Действия по подражанию взрослому (на начальном этапе и при подаче нового материала);
- Совместные действия взрослого и ребёнка;
- Действия по образцу;
- Выполнение изображения по натуре после предварительного обследования и объяснения;
- Предварительное рассматривание скульптур, игрушек прикладного искусства, предметов, схем;
- Предварительное наблюдение на прогулках и на экскурсиях;
- Словесные методы (речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопросы, планирующая речь)
Работа над опытом охватывает период с 2018 по 2020 годы. На подготовительном этапе работы изучили методическую литературу по проблеме, пришли к выводу, что тестопластика это лепка декоративных изделий из соленого теста, материала, состоящего из натуральных компонентов: соли, муки и воды. Этот материал очень эластичный, приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов. Интерес к тесту как материалу для поделок возник сравнительно недавно, лет пятнадцать назад. Практика работы с детьми свидетельствует, что тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластичными материалами. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Следовательно, в процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. Кроме того, занятия тестопластикой способствуют развитию речи детей. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел. Во время работы с соленым тестом ребенок испытывает наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Лепка из соленого теста не только чрезвычайно увлекательна, но и полезна: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ.
Работа с тестом захватывает все внимание ребенка, будит воображение, фантазию, а вместе с этим развивает умелость рук.
Таким образом, начальная работа являлась ознакомительной и обучающей. Детей знакомили с предметами и явлениями окружающего мира, которые им предстояло изображать, обучала новым способам и приемам лепки.
В ходе последующих работ умения и навыки формировались и закреплялись; побуждала детей выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие содержание лепки.
Например, лепку угощений из сдобного теста «Крямнямчики» начала с чтения сказки-притчи В. Кротова «Крямнямчики». Предложили ребятам испечь из сдобного теста угощения для гостей группы, родителей. Показали детям возможные формы кондитерских изделий (печенье круглой, квадратной и фигурной формы, например, в виде уточки, буквы, цветка; пряник в форме полусферы - простой и с узором; многослойное пирожное и пр.). Напомнила, что лепить лучше скульптурным способом - из одного куска.
Дети лепили и украшали крямнямчики каждый по-своему. Тем детям, для которых поставленная задача оказалась сложна, предложили вырезать фигурки формочками для выпечки. Следует отметить, что тесто по своему составу более теплое, более податливое, чем пластилин и это очень важно для детских ручек. В ходе занятия провели и пальчиковую игру «Мы спросили нашу печь», а затем дети лепили угощения из теста и украшали их.
В ходе работы активизировали освоенные способы лепки и приё мы оформления поделок: раскатывание шара, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков – всё это развивало мелкую моторику, чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук.
На завершающем этапе «Мы- волшебники» создавала условия для развития инициативы и самостоятельности детей. Дети учились переносить свой опыт в новые условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях.
Широко использовали коллективные формы организации детского творчества. Так, например, мы создавали с детьми коллективные композиции. Продумывая темы коллективных занятий, исходили из интересов и возможностей детей. Можно выделить несколько использованных мною форм организаций таких занятий.
В процессе коллективных работы дети изготавливали художественные панно и макеты, персонажей для кукольного театра, лепили атрибуты для совместных игр (пирожные для угощения кукол, овощи и фрукты для сюжетно-ролевой игры «Магазин») и др.
Так же, нам удалось привлечь внимание родителей к проблеме развития мелкой моторики у детей. Родителям были даны конкретные практические рекомендации по работе с тестом, «Волшебное тесто для малышей», «Необычные поделки» и д. р.
На заключительном этапе работы провели повторную диагностику сенсомоторного развития детей группы дополнительного образования. На основе анализа методической литературы и проведенной работы были составлены рекомендации для воспитателей по использованию технологии тестопластики как средства развития сенсомоторики дошкольников
На сегодняшний день изучению развития сенсомоторных навыков посвящено большое количество работ педагогов и психологов.
Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, А. В. Запорожец, и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчётливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сочетание сенсорных и моторных («моторика» — движение) задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания. Моторика — основа развития, своего рода “локомотив” всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Роль и участие движения в возникновении ощущений и восприятий очень важна, так как возникающие ассоциации формируют зрительный опыт с опытом тактильно-двигательным. И. П. Павлов выразил это простыми словами: "Глаз "учит" руку, рука – "учит" глаз". С помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности.
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли, а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсомоторное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсомоторного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Актуальность.
Благодаря технологии тестопластики, используемой нами в работе, у детей улучшилось слуховое и зрительное восприятие, состояние мелкой моторики, дети стали усидчивее, внимательнее. Лепка из соленого теста обеспечивала хорошую тренировку пальцев, способствовала выработке изолированных движений, развивала точность движений пальцев и кистей рук, зрительное и пространственное восприятие.
Новизна опыта заключается в проектировании педагогической технологии, позволяющей во время образовательного процесса создать условия по развитию сенсомоторных навыков детей с ОВЗ. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка, создание и внедрение программы по использованию тестопластики для развития сенсомоторных навыков у детей с ОВЗ. При разработке своего подхода к сенсомоторному развитию детей с ОВЗ, мы во многом опиралась на работы зарубежных и российский педагогов, которые в своё время работали с такими детьми. Мы считаем, что для получения знаний о мире детям необходим реальный опыт взаимодействия с предметами. Это утверждение легло в основу нашей программы «Развитие сенсомоторной сферы у детей с ОВЗ через тестопластику».
Мы смогли в своей программе показать что изменение условий существования детей значительно меняет уровень их способностей. Одно из главных преимуществ моей программы то, что дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы. Поэтому на занятиях детям не скучно, они любознательны и инициативны. Дети используют новые способы и приемы лепки для развития воображения, фантазии, образного и абстрактного мышления детей.
Практическая значимость работы заключается в том, что практические методы и приемы исследования могут быть использованы в учреждениях ДОу для усовершенствования воспитательно-образовательного процесса по художественному восприятию разных видов искусства, развитию детского изобразительного творчества в лепке.
Технология работы по развитию сенсомоторной сферы с детьми ОВЗ посредствам тестопластики
Модель реализации проекта
I этап
информационно-аналитический, организационный анализ психолого-педагогических условий в ДОУ, способствующих развитию сенсомоторной сферы у детей с ОВЗ через тестопластику;
анализ научно-методических исследований по проблеме развития сенсомоторной сферы с детьми ОВЗ через тестопластику, выявление проблем;
организация в образовательном пространстве ДОУ, в условиях реализации ФГОС ДО, предметной развивающей игровой, адекватной возрастным особенностям.
II этап
внедренческий Создание комплекса условий направленных на развитие сенсомоторной сферы с детьми ОВЗ через тестопластику средствами предметно – игровой среды:
Разработка методического комплекта по развитию сенсомоторной сферы с детьми ОВЗ посредствам тестопластики, подбор комплекса диагностических методик.
Апробирование методов и форм (обновление содержания);
Вовлечение в совместную образовательную деятельность всех участников образовательных отношений;
Периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий;
III этап рефлексивно – обобщающий (результативный) Анализ результатов работы по созданию комплекса условий для развития сенсомоторной сферы с детьми ОВЗ, корректировка;
Мониторинг влияния созданных методических, организационно - педагогических условий, предметно – игровой среды на развитие сенсомоторной сферы с детьми ОВЗ посредствам тестопластики;
Обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, по развитию сенсомоторной сферы с детьми ОВЗ через тестопластику.
Результативность
В ходе основного этапа работы была запланирована и проведена диагностика состояния сенсомоторики у детей старшей возрастной группы, которая осуществлялась в 2019-2020 учебном году (октябрь). Для выявления уровня сформированности сенсомоторного развития детей (16 человек) использовала тестовые задания Н. В Гатановой, Е. Г. Туниной. Мониторинг проводился в индивидуальной форме. Детям предложила выполнить следующие задания:
1. Части рисунков (восприятие формы).
2. Темный силуэт и цветные картинки (восприятие цвета).
3. Наложенный контур (восприятие формы).
4. Сериация (восприятие размера).
5. Геометрический орнамент (восприятие фигур).
6. Клетчатый рисунок (восприятие пространства, координация глаз и руки).
7. Колодец из счетных палочек (развитие мелкой моторики).
8. Обведи по точкам (развитие мелкой моторики)
При обследовании учитывали отношение ребёнка к речевой инструкции, признаки утомляемости. Оценка уровня сформированности сенсомоторики проводилась по следующим показателям: умение восстанавливать образ предмета по фрагменту; узнавать объект независимо от цвета; понимать соразмерность геометрических орнаментов; управление пальцами рук; развитие координации и синхронизации движений мелких мышц обеих рук.
Со всеми детьми, принимавшими участие в обследовании, легко установили контакт, который наблюдали на протяжении всего времени диагностирования. По итоговым результатам оценки выполнения заданий каждый ребёнок был отнесен к одному из трех уровней развития сенсомоторики : высокому, среднему, низкому. Количественный анализ результатов обследования показал, что у 35% детей выявлен высокий уровень сформированности сенсомоторики, у 65% средний уровень сформированности сенсомоторики. Результаты указывали на необходимость развития сенсомоторики у детей старшей группы.
Вывод
Лепка из соленого теста позволила создать благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, которая способствует развитию эмоционального мира ребёнка и подталкивает его к разнообразной творческой деятельности.
Способы выполнения лепки из соленого теста позволили детям с ОВЗ приобрести знания не только в области данного предмета, но и знания о бытовом окружении, приобрести навыки по самообслуживанию и взаимопомощи. Дети начинают понимать, что все предметы могут использоваться не только по прямому назначению, но и косвенному. Появляется понятие вариативности.
Таким образом, благодаря технологии тестопластики, используемой мною в работе, у детей с ОВЗ улучшилось слуховое и зрительное восприятие, состояние мелкой моторики, дети стали усидчивее, внимательнее. Лепка из соленого теста обеспечивала хорошую тренировку пальцев, способствовала выработке изолированных движений, развивала точность движений пальцев и кистей рук, зрительное и пространственное восприятие.