Баскакова Марина Васильевна
Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
школа «Планета детства» дошкольное отделение
Районное методическое объединение педагогов дошкольных образовательных организаций городского округа клин
Тема:
«Технология Сенсорного развития»
Выступление:
Публикация «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
«Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Место проведения: МОУ – гимназия им. В. И. Татищева
(дошкольное отделение г. Клин, ул. Ленинградская, 10А)
Форма проведения: семинар - практикум
Подготовил:
воспитатель МОУ - школа «Планета детства»
Баскакова Марина Васильевна
г. о. Клин 29 февраля 2024г.
СЛАЙД 1.
Добрый день уважаемые педагоги! Меня зовут Баскакова Марина Васильевна. Сегодня мне хочется поделиться с вами своим опытом работы по теме: «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
СЛАЙД 2.
Нет ничего более интересного и захватывающего для ребенка, чем игра. Играя, дети познают мир, обретают различные навыки и развивают свои способности, даже не замечая этого.
Существует целый отдельный вид игрушек и пособий – развивающие. Эти игрушки и пособия помогают научить чему – то новому и побуждают интерес ребёнка к знаниям в процессе занимательной и познавательной игры.
СЛАЙД 3.
К сенсорному развитию детей дошкольного возраста относится знакомство с цветом, формой, величиной, запахом, вкусом, тяжестью, фактурой, звучанием объектов окружающего мира, ориентированием в пространстве.
Для создания в сознании ребенка целостного образа объекта действительности, а в конечном итоге и картины мира, в работу подключаются различные анализаторы организма – слуховой, зрительный, обонятельный, осязательный. Однако восприятие действительности не является пассивным актом, но, напротив, требует деятельности, движения, манипуляций с предметами. Тогда подключается моторная сфера ребенка или моторика (внешние движения человека, включающая в себя как крупную моторику, так и мелкую, требующую тонкой организации движений. Таким образом, сенсомоторика – это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития человека.
СЛАЙД 4.
В своей работе я в первую очередь подошла к вопросу о разнообразии развивающей предметно-пространственной среды в группе и на прогулочном участке.
При организации сенсомоторного центра выбрано удобное и доступное место расположения в групповом помещении. Уделяется особое внимание подбору сенсомоторных объектов, влияющих на развитие слуха, зрения, осязания, обоняния и вкуса, безопасных для жизни и здоровья детей. Содержимое центра определяется в зависимости от потребности и изучаемой темы. Сенсомоторный центр используется в образовательном процессе: в организованной образовательной деятельности, в самостоятельной игровой, экспериментальной деятельности детей.
СЛАЙД 5.
Особое место в сенсомоторном центре занимают дидактические игры.
Сегодня есть огромное количество готовых игр и пособий, призванных развивать у детей сенсомоторную координацию. Это
- всевозможные конструкторы для развития конструктивных навыков
- рамки и вкладыши для формирования представлений о форме и размере
- пазлы для развития целостности восприятия, мышления и мелкой моторики
- мозаики для развития цвето- и формовосприятия и мышления
- шары су- джок для массажа и самомассажа,
- шнуровки для развития тонких движений пальцев рук
- развивающие игрушки из мягкого полимера для формирования хорошей моторики пальцев, развития тактильных ощущений и мышления ребёнка.
- игрушки с полипропиленовыми гранулами для тактильной чувствительности
- игры Никитина, блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, различные бизиборды для развития логического мышления - настольные игры для развития зрительного восприятия, представлений об окружающем, внимания, памяти, мышления и речи
В центре физического развития - кольцебросы, летающие тарелки, кегли и другие игрушки для спортивных игр помогут ребёнку стать ловким и подвижным
В центр художественно- эстетического развития - музыкальные игрушки для детей, которые помогут сформировать и развить слух. Пальчиковый театр, куклы перчатки, куклы Бибабо.
СЛАЙД 6.
Несмотря на то, что современные производители предлагают множество игр и игрушек для развития мелкой моторики рук, я уделяю особое внимание играм-самоделкам и нетрадиционному игровому оборудованию. Всё это сделано совместно с родителями: разные пособия, дидактические игры, тренажеры. Все игры направлены на развитие мелкой моторики.
СЛАЙД 7
И конечно же каждый педагог имеет свой набор эффективных игр и упражнений, направленных на развитие того или иного компонента сенсомоторики у дошкольников. Подобная «педагогическая копилка» есть и в нашем арсенале.
СЛАЙД 8 по 10
Целью работы с представленными игровыми пособиями является обогащение чувственного опыта детей дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития, содействие психофизическому развитию.
Это - сенсомоторные игры и упражнения с использованием бельевых прищепок, «сухого бассейна», миниатюрных предметов, различных бизибордов, игр из фетра, дорожка здоровья….
Пособия являются простыми и безопасными для детей дошкольного возраста, привлекают внимание своей необычностью, не требуют специального дорогостоящего оборудования.
Бизиборд – это развивающая доска для детей, которая имеет много разнообразных предметов и приспособлений.
Главная цель: дать возможность ребенку познавать мир через тактильное восприятие.
Задачи:
- развивать мелкую моторику рук, логику и мышление;
- способствовать изучению различных цветов;
- формировать причинно-следственные связи;
- развивать самостоятельность и познавательную активность;
- способствовать развитию произвольности (умение играть по правилам и выполнять инструкции).
СЛАЙД 11
Д/И по формированию математических представлений.
«Изучаем и закрепляем счет от 1 до 10»
Цель: в игровой форме знакомить детей с цифрами и соотнесение цифр с
количеством предметов, создание условий для познавательного развития детей.
Задачи:
- Совершенствовать навык счета в пределах десяти, формировать умение
соотносить количество предметов с числом;
- закрепить умение ориентироваться в пространстве: слева, справа, вверху,
внизу;
- закрепить знания о величине, форме, цвете предметов; умение объединять
предметы по общим признакам;
- закреплять умение детей подбирать по цвету;
- развивать память, внимание, интерес, наблюдательность;
- развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинетические
ощущения мелкую и крупную моторику у детей;
- воспитывать интерес и положительное отношение к игре.
Игра «Сосчитай-ка и назови цифру»
Цель: закреплять навыки счета от 0 до 10, соотносить число и количество точек.
Предложить ребенку сосчитать количество точек, а потом назвать цифру, и наоборот.
Игра «Жуки - Цветочки» (крестики - нолики)
Цель: Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Закреплять умения различать понятия «вертикально», «горизонтально» и «по диагонали»;
- Овладевать логическими операциями;
- Закреплять счет в пределах 10;
- Формировать и совершенствовать у детей пространственные представления;
- Развивать мыслительные операции: восприятие, память, мышление, внимание;
- Способствовать развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, логического мышления, памяти и речи детей;
- Изготовление настольной игры «Крестики-нолики» своими руками.
Ход игры:
Игроки по очереди выкладывают на свободные клетки поля жучка или цветочек. Выигрывает тот, кто первым выстроил в ряд своих «жучков» или «цветочки» по вертикали, горизонтали или диагонали.
СЛАЙД 12.
Д/ пособие «Чудесный мешочек» или «Волшебный слоник» (тактильные ощущения)
Задачи: учить детей узнавать предметы на ощупь, правильно называть их, четко произносить название, давать их краткое описание, подбирать характерные действия.
СЛАЙД 13.
Собери картинку (мягкий конструктор, пазлы.) (мелкая моторика)
Задачи: учить детей ориентироваться в предметах разной геометрической формы, составлять из них картинку. Обогащать чувственный опыт детей при действии с предметами разной формы и разной величины, учить познавать их физические свойства. Развивать мелкую моторику руки.
СЛАЙД 14.
Игры детей с различными видами конструкторов.
Цели: развивают логическое мышление, память, внимание, интерес, наблюдательность, воображение и творческие способности, координацию, мелкую моторику.
Задачи: закрепляют основные цвета, формы, размер деталей, ориентировка в пространстве.
СЛАЙД 15.
Трудовая деятельность.
Огромную роль в сенсомоторном развитии играет трудовая деятельность детей, в которую входит: самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной и художественный труд.
Развивая элементарные навыки самообслуживания, ребенок учится выполнять точные, контролируемые движения, и они помогают в развитии мелкой моторики, которая непосредственно связана с развитие мышления и речи детей. Например: «Застегни или расстегни пуговицу, кнопку, застежку, липучку и т. д.», «Шнуровки».
Важный и интересный вид труда в природе: Ухаживая за растениями, дети наблюдают за этапами роста, способами ухаживания. Знакомятся с сельскохозяйственной деятельностью, с орудием труда и техникой. Труд в природе способствует эффективному развитию точной ручной координации. Прополка грядок и сбор ягод, рыхление земли, сбор камешков различной величины, шишек и веточек, насыпание зерна птицам – все это отражается на развитии мелкой моторики рук ребенка.
Ещё один вид трудовой деятельности в детском саду это бытовой труд. Бытовой труд – это труд по наведению и поддержанию порядка в помещении и на участках. Этот вид труда имеет определенную цикличность, трудовые операции повторяются и это связано с жизненной необходимостью, которые дети постепенно начинают осознавать (сегодня вытерли пыль, и завтра; убрали игрушки, а в течение дня они их тоже берут).
Наилучшим вариантом для сенсомоторного развития детей дошкольного возраста является детское творчество. Лепка из пластилина, рисование, аппликации из разных материалов, поделки из глины или солёного теста – всё это помогает ребёнку познавать мир и совершенствовать сенсорные навыки. Кроме того, такие творческие занятия способствуют развитию мелкой моторики рук ребенка.
СЛАЙД 16
Во время воспитательно-образовательного процесса организацию сенсомоторного развития планируют в тесной взаимосвязи со всеми другими видами деятельности дошкольников.
СЛАЙД 17
Средствами реализации сенсомоторного развития в современной системе воспитательно - образовательного процесса ДО остаются занятия; дидактические игры и упражнения; театральная деятельность (пальчиковые игры, куклы перчатки, поисково-исследовательская деятельность; наблюдения и экскурсии сюжетно-ролевые игры.
СЛАЙД 18.
«Игры с песком» (тактильные ощущения)
Задачи: учить детей лепить из мокрого песка куличи, обыгрывать свои действия, уточнять представления детей о свойствах песка. Обогащать сенсорный опыт детей.
«Сухой аквариум» (мелкая моторика)
Задачи: развитие мелкой моторики, массаж кончиков пальцев, развитие их чувствительности, скоординированности движения.
«Золушка» (перебрать и отделить крупы) (развитие мелкой моторики)
Настольные логические игры (закрепление цвета, формы, развитие логики)
Подвижные игры (закрепление цвета)
СЛАЙД 19.
БИЛЬБОКЕ - забавная игрушка, которая развивает глазомер, ловкость, точность и координацию.
Материал: верхняя часть пластиковых бутылок, контейнер от «киндер-сюрприза», цветная нить
Совершенствование умения подбрасывать предмет вверх или ловить его; развивать глазомер, быстроту реакции, координация движений предплечья кисти и пальцев, ловкости, меткости, глазомера, произвольности поведения, быстроты реакции. Воспитание упорства, настойчивости, позитивного духа соперничества, формирование навыков самоконтроля.
Цель игры:
Дети подбрасывают контейнер вверх и бутылочкой ловят его. Если поймали — молодцы!
Вот такие игрушки Бильбоке, можно сделать из обрезанной пластиковой бутылки, киндера-сюрприза и веревочки.
СЛАЙД 20.
ДОРОЖКА ЗДОРОВЬЯ
Вашему вниманию представляю дорожку здоровья, которую я использую в работе с детьми, сделанную своими руками из подручных материалов.
Всем известен факт, что развитие моторики влияет на интеллектуальное развитие, и, в особенности, на развитие речи. Аналогичное воздействие оказывает и стимуляция стоп детей : огромное количество импульсов направляется в центры и кору головного мозга, стимулируя развитие речи и интеллекта. А так же ходьба по массажным коврикам помогает тренировать мышцы стопы. У детей это способствует формированию свод стопы и профилактику плоскостопия.
СЛАЙД 21.
Работа с педагогами
Для педагогов нашего дошкольного отделения неоднократно проводила мастер – классы, семинары – практикуму и консультации для повышения теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
СЛАЙД 22.
Работа с родителями
Следует отметить, что вся организованная работа не была бы столь плодотворной, и не дала бы должного эффекта, если бы я не смогла заинтересовать родителей. Для родителей были организованны консультации: «Что такое сенсорика, и почему ее нужно развивать?» «Сенсомоторные способности малыша», «Воспитание сенсорной культуры ребенка»; проведены мастер-классы: «Игры с кинетическим песком», «Изготовление кинетического песка», «Что такое бизиборд», а так же беседы, папки – передвижки. Родители станоли активными участниками образовательного процесса.
Таким образом: сенсомоторное развитие дошкольников это одно из важных направлений в личностном развитии детей и основа для успешного интеллектуального развития ребенка.
Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому в игре с ребенком показывайте ему собственную увлеченность.
Играя с детьми необходимо помнить о том, что если у ребенка нет настроения, то лучше отложить занятия до более подходящего момента.
СЛАЙД 23.
Спасибо за внимание!
Приложение
Примеры игр и дидактических пособий :
1. Мозаика, вкладыши (мелкая моторика)
Задачи: развивать мелкую моторику руки, формировать у детей умение соотносить предметы по форме, активировать в речи и уточнять названия цвета.
2. Игры с прищепками (цветовое восприятие)
Задачи: учить детей узнавать и называть цвет, соотносить по цвету прищепки с рисунком, развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Собираем урожай (форма и величина)
Задачи: закреплять умение детей различать однородные предметы по размеру, учить объединять их в группы по величине.
4. Учимся различать геометрические фигуры (форма и величина)
Задачи: учить детей применять знания о геометрических фигурах, находить предметы заданной формы в окружающей обстановке. Развивать зрительное восприятие, воображение, формировать умение сопоставлять, сравнивать.
5. Расстегиваем пуговицы, молнии, кнопки. Шнуровка (мелкая моторика)
Задачи: учить детей самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы, молнии, кнопки, учить шнуровать. Развивать мелкую моторику рук, способствовать формированию навыков самообслуживания.
6. Больше - меньше (форма и величина)
Задачи: упражнять детей в различении и сравнении предметов по величине, продолжать знакомить с различными способами сравнения, учить использовать знакомые способы.
7. Свойства предметов (тактильные ощущения)
Задачи: познакомить детей с такими свойствами материалов, как твердость и мягкость. Показать, что твердый предмет (камень) трудно разбить, а из мягкого материала (пластилин, глина) можно лепить, менять его форму.
8. Сделаем бусы из соленого теста (мелкая моторика)
Задачи: учить детей раскатывать тесто круговыми движениями, сплющивать его. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, цветовое восприятие.
9. Узнаем предметы на ощупь (тактильные ощущения)
Задачи: предложить детям узнать на ощупь различные предметы, учить называть их качества. Развивать тактильное восприятие.
10. Играем с пирамидками, лабиринтами (мелкая моторика)
Задачи: учить детей применять в игре умение ориентироваться в однородных предметах, подбирая их в определенной последовательности. Развивать мелкую моторику, обогащать чувственный опыт детей при действии с предметами определенной формы и разной величины, учить познавать их физические свойства.
11. Тактильный мешочек (тактильные ощущения)
Задачи: находить предметы, одинаковые по текстуре.
12. Игры с прищепками (мелкая моторика)
Задачи: учить детей узнавать и называть цвет, соотносить по цвету прищепки с рисунком, развивать мелкую моторику пальцев рук.
13. Обучающая игра «Веселая шнуровка»
Цель: способствовать развитию мелкой моторики и научить ребенка вставлять шнурки в отверстия, завязывать на бантик шнурок.
14. Игра «Веселая прищепка»
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.
Двигая прищепки, как косточки на счетах, считать их. Было два пирожка у Маши, мама дала ей еще один. Сколько у Маши теперь пирожков? Три. С помощью таких «бус» удобно изучать понятия «направо», «налево», «сколько».
15. Игра «Веселые застежки и пуговицы»
Цель: закреплять умение детей расстегивать и застегивать пуговицы, пряжки, расстегивать и застегивать молнию и фастекс, учить различать оттенки цветов, воспитывать настойчивость, целеустремленность.
Предложить ребенку раскрывать молнии, фастекс, пуговицы, чтобы найти спрятавшегося героя.
16. Игры из фетра
Задачи:
- учить открывать и закрывать замочки;
- закреплять знания основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и соотносить их по признакам (цвету);
- развивать координацию действий обеих рук;
- формировать зрительное восприятие, внимание, воображение.
- вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.