Татьяна Цветкова
Формирование положительного образа семьи у дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Формирование положительного образа
семьи у дошкольников
Семья – это счастье,
которое нельзя получить за деньги
Становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста является одной из важных задач духовно-нравственного воспитания в детском саду.
За многовековую историю человечества, сложился идеал воспитания. Люди всегда, мечтали о воспитании человека, - полноценного члена, общества. У такого человека много характеристик, одна из важнейших, причем вневременная, - быть "добропорядочным отцом или матерью семейства" как отмечал Бестужев-Лада.
Публикация «Формирование положительного образа семьи у дошкольников» размещена в разделах
Мы хорошо понимаем, что от родителей зависит, какая будет семья. А нормальная жизнедеятельность этого удивительного своеобразного и пластичного организма является необходимым условием выживания государства, народа, человечества в целом.
У некоторых может возникнуть вопрос: "Не преждевременно ли говорить о формировании образа, семьи в столь раннем возрасте?". Уверена, что нет. Возможность воспитания будущего семьянина, в дошкольном возрасте доказана психологическими исследованиями, которыми установлено, что социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается с постижения образа, семьи.
К сожалению, в настоящее время у многих детей складывается деформированный, искаженный образ семьи, т. к. скудны эмоционально-личностные контакты между родителями и детьми, изменились социальные роли членов семьи.
Также отрицательно сказывается на формировании образа семьи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, отсутствие отца как члена, семьи и воспитателя. А это, как правило, негативно сказывается на развитии ожиданий ребенка в отношении своей собственной будущей семьи.
Но, я глубоко убеждена, что при умелой организации специальной педагогической работы мы, совместно с родителями воспитанников, можем повлиять на становление положительного образа семьи у детей.
В нашем детском саду наработал определённый опыт по обогащению представлений детей об особенностях семейной жизни, о взаимодействии поколений.
В своей работе мы активно используем созданные в последние годы программы знакомства, детей с окружающим миром, в которых, представлены знания о семье.
Особо в этом отношении следует отметить программу С. А. Козловой "Я - человек", где формирование ребёнка как полноценного члена общества, автор рассматривает в логике создания Человека в Человеке, воспитания гражданина родины и жителя планеты Земля.
Своеобразная Программа формирования у детей представлений о семье как величайшей общечеловеческой ценности содержится в народной педагогике. Нам в наследство осталось много произведений материальной и духовной культуры, которые позволяют проследить, как народ с малых лет вводил ребёнка в мир семейной жизни.
Неоценимую помощь в проведении работы по формированию у детей положительного образа семьи нам оказывают произведения устного народного творчества. Донести до детей саму суть понятия "семья" помогают те произведения, в которых опорными являются понятия семья, мать, отец, дети, брат и другие, отражающие родственные отношения.
При знакомстве с народными сказками особо подчеркиваем круг самых близких для ребёнка людей, раскрываем понятия "род", "родня", "отчий дом". Опыт показывает, что знакомить с художественными произведениями наиболее целесообразно с опорой на личный опыт детей. Это служит основой для характеристики семьи по принципу "раньше - теперь". Мы говорим, что раньше семья была многодетной. А теперь в семье, как правило, не боле одного - двух детей. Раньше дети трудились вместе с родителями, нянчили своих младших братьев и сестер.
Наши предки почитали семьи большие и крепкие. Поэтому и говорится: "Семейное согласие дороже всего", "Семейная каша погуще кипит". Родителям долг предписывал дать детям "пропитание, одежду и воспитание доброе и честное по состоянию". Нарушавшие этот обычай не одобрялись сельским "миром". Дети обязывались "оказывать чистосердечное почтение, покорность и любовь, и служить им делом, словами и речами отзываться о них с величайшим почтением, сносить родительские поправления и увещевания терпеливо, без ропота". Дети являлись кормильцами своих состарившихся родителей.
После этого предлагаем детям рассказать, как они дома, помогают взрослым, какие обязанности у них есть. Проводим игровой тренинг "Чей ты помощник дома". Знакомим и совместно с детьми разбираем смысл пословиц и поговорок: "В семье согласно, так идёт дело прекрасно", "Отца не хлеб кормит, а доброе слово детей", "Для внука дедушка - ум, для дедушки внук - дело" и др.
Активизировать личный опыт детей помогают и произведения современных авторов: А. Барто, Е. Пермяка, В. Осеевой и др.
С их помощью дети легче осознают своё место в системе семейных отношений, укрепляются в стремлении "быть полезным", "быть любезным" родным людям.
Обращаем внимание на то, что, к сожалению, как раньше, так и теперь в семье одинаковые беды : дети-сироты, "плохие дети". Анализ пословицы "В сиротстве жить - слезы лить" даёт возможность помочь детям не столько умом, сколько сердцем понять горестное положение этих людей.
Для формирования у воспитанников представления о "хороших" и "плохих" детях используем такие произведения как "Аленький цветочек" Аксакова, татарскую сказку "Три сестры", корейскую сказку "Ласточка", "Мороз Иванович" Одоевского и др.
Детям предлагается оценить поведение персонажей; высказать свое отношение к ним; ответить на вопросы: "А как бы ты посту пил?", "Что, по-твоему, значит "плохие", "хорошие" дети?". Эти вопросы подводят детей к самостоятельным выводам, помогают связать их с особенностями своих поступков, чувств и отношения к другим людям.
Предлагаем поразмышлять над пословицей "Добрые дети - делу венец, плохие дети - дому конец", а затем подумать над тем, какой ты сын (дочь) внук (внучка, что хорошего делаешь для своих близких, чем можешь их порадовать?
Мы разработали цикл занятий, на которых особое внимание уделяется понятию "отчий дом" (родной кров, родительский дом). Для ознакомления с разнообразием жилищ используем наглядный материал: картинки с изображением деревянных, кирпичных, домов, юрты, хижины и т. д. Детям предлагается подумать, чем они отличаются и чем похожи, главное объединяющее начало - в каждом из этих жилищ живет семья - единое целое, сплоченное любовью к детям, чувством благодарности и уважения к родителям, далее проводим занятия о домашнем хозяйстве, распределении обязанностей по дому, о семейных праздниках и традициях. Их главная цель - подвести детей к пониманию связи между членами семьи, научить проявлять действенную любовь, заботу о близких. Эффективно использование игровых упражнений, например,
-Попроси маму, бабушку о чем-либо, скажи это так, чтобы им захотелось выполнить твою просьбу.
- У брата беда, сломался грузовик, утешь его.
Чтобы упрочить эмоционально-положительные чувства к родным людям, предлагаем нарисовать, как дети помогают дома, как отмечают семейные праздники и т. п.
Физкультминуткой на таком занятии служит игра "Вежливый ручеек", где основное правило: выбирая пару, надо сказать какие-либо слова, приветствия и обратиться ласково по имени.
Дидактическая игра "Как поступить?" поможет научить детей быть внимательными, заботливыми по отношению к окружающим, выражать добрые чувства. Материал к данной игре: сюжетные картинки (для каждого ребёнка) : дети сажают цветы, деревья, а один ребёнок стоит без дела; дети собирают урожай, одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках; бабушка с дедушкой поливают грядки, а внук ничего не делает. Ход игры: Воспитатель начинает игру стихами, загадкой, пословицей по теме, например, "Дружба заботой да подмогой крепка" "Все силы отдай, а родных выручай".
Дети берут по одной картинке, рассматривают её, затем каждый рассказывает о том, что случилось с персонажами, изображенными на картинке, как им можно помочь. Игру можно проводить несколько раз, поощряя детей в поиске новых вариантов помощи.
Интересны в воспитательном плане специально создаваемые ситуации, которые ставят детей перед необходимостью лучше узнать особенности, интересы своих близких. Например, перед праздником День матери дети не просто изготавливают подарки, а предварительно по заданию воспитателя узнают у мам, что именно им будет приятно.
Опыт показал, что углублению интереса детей к эмоциональному состоянию близких людей служат мини-этюды, направленные на развитие умений различать средства общения и пользоваться ими: "прочитывать" эмоции в мимике, жестах, интонациях речи и соответственно реагировать на них.
Например, - Покажи маме, как ты рад её приходу.
Эффективно и использование игровых тренингов:
- Назови ласково близких и родных.
-Окажи, чем можно порадовать маму, бабушку…
- Закончи предложение:
"Если мама огорчена, я. ".
"Если заболел дедушка, я. "
Чтобы знания не были формальны и оставили след в душе ребёнка, мы их закрепляем через различные виды деятельности творческого характера. Это и рисование на темы "Портрет моей мамы", "Мой папа в армии", "У нас в семье праздник" и т. д.
Традиционными стали встречи клуба "Семь Я", членами которого являются и дети, и воспитатели, и родители. Темы самые разнообразные : "Бабушкин сундук", "Игрушки нашего детства", "Помню, я еще молодушкой была. "; организация концертов "Колыбельные наших бабушек", "Песни нашей семьи" и др.
В детском саду есть Книга памяти, которая постоянно пополняется интересными историями из жизни семей воспитанников. Психологи доказали особую роль семейных историй для психического развития детей. Оказывается, люди, которые в детском возрасте слушали предания от отцов и матерей, бабушек и дедушек, лучше постигают психологические взаимосвязи в своем окружении, легче ориентируются в трудной обстановке, сохраняют преданность своему роду. Да и те, кто их рассказывает, испытывают столь дефицитные положительные эмоции. А иллюстраторы этой замечательной книги - сами дети.
Для уточнения смысла понятия "семья" широко используем наглядный материал с изображением членов семьи, относящихся к трем поколениям (мама, пала, их родители, дети). После этого предлагаем детям составить модель семьи, состоящей из трех поколений. Каждое поколение обозначается фишкой своего цвета. Раскладывая финки, а затем, подбирая изображения членов семьи, ребёнок выстраивает её модель, называя при этом, кто кому кем приходится. Следующий шаг - моделирование своей семьи, которую ребёнок выкладывает рядом, называя имена, отчества членов семьи, их социальные роли, определяя при этом кем он приходится своим родным.
Здесь мы часто сталкиваемся с трудностями, которые заключаются в том, что дети не знают имена и отчества, своих близких. Порой педагог в этом помочь не может. И тогда мы обращаемся к родителям. Вот здесь то ребёнок наглядно убеждается, что такое семейная память и кто является её носителем. Параллельно ведём беседу о том, что значит отчество (наименование по отцу, рассказываем, что звать людей не только по имени, но и по отчеству - особенность русского народа. Называя отчество человека, люди вспоминают его отца, выражают уважение к его корням.
Вызвать у детей эмоционально-окрашенное чувство причастности к духовному наследию пропитого, усвоить знания о семейных традициях и обычаях нам помогают представления дидактического "исторического" театра. Перед зрителями как бы "оживают" картинки из жизни русского народа.
Декорации и элементы костюмов готовим заранее. Важно, что дети являются самыми непосредственными участниками их изготовления. Роли также распределяют сами дети. Причём, их заучивать заранее совсем необязательно. Каждый действует в определенной ситуации так, как её понимает, чувствует. "Вживаясь" в образ, дети получают возможность почувствовать русский характер, живой дух старины. Далёкое прошлое становится ближе и дороже.
Нравственный результат такой работы несомненен: создаётся реальная возможность ввести ребёнка в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое главное, научиться азам такого отношения.
В семье согласно, так идёт дело прекрасно!